От аттестации рабочих мест к оценке условий труда
В поле зрения редакции попали два небезынтересных правовых акта - два федеральных закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ и N 426-ФЗ. Один из них вводит в законодательство новый термин - "специальная оценка условий труда", а другой заменяет на него привычное всем понятие "аттестация рабочих мест". Зачем законодателю понадобилось делать такую замену? Ответ на вопрос дан со всех точек зрения. Также автор напомнил еще об одном важном мероприятии для транспортных компаний.
С чего все началось?
В Трудовом кодексе охране труда работников посвящен отдельный раздел. Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными требованиями охраны труда есть не что иное, как аттестация рабочих мест (ст. 209 ТК РФ). Мероприятие позволяет оценить, сколько работодателю нужно вложить средств, чтобы обеспечить безопасные условия труда. Но сама аттестация являлась довольно трудоемкой и обременительной процедурой, так как ее проведение было предусмотрено для всех предприятий, независимо от того, есть у них вредное производство или нет. При этом аттестации подлежали все рабочие места при отсутствии их дифференциации по специфическим особенностям условий труда.
В 2012 году Минэкономразвития была проведена экспертиза порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н, на предмет выявления норм, мешающих ведению предпринимательской деятельности. Эксперты Минэкономразвития указали на то, что излишне распространять обязательное требование по проведению аттестации на те рабочие места, по которым не доказаны (на основе сведений статистики) случаи возникновения ущерба и причинения вреда работникам. Аттестация - это дорогостоящая процедура, полностью не гарантирующая безопасности работников, поэтому необоснованно проводить ее не реже раз в пять лет в отношении всех рабочих мест. Данные требования следует исключить, а сами правила по аттестации доработать (заключение Минэкономразвития от 12.05.2012).
И работа над ошибками была осуществлена, изменения в правила проведения аттестации рабочих мест были внесены Приказом Минтруда РФ от 12.12.2012 N 590н. Поправки сократили перечень случаев и рабочих мест, для которых нужна оценка условий труда. Кроме того, вопрос периодичности аттестации был отдан на откуп работодателю, который мог не проводить данное мероприятие, если по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми). Исключениями из этого правила являлись две ситуации. В частности, вне всяких сроков проводится внеплановая аттестация, в том числе по инициативе работников, если они считают, что работодатель уделяет недостаточно внимания оценке условий труда на рабочих местах. Также не реже одного раза в пять лет проводится аттестация тех рабочих мест, на которых по результатам предыдущего аналогичного мероприятия установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием факторов, при воздействии которых обязательно проведение медицинских осмотров (обследований). Но прошел всего лишь год, и законодатель решил кардинально все поменять.
Чем продолжилось?
В настоящее время законодательством РФ фактически предусмотрены три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда:
- аттестация рабочих мест, проводимая с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда и иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций;
- специальная оценка условий труда, которая согласно ст. 58.3 Закона о страховых взносах*(1) должна проводиться на основании отдельного акта в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам;
- государственная экспертиза условий труда, осуществляемая органом власти, уполномоченным на проведение государственного надзора за соблюдением трудового законодательства согласно ст. 216.1 ТК РФ в целях оценки соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Очевидно, что указанные процедуры должны быть объединены и унифицированы, с тем чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования могли использоваться и в целях уплаты страховых взносов в ПФР, и в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам. Также важно перейти от формального подхода предоставления гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в названных целях исключительно фактическое воздействие на организм работника вредных и (или) опасных факторов трудового процесса. Это позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте и, с другой стороны, экономически стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, в том числе в целях оптимизации своих издержек.
В итоге была введена новая процедура - специальная оценка. Это комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесс и оценке уровня их воздействия на работника. В Федеральном законе N 426-ФЗ подробно расписаны права и обязанности работодателя и работника в части специальной оценки условий труда, а также полномочия проводящей ее организации. Все это, конечно, важно, но интереснее разобраться с тем, как проводится специальная оценка условий труда и как будут использоваться ее результаты.
Как проводится спецоценка?
Для проведения специальной оценки условий труда назначаются организации, отвечающие целому ряду требований, определенных в ст. 19 Федерального закона N 426-ФЗ. Методика проведения данного мероприятия должна быть разработана и утверждена Министерством труда и социальной защиты с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Основной процедурой спецоценки условий труда является идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:
- тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работника;
- напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
Если такие факторы не идентифицированы, то условия труда на данном рабочем месте признаются допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся. Идентификация названных факторов не осуществляется на рабочих местах, где сотрудникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на рабочих местах, где по результатам ранее проведенных аттестаций были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Кстати, если до вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ в организации была проведена аттестация, то в течение пяти лет со дня ее завершения в отношении соответствующих рабочих мест не требуется проводить специальную оценку условий труда. Если же аттестация не проводилась с 2009 года, то новую процедуру нужно будет проводить не реже чем раз в пять лет. Означает ли это, что, как и раньше, вводится обязаловка по проведению периодической оценки условий труда?
Ответ на данный вопрос не однозначен, так как по сравнению с аттестацией рабочих мест новшеством специальной оценки условий труда можно считать то, что вводится декларирование соответствия условий труда, что является подтверждением работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда. Это возможно тогда, когда идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах такие факторы не выявлены.
Если быть точным, то процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям заменяет не специальную оценку, а ранее применявшуюся сертификацию организации работ по охране труда. Декларирование освобождает работодателя от проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и, соответственно, снижает затраты, особенно это актуально для малых предприятий. Срок действия декларации соответствия условий труда - 5 лет. Однако если в этот период произошел несчастный случай на производстве или выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных или опасных факторов, то действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда. Решение о прекращении действия декларации принимает Федеральная служба по труду и занятости. Если же подобных ЧП не происходило, то по истечении срока действия декларации срок ее действия продлевается еще на пять лет. Что будет потом, в Федеральном законе N 426-ФЗ не сказано. Бесконечная пролонгация чревата снижением уровня контроля за обеспечением работодателями безопасных условий труда персонала.
Результаты специальной оценки
По итогам специальной оценки условий труда дается заключение о таких условиях. По степени вредности и (или) опасности условия подразделяются на четыре класса. Оптимальными являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни их воздействия не превышают уровни, установленные нормативами и принятые в качестве безопасных для человека. Допустимыми считаются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают установленные нормативами уровни, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня. Вредными являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. Вредные условия делятся на четыре подкласса. Опасными считаются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания.
Определение класса условий труда нужно не только для принятия мер по улучшению условий труда работников, но и для того, чтобы определить, в каком объеме следует проводить специальную оценку условий труда в организации. Также по результатам оценки работники будут обеспечиваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, будут назначаться и проводиться медицинские осмотры, будут устанавливаться гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда. Плюс к этому на основе результатов оценки условий труда будут рассчитываться скидки (надбавки) к страховому тарифу на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, будет устанавливаться дополнительный тариф пенсионных взносов с учетом класса условий труда на рабочем месте, а также обосновываться финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, осуществляемое в том числе за счет средств внебюджетных фондов.
Учет затрат на специальную оценку
Как следует из ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ, организация и финансирование проведения специальной оценки условий труда осуществляются за счет работодателя. В то же время по результатам проведения данных мероприятий организация имеет право обосновать финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств, предназначенных на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с введением специальной оценки условий труда Федеральным законом N 421-ФЗ внесены изменения во многие нормативные акты, например в Закон об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*(2). Однако правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний прописываются в подзаконном акте. В настоящий момент действуют правила финансового обеспечения, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н. В данный документ не вносились изменения в связи с отменой аттестации рабочих мест и введением специальной оценки условий труда. Финансовое обеспечение за счет страховых взносов, как и раньше, предусмотрено на мероприятия по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Кроме того, за счет средств внебюджетного фонда может приобрести страхователь, осуществляющий пассажирские и грузовые перевозки, приборы контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографы). Именно на покупку этих приборов транспортные компании могут реально получить средства, а не на проведение специальной оценки условий труда.
К сведению. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний предусмотрено в размере не более 20% от суммы начисленных страховых взносов на страхование от травматизма (п. 5 ст. 7 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов").
Хотя автор допускает, что в ближайшем будущем будут внесены поправки, которые разрешат за счет средств, предназначенных на страхование от травматизма, возмещать проведение новой процедуры по оценке условий труда. Кроме внесения изменений в правила финансового обеспечения предупредительных мер в случае травматизма, нужно будет внести изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам - форму 4-ФСС, утвержденную Приказом Минтруда РФ от 19.03.2013 N 107н. В ней есть табл. 10 разд. 2, где приводятся данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих аттестации, о количестве рабочих мест, аттестованных по условиям труда, в том числе отнесенных по условиям труда к вредным и опасным классам. Очевидно, все эти показатели администрирующему взносы органу нужно будет привести в соответствие с нормами нового закона для того, чтобы страхователь в рамках действующего законодательства смог отчитаться о мероприятиях, связанных с охраной труда и обеспечением безопасности рабочих мест.
Пока будем исходить из того, что до внесения всех перечисленных изменений или появления разъяснений уполномоченных органов специальная оценка условий труда будет проводиться за счет работодателя. При этом в силу требований ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). В затраты на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда входят не только расходы на проведение спецоценки условий труда, но и затраты на приобретение средств индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров и ряд других мероприятий по охране труда.
Помимо вопроса по контролю норматива бухгалтеру нужно решить еще два: в составе какого элемента затрат признать эти расходы и в какой момент их включить в себестоимость оказываемых транспортных услуг? Очевидно, что ответы на данные вопросы будут аналогичны ответам на подобные вопросы по бухгалтерскому учету расходов на аттестацию рабочих мест. Хотя по поводу проведения данного мероприятия не было конкретных указаний в документах бухгалтерского учета.
Так, в Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость предприятий автомобильного транспорта*(3) сказано, что учитываются для этих целей затраты по обеспечению нормальных условий труда, техники безопасности, обеспечению специальной одеждой, обувью, защитными приспособлениями. В то же время затраты на проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе, не включаются в себестоимость перевозок (работ, услуг). Специальная оценка условий труда предусмотрена для рабочих мест, имеющих прямое отношение к производственному процессу, поэтому затраты на ее проведение включаются в себестоимость транспортных услуг. Согласно Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте*(4) рассматриваемые затраты в составе расходов по обеспечению нормальных условий труда относятся к прочим затратам, связанным с обычными видами деятельности перевозчика.
Остается разобраться с моментом включения затрат на проведение специальной оценки условий труда в себестоимость оказываемых услуг. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, могут списываться постепенно в течение периода, к которому они относятся (Письмо Минфина РФ от 12.01.2012 N 07-02-06/5). Между тем считать период списания промежутком времени между проведением специальной оценки условий труда (пять лет) нет достаточных оснований, так как данная процедура при определенном стечении обстоятельств может быть заменена декларированием соответствия условий труда с последующим пролонгированием. Это в итоге делает срок списания расходов на оплату проведения специальной оценки неопределенным, что усложняет механизм применения постепенного списания затрат. Следуя требованию рациональности, предъявляемому к учету и учетной политике, бухгалтер вправе списать рассматриваемые затраты единовременно в периоде их фактического осуществления.
С позиций налогообложения прибыли в силу пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в частности, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством. Раз так, то затраты на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда могут быть учтены при налогообложении прибыли при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения (письма Минфина РФ от 09.08.2011 N 03-03-06/4/95, Минздравсоцразвития РФ от 25.05.2012 N ТЗ/3159-3-5).
* * *
В заключение хотелось бы упомянуть еще об одном мероприятии - о проведении аттестации для работников автомобильного транспорта. Речь идет о порядке проверки знаний лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта*(5). Документ до сих пор применяется, ведь перевозчики пассажиров и грузов не должны игнорировать акты, регламентирующие деятельность в области автомобильного транспорта, что контролирует служба по надзору в сфере транспорта (Постановление ФАС ДВО от 03.10.2012 N Ф03-4386/2012, Определение ВАС РФ от 19.12.2012 N ВАС-17143/12). Хотя не все судьи соглашаются с тем, что аттестация работников автомобильного транспорта обязательна. Требование о необходимости такой аттестации не вытекает из норм действующего трудового законодательства, а расширительное толкование норм права недопустимо (Постановление ФАС МО от 03.09.2013 N А40-13814/13-84-128).
Напоминаем, основными задачами проведения аттестации работников являются проверка уровня знаний персонала и формирование высокопрофессионального кадрового состава руководителей и специалистов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств. Кроме этого, такую аттестацию можно использовать как мотивационный инструмент, если по ее итогам наградить наиболее ответственных и знающих свое дело сотрудников. Аттестации подлежат исполнительные руководители и специалисты организаций независимо от форм собственности: обеспечение безопасности движения транспортных средств входит в их служебные обязанности (Постановление ФАС ЦО от 09.04.2013 N А62-4316/2012). В любом случае мероприятие по проведению аттестации работников не стоит игнорировать, так как за перевозку пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, предусмотрена административная ответственность (ст. 12.31.1 КоАП РФ, Постановление ФАС ЗСО от 01.10.2013 N А03-15946/2012).
Л.Г. Лукинова,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
*(2) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
*(3) Утверждена Минтрансом РФ 29.08.1995.
*(4) Утверждена Приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 N 153.
*(5) Утвержден Приказом Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"