Комментарий к письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 октября 2013 г. N 14-2-94
Комментируемое письмо отвечает на вопросы, возникшие в отношении временно пребывающих иностранных граждан, которые являются работниками организации, связанные с оформлением периодов их нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком). Проблема возникает в связи с тем, что согласно пункту 15 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. А это означает, что иностранные граждане со статусом временно пребывающих не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Соответственно им не положены социальные пособия, в том числе пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Но такое положение вещей порождает правовой казус. Дело в том, что согласно абзацу 5 статьи 11 Трудового кодекса РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в частности, с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Так, согласно статье 255 Трудового кодекса РФ женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам, а на основании статьи 256 - отпуска по уходу за ребенком.
Никакого казуса нет
Как разъяснили специалисты Минтруда России в комментируемом письме, при указанных обстоятельствах никакого юридического казуса нет. Абзац 5 статьи 11 Трудового кодекса РФ содержит положение, согласно которому нормы трудового законодательства РФ распространяются на правоотношения с участием иностранных граждан только в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом. А федеральным законодательством как раз предусмотрено иное. Так, в статье 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" сказано, что обязательному социальному страхованию подлежат:
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.
Как видим, иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не поименованы в этом перечне, а значит, они не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Следовательно, работники, являющиеся иностранными гражданами, временно пребывающими на территории Российской Федерации, не вправе получать пособия по беременности и родам из средств Фонда социального страхования независимо от способа оформления своих правоотношений с работодателем.
Аналогичная позиция была высказана в свое время в постановлении ФАС Московского округа от 29.11.2011 по делу N А40-124637/10-90-712, определении Московского городского суда от 16.09.2011 по делу N 33-29576, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 N 09АП-8535/2013 по делу N А40-98621/12-90-230 и письме УФНС России по г. Москве от 11.11.2009 N 16-15/118378. Правда, в рассматриваемой в указанном письме УФНС России по г. Москве ситуации иностранному гражданину, временно пребывающему на территории РФ, каким-то образом удалось оформить больничный лист и предъявить его работодателю. Но это, как говорится, совсем другая история.
Для справки: согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации":
- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
В отличие от временно проживающего временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не имеет разрешения на временное проживание и вида на жительство. Такой иностранец прибывает в РФ на основании визы или в порядке, не требующем ее получения. Для осуществления трудовой деятельности иностранцы со статусом "временно проживающий" и "временно пребывающий" должны иметь разрешение на работу.
М.А. Осипова,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.