Администрация муниципального образования (далее - администрация) предоставляет в аренду муниципальное имущество. В договоре указано, что арендная плата включает НДС 18%. Предоставляемое в аренду имущество учитывается в составе казны. Администрация является администратором доходов бюджета в отношении упоминаемых выше доходов в полном объеме.
Должна ли администрация выставлять счет-фактуру с выделенным НДС? Какие бухгалтерские проводки должны быть выполнены по договору в учете администрации?
Если уполномоченный орган власти (местного самоуправления) сдает в аренду имущество, числящееся в составе казны публично-правового образования, налоговую базу по НДС должен определять налоговый агент (арендатор) (п. 3 ст. 161 НК РФ).
При осуществлении операций, предусмотренных п. 3 ст. 161 НК РФ, налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Следовательно, при составлении соответствующих контрактов уполномоченным органам власти (местного самоуправления) желательно указывать, что в них приводится полная стоимость имущества с учетом налога на добавленную стоимость, который в соответствии с требованиями п. 4 ст. 164 НК РФ будет исчислен расчетным методом (налоговая ставка 18/118) и удержан из указанной в договоре суммы налоговым агентом. Иными словами, при осуществлении операций, предусмотренных п. 3 ст. 161 НК РФ, в доход бюджета в качестве арендной платы должна поступить сумма, указанная в договоре, но за вычетом удержанного покупателем (арендатором) НДС. Удержанную сумму НДС покупатель (арендатор) самостоятельно перечисляет в доход бюджета в качестве налогового агента.
Обратите внимание, если сумма арендной платы в договоре установлена без НДС, то арендатор обязан исчислить НДС сверх арендных платежей и уплатить налог в бюджет за счет собственных средств (постановления Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 10067/10, ФАС Уральского округа от 25.02.2010 N Ф09-832/10-С2, от 11.05.2010 N Ф09-3355/10-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2005 N Ф04-7155/2005(15712-А75-11), от 02.06.2009 N А52-4627/2008, ФАС Центрального округа от 25.12.2009 N Ф10-5673/09 и др.).
В соответствии с п. 78 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н, в рассматриваемой ситуации проводки могут быть следующими*(1):
1. Дебет КДБ 1 205 21 560 Кредит КДБ 1 401 10 120
- начислены доходы бюджета - арендная плата, в сумме, указанной в договоре, но за вычетом удержанного арендатором НДС с оформлением Справки (форма 0504833), содержащей информацию о НДС, исчисленном расчетным методом (по налоговой ставке 18/118) и удержанном из указанной в договоре суммы налоговым агентом НДС;
2. Дебет КДБ 1 210 02 120 Кредит КДБ 1 205 21 660
- на основании выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета отражено поступление в бюджет арендной платы в сумме, указанной в договоре, но за вычетом удержанного арендатором НДС.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов при предоставлении казенным учреждением нежилого помещения в аренду или безвозмездное пользование;
- Энциклопедия решений. НДС в органах власти (местного самоуправления);
- Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти, местного самоуправления имущества в аренду.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
7 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Корреспонденции по администрированию доходов бюджета, установленные Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н, предусматривают начисление доходов только в сумме, которая фактически должна поступить в доход бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.