Вернуть отправителю
Возврат товара является довольно частым явлением. Причин тому много. Екатерина Шестакова, эксперт Аудиторской фирмы "БИЗНЕС-СТУДИО", разобралась, какие особенности документооборота нужно при этом иметь в виду и как правильно учесть возврат продукции поставщику.
Вернуть товар можно несколькими способами: отправить продавцу обратно всю партию или только ее часть, например, при поставке пересортицы. Сделать возврат компания вправе уже в период реализации, например, если бракованная продукция была сразу обнаружена и возвращена по акту.
Бумажные особенности
Чтобы беспрепятственно вернуть продукцию, нужно подготовить акт об обнаружении недостатков товара и претензию. Претензию можно оформить в свободной форме. Однако у компаний есть право использовать и некоторые типовые акты, которые были ранее утверждены Госкомстатом. Так, в постановлении от 25 декабря 1998 года N 132 можно найти унифицированную форму акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей N ТОРГ-2 (для импортных товаров - форма N ТОРГ-3).
Если акт составляется в произвольной форме, то советую в нем указать следующие реквизиты (ст. 9 закона 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"): наименование документа, дату его составления, название компании, содержание факта хозяйственной жизни, а так же величину его натурального или денежного измерения.
Акт должны подписать представители обеих сторон, он служит основанием для предъявления претензий и исков в будущем. А вот претензию к товару подписывает только покупатель.
Особенности документооборота и обмена продукцией допускается закреплять в договоре купли-продажи или поставки. Например, в соглашении можно записать, что возврат товара осуществляется на основании претензии, которая направляется по электронной почте, факсу или другим способом. Также в контракте можно зафиксировать правила по возврату товара, начисления неустойки и т.д.
Обязанности сторон
Теперь рассмотрим алгоритм действий продавца. Он, в свою очередь, должен: принять на учет возвращенный товар и выдать покупателю новые документы. Следует помнить, что в случае возврата требуется выставить корректировочный счет-фактуру. В соответствии со статьей 169 НК этот документ составляется при изменении стоимости отгруженных товаров, переданных имущественных прав, например, в случае изменения цены или уточнения количества продукции.
Независимо от того как квалифицируется операция в бухгалтерском и налоговом учете, покупатель должен направить в адрес продавца накладную на отгрузку полученной от него продукции. Об этом сказано в пункте 2.1.9 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10 июля 1996 года N 1-794/32-5. На товарной накладной (форма N ТОРГ-12) целесообразно сделать пометку "Возврат товаров". Отмечу, что все возникающие споры нужно решать в претензионном порядке.
Судебная практика
При возврате продукции возникает немало различных спорных ситуаций, связанных с оформлением документов. Например, в случае ненадлежащей приемки суд может посчитать неправомерными требования покупателя о возврате денежных средств взамен на возврат товара. В качестве примера решения с подобным выводом можно привести постановление ФАС Московского округа от 24 октября 2012 по делу N А40-20123/12-16-185. В этом документе суд указал, что передача товара должна осуществляться по товарной накладной. При этом должен быть соблюден порядок составления акта о недостаче. А в рассматриваемом споре, составляя эту бумагу, истец не вызывал кого-либо из компании-ответчика на приемку. В документах он забыл указать условия хранения и обеспечения сохранности продукции после выгрузки. Таким образом, по мнению арбитров при составлении акта следует помнить, что для его подписания требуется присутствие обеих сторон сделки.
Если доказательства, подтверждающие факт поставки, отсутствуют, то суд, скорее всего, откажет во взыскании суммы долга и возврате (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 г. N 09АП-15727/2012 по делу N А40-5564/12-48-53).
Для того чтобы взыскать стоимость продукции, переданной без документов, покупатель должен доказать, что он затребовал, но не получил у продавца соответствующие бумаги (постановление ФАС Уральского округа от 4.06.2007 г. N Ф09-4169/07-С5 по делу N А71-8761/2006).
Идентифицировать товар при возврате помогут накладные. Такой вывод можно сделать, если прочитать постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2012 года N 15АП-11819/2012 по делу N А32-8155/2012. Представитель ответчика ходатайствовал о приобщении к материалам дела документов. Он пытался привести аргументы, что между сторонами сложилась практика возврата нереализованной продукции, доказывая свою точку зрения демонстрацией накладных. Арбитры согласились с доводами о том, что именно накладная позволяет идентифицировать товар.
Таким образом, без бумаги вам вряд ли удастся доказать факт получения товара и тем более вернуть его. Поэтому запаситесь необходимыми документами заранее.
Отразить в бухучете
Фирмы, осуществляющие розничную торговлю, могут учитывать приобретенную продукцию по ее фактической себестоимости или по продажной цене с отдельным учетом наценок (п. 13 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9.06.2001 г. N 44н). В бухгалтерском учете оформление возврата будет зависеть от того, в каком периоде он произошел. Рассмотрим эту ситуацию на примере.
Пример
Возврат товара осуществляется в периоде реализации, тогда бухгалтер должен сделать следующие проводки:
- сторно на сумму выручки от реализации в части возвращенных товаров на основании претензии и накладной на возврат;
- сторно на фактическую себестоимость возвращенных товаров на основании акта, накладной на возврат и бухгалтерской справки;
- возвращены денежные средства покупателю на основании выписки банка.
В рассматриваемой ситуации покупатель производит возврат в том году, в котором продукция была реализована. В этом случае возврат некачественного товара отражается сторнировочными записями по счетам, на которых ранее были отражены операции по его реализации. Проводки делаются на дату возврата.
И еще один пример с другими условиями
Пример
Возврат осуществляется в периоде, следующем за периодом реализации:
- отражен прочий расход (убыток прошлых лет, признанный в отчетном году) в сумме, подлежащей возврату покупателю на основании претензии и бухгалтерской справки;
- отражен прочий доход (прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году) в сумме фактической себестоимости возвращенного товара на основании претензии и акта о возврате;
- Возвращены деньги покупателю на основании выписки из банка.
В данном случае фактическая себестоимость возвращенного покупателем некачественного товара признается в составе прочих доходов (в качестве прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году). Это необходимо отразить записью по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 91, субсчет 91-1 "Прочие доходы" (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6.05.1999 г. N 32н).
Особенности налогового учета
Далее разберемся с некоторыми особенностями налогового учета возврата продукции отдельно по налогам и для компаний на "упрощенке".
НДС
При возврате продукции, как правило, возникает множество вопросов по уплате НДС.
Положительным моментом, связанным с возвратом продукции для продавца, является возможность получения вычета. Такое право вытекает из пункта 13 статьи 171 НК, в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения. А вот в отношении выставления документов может возникнуть путаница.
Так, в Письме от 3 июля 2012 года N 03-07-09/64 Минфин рекомендует при возврате товаров покупателем, не являющимся плательщиком НДС, после их принятия на учет выставлять корректировочные счета-фактуры в порядке, установленном Постановлением N 1137. Также нужно действовать и при возврате части продукции.
На практике же может возникнуть ситуация, когда инспекторы будут настаивать на том, что продавец, у которого нет счета-фактуры покупателя - неплательщика НДС на возвращенный товар, не имеет права на вычет.
Однако суды подходят к решению вопроса иначе. Согласно некоторым постановлениям арбитров, для принятия к вычету НДС такая бумага не нужна, поскольку возврат некачественного товара не является его обратной реализацией (см., например, постановление ФАС Московского округа от 6.07.2009 г. N КА-А40/2935-09 по делу N А40-50063/08-127-188).
Налог на прибыль
Учет налога на прибыль будет различаться в зависимости от того, произведен ли возврат товара в периоде его реализации или нет. При оформлении возвращения продукции в следующем году его фактическая себестоимость учитывается в составе внереализационных доходов как доход прошлых лет, выявленный в отчетном периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ). Сумма признается убытками прошлых периодов, выявленными в текущем периоде (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ, см. также п. 2 Письма Минфина России от 18.09.2007 г. N 03-03-06/1/667).
Спорным в части налога на прибыль является вопрос необходимости изменения отчетности. Часто этот спор компаниям приходится решать в суде. В качестве примера можно назвать постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 января 2007 года N Ф04-9244/2006/30394-А67-40 по делу N А67-4678/06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 января 2007 года N А74-2087/06-Ф02-7288/06-С1 по делу N А74-2087/06. Арбитры пришли к выводу, что база по налогу на прибыль за прошлый год, в котором был реализован товар, корректировке не подлежит, поскольку фирма не допускала ошибок при ее расчете.
УСН
При определении налоговой базы по УСН в случае возврата продукции также возможны различные варианты, в зависимости от того, в каком периоде производится возврат. Если это происходит в том же налоговом периоде, в котором осуществлялась продажа, то выручку текущего периода следует уменьшить на сумму, возвращаемую покупателю, а расходы - на стоимость приобретения товара и сумму "входного" НДС по нему. В остальных случаях следует скорректировать базу прошлого налогового периода (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).
Вместе с тем, если продукция была возвращена в прошлом году, то возникают налоговые риски. И вот почему. Как я уже отмечала, расходы в виде цены приобретения товара и суммы НДС, уплаченных поставщику, признаются в составе внереализационных доходов в качестве дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде (п. 1 ст. 346.15, п. 10 ст. 250 Налогового кодекса РФ). А вот с расходами все сложнее. Все дело в том, что такие траты не предусмотрены пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ. Следовательно, организация, применяющая УСН, не сможет их учесть.
В заключение следует отметить, что поставка некачественного товара и его возврат являются неприятной процедурой как для покупателя, так и для продавца. Избежать возможных рисков можно, если правильно готовить документы и внимательно подходить к вопросу оформления процедуры в бухгалтерском и налоговом учете.
Е. Шестакова,
эксперт Аудиторской фирмы "БИЗНЕС-СТУДИО"
"Расчет", N 8, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru