Прошу дать разъяснения по следующему вопросу:
От Управления по работе с персоналом поступило требование о проведении оплаты взноса за незанятые квотируемые места для инвалидов.
В связи с этим просим разъяснить:
1. Допустимость принятия указанных платежей для целей налогового учета.
2. Снимает ли с Общества и руководителей Общества ответственность, предусмотренную ст. 5 Закона г. Москвы N 90 от 22.12.2004 выполнение указанных платежей.
В соответствии с Московским трехсторонним соглашением на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (прил. N 1 к Постановлению Правительства Москвы N 718-ПП от 12.12.2012) указанные платежи являются добровольными (п. 2.34).
Насколько мы понимаем, по указанной причине выполнение указанных платежей не снимает с Общества ответственности, установленной ст. 3 Закона г. Москвы N 90 от 22.12.2004 (с изменениями и дополнениями от 08.04.2009) "О квотировании рабочих мест" и, соответственно, не влияет на сохранение административной ответственности, установленной в ст. 5 за неисполнение закона. То есть Общество, как юридическое лицо, и руководящие должностные лица, как физические лица, могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной Кодексом города Москвы об административных правонарушениях вне зависимости от того, выполнены платежи, предусмотренные п. 2.34 Соглашения или нет.
Если же выполнение добровольных платежей снимает с Общества установленные законом обязательства по квотированию рабочих мест для инвалидов за оплаченные периоды, то возможно, вышеуказанные платежи никак нельзя считать добровольными.
Закон "О занятости населения в Российской Федерации"*(1) (далее - Закон N 1032-1), как сказано в его преамбуле, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
При этом в качестве дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы ст. 13 Закона N 1032-1 предусмотрено, в том числе, установление квоты для приема на работу инвалидов. В п. 2 данной статьи указано: "При этом квота для приема на работу инвалидов определяется в соответствии с законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(2) (далее - Закон N 181-ФЗ). В ст. 21 Закона N 181-ФЗ было зафиксировано: "Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников". Этой же статьей, было предусмотрено, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы, также определялся органами государственной власти субъектов РФ. Но с 01 января 2005 года данные положения из ст. 21 Закона N 181-ФЗ были исключены.
На территории Москвы действует Закон г. Москвы "О квотировании рабочих мест" N 90 от 22.12.2004 (далее - Закон N 90). На момент принятия Закона N 90 еще действовала старая редакция ст. 21 Закона N 181-ФЗ, поэтому ее положения о возможности замены выполнения требований о квотировании рабочих мест для инвалидов обязательным платежом в бюджет были учтены в законе субъекта федерации. Но вступив в действие, с 01 января 2005 года Закон N 90 сразу же вошел в противоречие с новой редакцией федерального закона. Именно поэтому сначала Московский городской суд, а потом Верховный суд РФ*(3) признали, что "...ч. 3 ст. 2 в части слов "либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы" признана противоречащей федеральному закону и недействующей со дня ее принятия".
Тем не менее, окончательно из текста Закона N 90 это положение исчезло в 2009 году благодаря принятию специального закона "О внесении изменений в Закон города Москвы от 22 декабря 2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" от 08.04.2009 N 4, и в настоящее время действует следующая редакция ч. 3 ст. 2 Закона N 90:
"Выполнением квоты для приема на работу (далее - квота) считается:
1) в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней...".
Московские власти не оставляют попыток взимания дополнительных платежей в бюджет и вносят в Московское трехстороннее соглашение между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей положения о добровольных взносах в бюджет за незанятые инвалидами квотируемые рабочие места. Например, в соглашении на 2013-2015 гг., заключенном 12.12.2012, п. 2.34 изложен следующим образом:
"Для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов работодатели ежемесячно добровольно вносят в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы на день его уплаты".
Как видно из вышеизложенного, платежи за незанятые инвалидами квотированные места носят добровольный характер. В рассматриваемом случае подобные платежи, если они будут осуществлены, не соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. Добровольные платежи не могут быть экономически оправданными и поэтому расходы на них при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций должны быть квалифицированы по пп. 49 ст. 270 НК РФ как расходы, не учитываемые в целях налогообложения.
Такого же мнения придерживаются и налоговые органы, например, в письме ФНС РФ от 22.06.2010 N ШС-37-3/4638@.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что единственным способом выполнить требование законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов на территории Москвы, является принятие на работу инвалидов, на положенные им по квоте рабочие места. Любая добровольная уплата взносов в бюджет не снимает с работодателя этой обязанности.
Статьей 5 Закона N 90 предусмотрена административная ответственность работодателя за невыполнение обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест согласно Кодексу города Москвы об административных правонарушениях.
Статьей 2.2 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях*(4): "Невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей".
Обращаем внимание, что с 08 марта 2013 года начала действовать новая редакция ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ, по которой в случае неисполнения работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. В старой редакции ст. 5.42 КоАП РФ, да и во всем кодексе, ответственность за подобное правонарушение была не установлена.
Пленум Верховного суда РФ в п. 1 своего Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал: "Применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений ст. 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации, а также ст. 1.3.1 КоАП РФ, определяющих предметы ведения субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации". То есть, законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации.
Как мы уже отмечали выше, федеральным законом N 181-ФЗ определен порядок установления квот для приема на работу инвалидов. Закон субъекта федерации (города Москвы) лишь конкретизировал размер квоты для трудоустройства инвалидов: 2% работодателям, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек. Кроме того, ст. 32 Закона N 181-ФЗ предусмотрена ответственность для граждан и должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так как с 08 марта 2013 года в КоАП РФ появилась специальная норма, предусматривающая административную ответственность должностных лиц за неисполнение обязанности по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то учитывая разъяснения вышеприведенного Постановления Пленума Верховного суда РФ нормы ст. 2.2 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях не должны применяться с этой даты.
Также заметим, что в соответствии с Законом N 181-ФЗ ответственность за его неисполнение может быть возложена на граждан и должностных лиц, в то время как ст. 2.2 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях включает в субъекты ответственности кроме должностных лиц юридические лица. То есть, КоАП города Москвы расширил субъектный состав административной ответственности, установленный Законом N 181-ФЗ. Тем не менее, суды московского региона при рассмотрении жалоб на привлечение к административной ответственности по ст. 2.2 КоАП города Москвы юридических лиц не исследуют этот аспект, и отказывают в их удовлетворении (см. Решения Московского городского суда от 20.06.2013 по делу N 7-1390, от 24.01.2012 по делу N 7-30, от 20.12.2012 по делу N 7-2494/2012, от 20.01.2012 по делу N 7-78/2012, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 N 09АП-2746/2013-АК по делу N А40-133098/12-149-1264).
Вывод:
1. Добровольные взносы, уплачиваемые в соответствии с требованиями трехстороннего соглашения, не признаются для целей налогообложения.
2. Добровольные взносы, уплачиваемые в соответствии с требованиями трехстороннего соглашения, за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов, не снимают административной ответственности с должностных лиц, установленные ст. 5.42 КоАП РФ. Остаются риски привлечения к ответственности юридического лица по ст. 2.2 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
15 ноября 2013 г.
ООО "Аудит-новые технологии", ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 19.04.91 N 1032-1.
*(2) Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ.
*(3) Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45.
*(4) Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.