2.3.1. Арбитрабельным является спор, возникший из заключенного сторонами в рамках гражданских правоотношений договора в соответствии с ФЗ о корпоративных закупках (223-ФЗ), при отсутствии в законе прямого запрета на его разрешение третейским судом и при отсутствии нарушения публичного порядка
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11 июля 2018 г. N 305-ЭС17-7240
[В рамках спора об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда о взыскании задолженности по гражданско-правовому договору, оплата по которому предполагалась за счет бюджетных средств, был рассмотрен вопрос об арбитрабельности споров по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Суды двух инстанций указали на отсутствие оснований считать такой спор неарбитрабельным, исходя из ст. 239 АПК РФ, суд кассационной инстанции не анализировал этот вопрос, т.к. счел, что стороны по договору в данном случае не относятся к субъектам, подпадающим под регулирование Закона N 223-ФЗ.]
Податель жалобы в ВС РФ ссылается на отсутствие как объективной (основанной на характере спорных правоотношений), так и субъективной (основанной на правомочиях конкретных субъектов передавать спор в третейский суд) арбитрабельности спора.
Из материалов дела следует, что заказчиком по договору выступало АО, 100% акций которого принадлежат городу Москве. Указанное обстоятельство подтверждается уставом общества, представленным в материалы дела.
Закупки товаров, работ, услуг такого заказчика как хозяйственное общество, доля участия субъекта РФ в уставном капитале которого превышает 50%, в силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 223-ФЗ, осуществляются в соответствии с его нормами. При этом не имеет значения для цели разрешения вопроса о наличии или отсутствии у третейского суда компетенции, соблюдали ли стороны требования специальных норм о закупках, предусмотренных Федеральным законом N 223-ФЗ, при оформлении своих отношений, если по своей правовой природе отношения должны регулироваться императивными нормами указанного закона (определения ВС РФ от 11.05.2018 N 308-ПЭК17, от 28.07.2017 N 305-ЭС15-20073 по делу N А40-188599/2014 Арбитражного суда города Москвы).
Следовательно, отношения сторон в рамках договора регулируются нормами Федерального закона N 223-ФЗ. Соответственно, вопрос об арбитрабельности спора из отношений сторон подлежал разрешению в настоящем деле, как в части субъективной арбитрабельности, ввиду участия в отношениях особых субъектов, так и в части объективной арбитрабельности по причине особого характера отношений.
[Часть 1 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ], а также регламентируемые нормами ГК РФ организационно-правовые формы и правовой статус лиц, являющихся субъектами отношений закупки, регулируемой Федеральным законом N 223-ФЗ, и указанных в нормах ч. ч. 2, 5 ст. 1 названного закона (государственные корпорации [и др.]) свидетельствуют о воле законодателя на регулирование спорных отношений в целом как гражданско-правовых, то есть основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Субъекты, указанные в ч. ч. 2, 5 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона N 223-ФЗ, в силу норм ГК РФ (глава 4), являются субъектами гражданских правоотношений и участниками гражданского оборота. Создавая такие юридические лица или участвуя в их деятельности, государство реализует невластные полномочия (ст.ст. 124, 125 ГК РФ). При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Федерального закона N 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений.
Таким образом, совокупность вышеизложенных признаков свидетельствует о том, что споры, возникающие из договоров, заключенных в результате закупки в рамках Федерального закона N 223-ФЗ, в целом являются гражданско-правовыми. Соответственно, в целом гражданско-правовой характер носит спор сторон настоящего дела.
В своих судебных актах [постановление от 26.05.2011 N 10-П, определение от 05.02.2015 N 233-О] КС РФ указал на гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства.
Возможность разрешения гражданско-правовых споров с помощью третейского разбирательства закреплена в гражданском законодательстве [п. 1 ст. 11 ГК РФ]. Нормой ч. 4 ст. 4 Кодекса в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, предусматривалось, что по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Общие принципы определения категорий споров, которые могли рассматриваться третейским судом, в период спорных правоотношений регулировались Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ (далее - Закон о третейских судах). В силу п. 2 ст. 1 Закона о третейских судах в третейский суд мог по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, возникающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Вместе с тем гражданско-правовые отношения могут быть осложнены публичным элементом, и данный факт, в свою очередь, ставит вопрос о влиянии такого осложнения на арбитрабельность спора. В качестве таковых квалифицируются отношения о несостоятельности (банкротстве), о государственной контрактной системе, отношения в сфере добросовестной конкуренции, в сфере опеки и попечительства и др. Наличие публичного элемента в гражданско-правовом отношении свидетельствует о том, что стороны отношений не в полной мере свободны в установлении своих прав и обязанностей, в определении условий договора (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Такое ограничение может влиять и на возможность выбора альтернативных способов разрешения спора из таких отношений. Однако участники гражданских правоотношений в силу их диспозитивной природы должны иметь явное и однозначное представление о наличии такого ограничения.
Заявитель, не оспаривая тот факт, что отношения закупки товаров отдельными видами юридических лиц в целом носят гражданско-правовой характер, однако указывает на наличие в этих отношениях публичного элемента, а следовательно, на явный интерес неограниченного круга третьих лиц - общества в целом в эффективности отношений и в контроле за ними, по аналогии со спорами, например о несостоятельности (банкротстве) или о возмещении вреда окружающей среде.
Выделение споров, действительно осложненных публичным элементом, особым образом при определении вопроса об арбитрабельности/неарбитрабельности стало традиционным для правовых систем.
В отечественной правовой системе важность правовой определенности в такой ситуации отметил КС РФ (Определение от 05.02.2015 N 233-О). Применительно к тем случаям, когда отношения действительно осложнены публичным элементом, КС РФ указал на два пути обеспечения баланса интересов в таких отношениях: прежде всего, на особое правомочие федерального законодателя, а затем - на правомочия судов в рамках защиты публичного порядка.
В спорный период специальной позиции федерального законодателя по вопросу полномочий (или их отсутствия) третейских судов на рассмотрение споров о закупках особых видов юридических лиц, в том числе ввиду наличия, по мнению законодателя, публичного элемента в спорных отношениях, не выявлено. Законодательство, закрепляя в целом подход об арбитрабельности споров из гражданских правоотношений, не содержало специальных норм об арбитрабельности, полной или условной неарбитрабельности споров из закупок особых видов юридических лиц.
Следовательно, к таким отношениям применимы общие нормы об арбитрабельности гражданско-правовых споров, пока федеральным законом не установлено иное.
При реформировании законодательства о третейском разбирательстве в 2014 - 2016 годах федеральный законодатель закрепил следующий подход к регулированию арбитрабельности: общий критерий арбитрабельности - гражданско-правовой характер отношений (ч. 3 ст. 1 Закона об арбитраже, ч. 6 ст. 4, ч. 1 ст. 33 Кодекса), перечень неарбитрабельных споров (п.п. 1-5, 7, 8 ч. 2 ст. 33 Кодекса), а также условно неарбитрабельную категорию - споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 6 ч. 2 ст. 33 Кодекса).
Однако споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством о закупках товаров отдельными видами юридических лиц, в данном перечне не указаны, иных законов, закрепляющих нормы о неарбитрабельности таких споров, не имеется, не названы они и в качестве условно арбитрабельных.
Таким образом, анализ правового регулирования, существовавшего в период спорных правоотношений, равно как и действующего в настоящее время, не позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель в рамках своих полномочий, устанавливая баланс публичных и частных интересов в отношениях по закупке товаров отдельными видами юридических лиц, предусматривал правило о неарбитрабельности споров, вытекающих из договоров, заключенных в результате такой закупки.
Судебная власть вправе устанавливать баланс в отношениях в целях защиты публичного порядка при наличии соответствующего элемента публичного порядка. Такого элемента публичного порядка РФ как неарбитрабельность споров, возникающих из отношений, регулируемых Федеральным законом N 223, не выявлено, а доказательств нарушения иных элементов публичного порядка, например, затраты бюджетных средств, заявитель в настоящем деле не представил.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия ВС РФ считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения на основании п. 1 ч. 1 ст. 291.14 АПК РФ.
Правовая позиция суда:
Третейский суд при рассмотрении спора, возникшего из гражданско-правовых отношений, действует в рамках предоставленных ему полномочий. Как видно из договора, включавшего закупку товаров, публичных элементов он не содержал. Закон также не препятствует в случае возникновения спора передаче его на разрешение третейского суда. Нет препятствий и в договоре. Таким образом спор является арбитрабельным, принятое судом решение не противоречит публичному порядку.
Комментарий автора:
В определении Судебной коллегии ВС РФ дан развернутый анализ изложенных в правовой позиции суда положений, касающихся оснований отмены решения третейского суда. Коллегия пришла к обоснованному выводу о том, что между сторонами заключен договор в рамках гражданско-правовых отношений, что стороны, являясь равными участниками гражданского оборота, были свободны в выборе средств защиты своих прав в случае возникновения спора. При этом закупка товаров в рамках данного договора регулировалась нормами Федерального закона N 233-ФЗ, в котором содержатся ограничения, касающиеся субъектного состава участников договора, споры с которыми не могли передаваться на разрешение третейского суда. Среди этих ограничений не указаны лица, участвующие в заключении настоящего договора. Таким образом, арбитрабельность спора законодательно определена.
Рассматривая вопрос об арбитрабельности спора наряду с другими обстоятельствами дела, Судебная коллегия пришла к правильному заключению о том, что решение третейского суда не противоречит публичному порядку. Такого элемента публичного порядка Российской Федерации как неарбитрабельность споров, возникающих из отношений, регулируемых Федеральным законом N 223, не выявлено, и не представлено других доказательств нарушения публичного порядка, в частности затрат бюджетных средств.
Б.Я. Полонский