Что будет компании, если она часто меняет место своего нахождения
Частая "миграция" может привести к выездной проверке. Выездную проверку проводит инспекция по прежнему месту учета. При смене названия улицы безопаснее внести изменения в устав.
Место нахождения юридического лица определяется местом его госрегистрации - по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа (см. врезку на с. 74). Адрес компании отражается в ее учредительных документах и Едином государственном реестре юридических лиц (ст. 54 ГК РФ, подп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юрлиц и ИП", далее - Закон N 129-ФЗ). В зависимости от места нахождения компания встает на учет в налоговой инспекции (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ). Кроме того, именно по этому адресу компания будет получать всю официальную корреспонденцию (от налоговых органов, внебюджетных фондов, контрагентов).
Буква закона. Изменение адреса необходимо зарегистрировать
После принятия решения о смене адреса компания в течение трех дней подает в инспекцию следующие документы (п. 5 ст. 5 и п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ):
- заявление по форме P13001, заверенное нотариусом (утв. приказом ФНС России от 25.01.12 N ММВ-7-6/25@);
- протокол общего собрания участников или решение единственного участника о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- новый устав или изменения к старому уставу (два экземпляра);
- квитанцию или платежное поручение об уплате госпошлины в размере 800 руб. с реквизитами той налоговой инспекции, которая будет регистрировать изменение адреса (подп. 1 и 3 п. 1 ст. 333.33, п. 3 ст. 333.18 НК РФ).
Можно также приложить документ, подтверждающий новый юридический адрес: копию свидетельства о собственности, заверенную печатью, договор аренды недвижимости, гарантийное письмо от арендодателя или иные документы.
Практика показывает, что компании могут отказать в госрегистрации при наличии подтвержденной информации о том, что адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом (подп. "р" п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.01 N 129-ФЗ и постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.13 N 61).
Случается, что организация меняет место своего нахождения. Это может быть связано с переездом в другой офис, переводом бизнеса в другой регион и пр. Нужно ли вставать на учет в инспекции по новому месту нахождения? Подавать ли заявление об изменении адреса в ЕГРЮЛ? В какую инспекцию представлять налоговую отчетность и истребованные при проверке документы?
Смена адреса сама по себе - не повод для проверки
Отбор компаний для проведения выездных проверок производится на основании всестороннего анализа всей информации, поступающей в инспекцию из внутренних и внешних источников (п. 3 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.07 N ММ-3-06/333@, далее - Концепция планирования проверок). Одним из критериев для проведения проверки является изменение организацией два раза и более своего юрадреса, а также смена адреса в процессе проведения выездной проверки (п. 10 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.07 N ММ-3-06/333@). Значит, если компания переезжала неоднократно с момента своего создания, велика вероятность, что ее деятельность налоговики проверят в рамках выездного контроля.
Сама по себе смена юридического адреса вряд ли послужит причиной проведения выездной налоговой проверки. Однако в совокупности с другими факторами (низкая налоговая нагрузка, существенная доля вычетов по НДС), переезд, по мнению авторов, может послужить весомым аргументом в пользу отбора компании для проверки. Ведь "миграция" компании может объясняться не только стремлением переехать в более благоприятный экономический регион, но и стремлением сменить проверяющего налогового инспектора.
При смене адреса компании целесообразно провести сверку расчетов с прежней инспекцией
Изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами. Следовательно, если у компании на дату переезда существует недоимка или, наоборот, налоговая переплата, она вправе обратиться с заявлением о проведении зачета или возврата налога.
По поданным ранее и не рассмотренным на момент изменения адреса компании декларациям и заявлениям решение выносит налоговый орган по прежнему месту учета (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ"). Такие ситуации могут возникнуть, например, в отношении декларации, в которой заявлен к возмещению НДС, по заявлению о возврате излишне уплаченных сумм налога, о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и др.
Но если компания планирует обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, вынесенного налоговиками по таким декларациям и заявлениям, необходимо учитывать, что полномочия налогового органа, принявшего оспариваемое решение, по исполнению судебного акта окажутся существенно ограничены. В связи с этим Пленум ВАС РФ в указанном выше постановлении N 57 отметил следующее:
<...> Суд после установления факта изменения места учета налогоплательщика, учитывая, что по итогам судебного разбирательства может возникнуть необходимость возложения обязанности совершить определенные действия на налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика, на основании части 6 статьи 46 АПК РФ по собственной инициативе рассматривает вопрос о привлечении такого органа в качестве соответчика.
Если же инспекция по прежнему месту учета компании не провела зачет или возврат переплаты, то обязанность провести такой зачет или возврат переходит к инспекции, в которой компания состоит на учете в настоящее время. На это указывают Президиум ВАС РФ (постановление от 30.05.06 N 1334/06) и нижестоящие суды (постановления ФАС Западно-Сибирского от 10.10.11 N А03-14027/2010 и Московского от 15.03.10 N КА-А40/15556-09-2 округов).
По мнению авторов, если компания планирует перейти на учет в другую инспекцию, ей целесообразно провести сверку расчетов с инспекцией по прежнему месту учета. В этом случае будет проще подтвердить, какая именно сумма подлежит зачету или возврату "экс-инспекцией", а какая - тем налоговым органом, где компания состоит на учете в настоящее время. Так, в одном из дел компании удалось вернуть налоговую переплату, подтвержденную актом сверки расчетов с бюджетом (определение ВАС РФ от 10.09.09 N ВАС-11628/09).
Примечание. Повторную проверку проводит УФНС по региону прежнего местонахождения компании.
Полномочия прежней и новой инспекции при проведении проверки зависят от даты смены адреса
Налогоплательщик представляет декларации и уплачивает налоги в инспекцию по месту своего учета (п. 3 ст. 80 НК РФ). До даты внесения в ЕГРЮЛ записи о смене адреса компания числится в своей прежней налоговой инспекции. После соответствующей записи организация снимается с учета в старой инспекции и встает на учет в налоговом органе по новому адресу (п. 3.6.1 и 3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утв. приказом МНС России от 03.03.04 N БГ-3-09/178).
Следовательно, именно с даты внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения компания начинает уплачивать налоги и представлять отчетность в налоговый орган по новому месту учета.
Выездную проверку назначает инспекция, в которой компания состоит на учете на дату вынесения решения. Поскольку проведение выездной проверки определяется решением налогового органа по месту нахождения организации (п. 2 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если компания подала документы на смену адреса, но соответствующие изменения еще не зарегистрированы в ЕГРЮЛ, решение о проведении выездной проверки, вынесенное инспекцией по старому месту учета, правомерно.
Такие выводы содержат разъяснения налогового и финансового ведомств (письма Минфина России от 05.05.12 N 03-02-07/1-110 и от 23.03.12 N 03-02-07/1-68, п. 11 письма ФНС России от 13.09.12 N АС-4-2/15309), а также судебная практика (постановления Поволжского от 29.05.13 N А65-25327/2012 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 06.09.13 N ВАС-11405/13) и Волго-Вятского от 15.03.13 N А29-1924/2012 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 08.07.13 N ВАС-8379/13) округов).
Смена адреса во время проведения выездной проверки не влечет ее приостановление или прекращение. Поскольку НК РФ не устанавливает возможность переноса срока налоговой проверки (письмо ФНС России от 18.11.10 N АС-37-2/15853).
Это подтверждает и судебная практика. В частности, Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 08.11.10 N А46-7512/2010 пришел к выводу, что положения Налогового кодекса не предусматривают прекращение выездной налоговой проверки в случае изменения юридического адреса проверяемым налогоплательщиком в ходе проведения уже начавшейся выездной проверки.
Решение по результатам проверки выносит инспекция, которая принимала решение о ее проведении. Поскольку НК РФ не представляет возможности налоговому органу выносить решение по материалам проверки, если он ее фактически не проводил.
В одном из дел предприниматель оспаривала решение по результатам проверки в суде. Аргументы - назначенная инспекцией проверка проведена не на территории налогоплательщика и не по месту нахождения налогового органа, на территорию администрирования которого предприниматель была поставлена на налоговый учет в связи с изменением места жительства в период проверки. Но суд такие доводы не поддержал, придя к следующим выводам (постановление ФАС Центрального округа от 03.08.11 N А08-763/2010-1):
<...> Акт и решение по результатам налоговой проверки выносятся налоговым органом, которым принято решение о проведении проверки и который фактически осуществлял проведение мероприятий налогового контроля.
Отметим также, что в этом деле суд подтвердил, что НК РФ не предусматривает прекращение выездной налоговой проверки при снятии налогоплательщика с налогового учета во время проведения проверки.
Повторную налоговую проверку проводит прежняя налоговая инспекция. Повторная проверка проводится в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную проверку (подп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ). Следовательно, если первоначальную проверку проводила территориальная инспекция по прежнему месту учета, проведение повторной проверки назначает УФНС России по субъекту РФ по прежнему месту учета налогоплательщика (письма ФНС России от 29.12.12 N АС-4-2/22690 и Минфина России от 29.03.12 N 03-02-08/32).
При переезде головного офиса в место нахождения обособленного подразделения последнее необходимо закрыть
Минфин России в письме от 08.07.13 N 03-02-07/1/26374 разъяснил, что если место нахождения подразделения организации территориально не обособлено от места нахождения самой организации, то в отношении такого подразделения отсутствуют признаки обособленного подразделения. Значит, если компания переехала по месту нахождения своего подразделения, она фактически прекращает осуществлять деятельность через такое подразделение. Соответственно указанное подразделение необходимо будет закрыть (п. 5 ст. 84 НК РФ).
Отметим также, что Налоговый кодекс не разъясняет, может ли в принципе обособленное подразделение изменять место нахождения. Представляется, что, если компания планирует перевести обособленное подразделение из одного региона в другой, ей необходимо закрыть подразделение по прежнему месту нахождения и зарегистрировать его по новому месту учета (см. врезку справа).
Переименование улицы безопаснее отразить в учредительных документах
Органы местного самоуправления могут присваивать, изменять названия улиц, устанавливать нумерацию домов (п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Нередко на практике изменение адреса организации связано не с переездом, а именно с переименованием улицы. Нужно ли в этом случае вносить изменения в учредительные документы?
Пленум ВАС РФ в постановлении от 30.07.13 N 61 отметил следующее:
<...> При рассмотрении споров о признании незаконными действий регистрирующего органа, внесшего по своей инициативе изменения в ЕГРЮЛ в части сведений об адресе юридического лица, связанные с изменением административно-территориального деления либо наименования улицы, населенного пункта, муниципального образования или субъекта Российской Федерации, арбитражным судам следует учитывать, что надлежащим адресом юридического лица является адрес, определенный с учетом соответствующего акта государственного органа или органа местного самоуправления, повлекшего указанные изменения.
По мнению авторов, если изменение адреса связано с переименованием улицы или изменением номера дома по инициативе муниципальных органов, сведения о новом месте нахождения организации в ЕГРЮЛ будут изменены автоматически. Косвенно это подтверждает судебная практика. В частности, Девятый арбитражный апелляционный суд, разрешая спор о правильности исчисления НДС, кроме всего прочего, отметил следующее (постановление от 27.11.12 N 09АП-33377/2012, 09АП-33379/2012):
<...> Данный факт (переименование улицы Фрунзе в улицу Знаменка) является общеизвестным и подлежал самостоятельному установлению налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки <...>
Примечание. По мнению столичных судей, факт переименования улицы является общеизвестным и налоговики самостоятельно устанавливают его в ходе проверки.
В другом деле налоговики проводили проверку компании, которая, согласно записи в ЕГРЮЛ, располагалась по адресу: Московская область, город Железнодорожный, микрорайон Купавна, улица Вокзальная, 2. В соответствии с постановлением главы города Железнодорожный от 24.09.04 N 3139 улица Вокзальная была переименована в переулок Вокзальный. Установив этот факт, инспекторы в рамках проведения камеральной налоговой проверки провели обследование помещения по юридическому адресу организации: г. Железнодорожный, Вокзальный переулок, д. 2 (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.11 N А41-14315/10).
Вместе с тем авторы рекомендуют компании все же самостоятельно внести изменение в единый реестр в случае переименования улицы или иного изменения адреса ее места нахождения. Ведь различия в наименовании адреса могут повлечь негативные последствия при взаимодействии с банками или контрагентами.
Н.В. Карпуненкова,
первый аудитор ООО "Бетроен"
И.М. Мухина,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
"Российский налоговый курьер", N 7, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99