Один из способов увеличения объема продаж - выплата поставщиком премии покупателям за приобретение согласованного лимита товаров. Облагаются ли такие премии НДС и налогом на прибыль?
Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением определенного количества товаров. Размер вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров, он не может превышать 10% от цены приобретенных товаров.
В договоре поставки стороны должны согласовать условие о товаре, указав его наименование и количество, как того требует п. 3 ст. 455 ГК РФ, определить цену, срок поставки и иные условия по своему усмотрению. Премия может выплачиваться при приобретении какой-то определенной продукции поставщика или всей его продукции, входящей в ассортимент по заключенному договору. Стороны должны согласовать объем закупаемой продукции, за который уплачивается премия, а также срок ее выплаты.
Поскольку премия устанавливается в процентном соотношении от цены приобретенных продовольственных товаров, она подлежит начислению на всю стоимость приобретаемого товара с учетом НДС. Исходя из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) и учитывая отсутствие запретов в Законе о торговой деятельности, в договоре поставки выплата премии может быть поставлена в зависимость от выполнения покупателем своего обязательства по оплате товара. При отсутствии такого условия поставщик обязан заплатить премию покупателю, который приобрел согласованный объем продукции, даже при невнесении оплаты.
ФАС Северо-Западного округа принял во внимание буквальное толкование заключенного между сторонами договора поставки. Суд установил, что содержащееся в нем условие о выплате покупателю премии не зависит от надлежащего исполнения им каких-либо обязательств по договору поставки, в том числе по оплате поставленного товара. Стороны самостоятельно договорились о том, что единственным условием выплаты премии является достижение согласованного объема поставок, определяющего ее размер. Иных условий договор не содержит, право поставщика в одностороннем порядке отказать в осуществлении выплаты премии или уменьшить ее размер договором поставки также не предусмотрено (постановление от 12.09.11 по делу N А56-66471/2010).
Поставщик в данной ситуации даже не может приостановить исполнение своего обязательства по выплате премии по правилам ст. 328 ГК РФ. Его обязательство по выплате премии является встречным по отношению к обязательству покупателя закупить продукцию в согласованном объеме. Обязательство же покупателя по оплате приобретенной продукции будет встречным по отношению к обязательству поставщика ее поставлять. Но поскольку норма ст. 328 ГК РФ носит диспозитивный характер, стороны договора поставки могут предусмотреть и иные правила на этот счет.
В частности, можно предусмотреть, что бонус не выплачивается покупателю при наличии у него задолженности по оплате продукции, либо о том, что на сумму бонуса подлежит уменьшению возникшая задолженность (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.09.10 по делу N А21-9532/2009).
В последнем случае предъявление суммы премии к зачету возможно и при отсутствии соответствующего упоминания в договоре, поскольку такое право предоставлено поставщику ст. 410 ГК РФ (постановление ФАС Уральского округа от 08.09.10 по делу N А60-53414/2009-С2), если только стороны не исключили его в соответствии с абз. 6 ст. 411 ГК РФ.
При рассмотрении иска поставщика к покупателю о взыскании задолженности за отгруженный товар последний вправе в этом же деле предъявить встречный иск о взыскании невыплаченной премии. Простое возражение без заявления встречного иска суд не учтет.
Так, например, ФАС Западно-Сибирского округа удовлетворил исковые требования исходя из того, что предметом разбирательства стали обязательственные отношения сторон, связанные с требованием поставщика к покупателю о взыскании задолженности за поставленный товар. В то время как правоотношения сторон, связанные с обязанностью поставщика по оплате покупателю бонуса (премии) за выполнение объемов продаж, находились за предметом спора (постановление от 29.09.09 N Ф04-5047/2009(13133-А27-17)).
Право требования выплаты премии покупатель вправе уступить третьему лицу, а поставщик вправе с согласия покупателя свой долг по ее выплате перевести на третье лицо. Обязательство по выплате премии стороны договора поставки могут обеспечить в интересах любой из сторон различными способами (неустойка, залог, поручительство), а также прекратить по основаниям, предусмотренным действующим гражданским законодательством (отступным, новацией и др.).
При неисполнении поставщиком обязательства по выплате премии покупатель не вправе отказаться от договора, поскольку данное нарушение не является существенным по смыслу подп. 1 п. 1 ст. 450 ГК РФ, однако стороны могут предусмотреть такое право в договоре (п. 3 ст. 450 ГК РФ).
Следует иметь в виду: в рамках договора поставки с условием о выплате премии покупатель никаких услуг поставщику не оказывает. Он лишь закупает у него товар в определенном объеме, обеспечивая его присутствие в своих магазинах, что соответствует целям торговой деятельности. Указанные действия непосредственно связаны с исполнением обязанностей покупателя, вытекающих из договора поставки, в связи с чем операции по уплате премии не образуют базу по НДС.
ФАС Московского округа указал, что возникновение у поставщика обязательства по выплате премии не подразумевает совершение покупателем дополнительных действий, которые не входили бы в круг действий, совершаемых в рамках договора купли-продажи. У покупателя отсутствует обязательство осуществлять какие-либо действия в интересах поставщика.
Из анализа положений ст. 39, 44, 146, 153 и 162 НК РФ следует, что полученные денежные средства должны включаться в базу по НДС только в том случае, если они являются оплатой поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо связаны с такой оплатой.
Если покупатель не осуществлял в пользу своего поставщика операций, признаваемых объектом обложения по НДС, и получаемые им денежные средства не засчитывались в оплату приобретаемого товара, то получаемые им премии за увеличение количества приобретаемого товара не могут рассматриваться как средства, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), на которые увеличивается база по НДС (постановления от 12.07.11 по делу N А40-84852/10-112-433, 17.01.11 по делу N А40-23892/10-142-105).
Реализация покупателем приобретенного у поставщика товара в своих торговых точках не является услугой в смысле п. 1 ст. 779 ГК РФ.
ФАС Поволжского округа указал: наличие в штате организации-покупателя отдела продаж или торговых представителей, занятых исключительно реализацией товаров определенного поставщика, равно как и выполнение плана продаж, не может рассматриваться в качестве предоставления услуг. Бонусы (премии) не могут быть квалифицированы как оплата за оказанные услуги, поскольку неразрывно связаны с обязательствами покупателя по приобретению товаров у поставщика (постановление от 02.08.11 по делу N А55-22303/2010).
Поскольку сумма полученных от поставщика премий увеличивает выручку покупателя, она учитывается при определении базы по налогу на прибыль. Поставщик же вправе на сумму документально подтвержденных расходов по выплате премий своим покупателям по заключенным договорам поставки уменьшить базу по налогу на прибыль. Такие расходы экономически оправданы, поскольку связаны с основной деятельностью по реализации продукции, ее продвижением на рынке.
А.И. Бычков,
начальник юридического отдела
ЗАО "ТГК "Салют"
1 марта 2013 г.
"Бухгалтерский учет", N 3, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.