Требование идентификации и соответствия должностного лица его подписи в первичном документе установлено на уровне федерального законодательства (подп. 7 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Если выясняется, что должностное лицо контрагента, которое подписало "первичку", невозможно установить либо оно не уполномочено подписывать ее, то налоговики могут вменить фирме непроявление должной осмотрительности и осторожности. Какие доводы и подтверждающие документы (полученные от контрагента) помогут фирме в налоговом споре?
У компании есть хорошие шансы выиграть в налоговом споре.
Во-первых, Законом о бухучете прямо предусмотрена возможность вносить исправления в ошибочно оформленную "первичку". Для этого контрагенту достаточно внести в документ всю необходимую информацию (расшифровку подписи, наименование должности и т.д.) и заверить такие исправления подписью внесшего их лица с проставлением даты*(1). Если контрагент предпочитает заменить первичный документ на новый, компании стоит учесть неоднозначность судебной практики по данному вопросу. Одни суды считают замену законным способом исправления документов*(2), другие же указывают, что такой способ недопустим*(3).
Во-вторых, если проблема заключается только в установлении полномочий лица, подписавшего документы, достаточно запросить у контрагента заверенную копию приказа или доверенности, которая подтвердит право подписи "первички" и счетов-фактур данным работником.
Отметим, что инспекторы могут заявить о подписании документов неустановленным лицом, в том числе по результатам допроса руководителя контрагента или почерковедческой экспертизы. В таком случае компании придется приложить немало усилий, чтобы подтвердить как проявление должной осмотрительности при выборе контрагента, так и то, что фирма не могла знать о подписании документов неустановленными лицами.
М. Волкова,
юрист, руководитель корпоративной и налоговой
практики адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры"
1 августа 2013 г.
"Актуальная бухгалтерия", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) пост. ФАС ПО от 20.02.2013 N А12-8911/2012, ФАС УО от 28.03.2013 N Ф09-1830/13
*(2) пост. ФАС МО от 21.05.2008 N КА-А41/4238-08
*(3) определение ВАС РФ от 22.07.2008 N 9252/08
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.