Услуги общественного питания в вагоне-ресторане
При оказании услуг общественного питания в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) необходимо выполнять требования и правила, установленные специально для этих объектов общепита. Ознакомимся с ними подробнее.
В соответствии с п. 34 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111, в поезде дальнего следования пассажир за отдельную плату обеспечивается питанием в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) при наличии его в составе поезда.
Порядок организации работы вагона-ресторана (вагона-кафе) определен Инструкцией по организации работы вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) пассажирских поездов российских железных дорог, утвержденной МПС РФ 22.10.2001 N ЦЛ-861 (далее - Инструкция). Рассмотрим основные моменты этого документа.
В частности установлено, что она разработана в соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания*(1), Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", другими нормативными правовыми актами РФ, определяющими требования к обслуживанию пассажиров в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе). Напомним, что старый закон о бухгалтерском учете утратил силу с 01.01.2013 в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ. Соответственно, нормы Инструкции будем рассматривать применительно к новому закону.
Снабжение продовольственными товарами вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) должно осуществляться с соблюдением требований законодательства РФ (п. 3 Инструкции), в частности разд. 5.2 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (СП 2.5.1198-03)*(2). Эти правила применяются и в отношении нормы о том, что материально-техническое оснащение таких вагонов должно соответствовать условиям их работы (п. 4 Инструкции).
Номенклатура и количество столовой и кухонной посуды, приборов, инвентаря, столового белья, санитарной и специальной одежды для их оснащения определяются с учетом особенностей обслуживания пассажиров на каждом маршруте следования пассажирских поездов, в зависимости от категории поезда.
Контрольно-кассовая техника. Согласно п. 5 Инструкции расчеты с посетителями в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) осуществляются с применением ККМ по нормам, установленным Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ*(3).
В свою очередь, п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги населению, предусмотрена возможность не применять ККТ в наличных расчетах при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности*(4).
Услуги общественного питания под данную категорию подпадают, поскольку поименованы в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОК 002-93), утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163 (код 122000).
При этом деятельность, осуществляемая в вагоне-ресторане (вагоне-кафе), относится к услуге общественного питания. Подтверждение тому - п. 37 ГОСТ Р 50647-2010 "Услуги общественного питания. Термины и определения"*(5), согласно которому вагон-ресторан (вагон-кафе, вагон-буфет) - это ресторан (кафе, буфет) в специально оборудованном вагоне поезда дальнего следования, предназначенный для изготовления и реализации продукции общественного питания и обслуживания пассажиров в пути. Как разновидность ресторана и кафе выделены они и в п. 4.3, 4.7 ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания"*(6). Соответственно, организации и предприниматели, оказывающие услуги общественного питания в вагоне-ресторане (вагоне-кафе), также могут разработать бланк строгой отчетности и не применять ККТ.
Режим работы. В силу п. 6 Инструкции вагон-ресторан (вагон-кафе) должен:
- быть открыт для пассажиров при следовании в составе пассажирского поезда - в течение всего дня по местному времени с двумя перерывами по 30 минут каждый (для уборки помещений и получения продуктов в пути следования);
- при отправлении пассажирского поезда из пункта оборота после 12 часов местного времени продлевать свою работу в этот день.
Если пассажирский поезд находится в пути менее суток, режим работы вагона-ресторана (вагона-кафе) устанавливается его директором (заведующим) по согласованию с начальником (механиком-бригадиром) поезда с учетом спроса пассажиров на услуги питания.
Прием заказов от пассажиров на обслуживание в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) прекращается за 30 минут до его закрытия. О режиме его работы и времени перерывов пассажиров оповещает по поездному радио начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда.
Обслуживание пассажиров. В вагоне-ресторане пассажиров обслуживают официанты, столы предварительно сервируются (п. 7 Инструкции). Цены на блюда, напитки и продукцию указываются в меню и прейскурантах, на покупные товары и продукцию оформляются ценники.
Вагон-кафе работает по методу самообслуживания, на столах должны быть приборы со специями и салфетки. Цены на блюда и напитки указываются в меню, на покупные товары и продукцию также оформляются ценники.
Ассортимент блюд, напитков и продукции, указанный в меню вагона-ресторана (вагона-кафе), должен быть обеспечен в течение всего времени их работы.
Для реализации пассажирам в вагонах пассажирских поездов могут комплектоваться наборы питания с учетом соблюдения гигиенических требований к условиям их хранения и срокам реализации*(7).
По заказам пассажиров официанты вагонов-ресторанов доставляют в вагоны с двухместными купе (СВ) и купейные вагоны блюда, кулинарную продукцию и покупные товары из имеющегося в наличии ассортимента продукции и товаров в порядке, предусмотренном п. 10 Инструкции.
Также установлено, что по желанию пассажиров в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) готовая кулинарная продукция и покупные товары, включая вино-водочные изделия, могут отпускаться на вынос в соответствующей упаковке. Остановимся на этом отдельно.
Алкогольная продукция. Как мы уже отметили, Инструкция разрабатывалась на основании нормативных правовых актов РФ и применять ее нужно только в части, не противоречащей нормам законов. При этом продажа алкогольной продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ*(8).
В прошлом номере мы рассказывали, что лицензирующий орган выдает вагонам-ресторанам лицензию только на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта не более 16,5% на том основании, что вагон-ресторан является нестационарным объектом, в котором в силу ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ предприятия общественного питания могут продавать своим клиентам только такую алкогольную продукцию*(9). Выводы о принадлежности вагона-ресторана к нестационарному торговому объекту сделан арбитрами не исходя из норм Федерального закона N 171-ФЗ, а на основании п. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", п. 37 ГОСТ Р 50647-2010, п. 4.3 ГОСТ Р 50762-2007 (Постановление ФАС СЗО от 15.01.2013 N А26-2426/2012).
Прямого запрета на продажу предприятиями общественного питания алкогольной продукции на вынос Федеральный закон N 171-ФЗ не содержит. Такой вывод можно сделать из норм ст. 8, 16, 18 данного закона, п. 4.4 ГОСТ Р 50764-2009 и положений законов субъектов РФ, регламентирующих порядок выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции. Например, согласно п. 2 ст. 6 Закона Нижегородской области от 29.06.2012 N 74-3*(10) деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на территориально обособленных объектах включает в себя розничную продажу алкогольной продукции:
1) для потребления не на месте покупки;
2) для потребления на месте покупки;
3) с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции для потребления на месте покупки*(11).
Соответственно, чтобы иметь возможность продавать клиентам алкогольную продукцию и на месте и на вынос, предприятие общественного питания должно получить две лицензии.
Заметим, Росалкогольрегулированием подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части совершенствования регулирования розничной продажи алкогольной продукции" (пока он не внесен в ГД РФ, с его содержанием можно ознакомиться на сайте Росалкогольрегулирования (http://www.fsrar.ru/) в разделе "Правовая деятельность / Проекты нормативных правовых актов").
В данном проекте, в частности, предлагается внести изменения в п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, касающиеся вагонов-ресторанов. В силу нового п. 2.1 этой статьи запрет на торговлю вне стационарных торговых объектов не будет распространяться:
- на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;
- на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугороднего и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования.
Новым п. 2.2 данной статьи планируется установить, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только:
- в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах), а также на водных судах, воздушных судах;
- с условием вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской упаковки.
Планируется внести и другие поправки, разграничивающие продажу алкогольной продукции в розничной торговле и общепите, но, поскольку данный проект еще не внесен даже в Государственную Думу, а при его рассмотрении возможны изменения, мы ограничимся лишь названными нововведениями, так как они убирают неопределенность в рассмотренных нами вопросах. Остается лишь дождаться внесения этих изменений в Федеральный закон N 171-ФЗ.
Доставка. Заказанные блюда и другая продукция из вагонов-ресторанов в вагоны-СВ и купейные вагоны по заказу пассажиров в силу п. 9 Инструкции доставляются в следующем порядке:
- пассажирам предоставляется меню с указанием ассортимента, цен, норм выхода блюд и изделий, размера платы за доставку по заказу (о предлагаемой платной услуге по доставке сообщается по поездному радио);
- заказ на доставку блюд по меню принимается через проводников или официантов. В нем указывается: дата, время доставки, ассортимент, цена и количество блюд, стоимость заказа и отдельной строкой - дополнительная плата за доставку по заказу. Выписывается он в трех экземплярах (для заведующего производством, официанта, пассажира);
- заказанные блюда и продукция доставляются в развозных официантских тележках либо на официантских подносах с применением столовой посуды, предназначенной для обслуживания пассажиров в вагонах-ресторанах, а также одноразовой посуды, изготовленная из материалов, разрешенных на территории РФ.
Наборы питания для пассажиров вагонов повышенной комфортности. В соответствии с п. 10 Инструкции в поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное сервисное обслуживание, в том числе набор питания или рацион горячего питания, стоимость которого включена в цену проездных документов.
Такие наборы должны соответствовать следующим требованиям:
- для их комплектования используются продукты в индивидуальной упаковке и мелкой промышленной расфасовке с обязательным указанием конечного срока реализации, даты выработки, условий хранения;
- набор питания должен комплектоваться в индивидуальные контейнеры, на него наклеивается этикетка с указанием перечня входящих в набор продуктов и сроков реализации.
В вагоны-рестораны такие наборы доставляются в специальных сумках в количестве, необходимом для обеспечения пассажиров в вагонах повышенной комфортности (по количеству мест с учетом резерва, обеспечивающего возможность их выдачи каждому пассажиру по мере посадки по пути следования поезда независимо от продолжительности поездки).
В пассажирские вагоны повышенной комфортности наборы питания доставляются в упакованном виде для раздачи пассажирам. При этом работник вагона-ресторана заполняет ведомости, которые подписываются им и проводником соответствующего вагона. В этих документах указываются номер вагона, Ф.И.О. проводника, количество пассажиров, количество выданных наборов питания.
По окончании рейса составляется сводная ведомость по количеству выданных наборов питания, который подписывается директором вагона-ресторана и начальником (механиком-бригадиром) поезда. По прибытии на конечный пункт следования поезда составляется заявка на обеспечение наборами на обратный рейс (с учетом остатка). Использованные контейнеры из-под наборов питания, одноразовая посуда собираются в специальную емкость (тару) для сбора мусора и удаляются из вагона по пути следования пассажирского поезда на железнодорожных станциях, перечень которых определяется Министерством транспорта.
Снабжение продуктами и их размещение. Продовольственные товары размещаются в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) в специально отведенном для этих целей месте, исключающем доступ посторонних лиц (п. 11 Инструкции). Снабжение вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) продовольственными товарами производится в пунктах оборота железнодорожных составов и по пути следования поездов (п. 12 Инструкции). При этом директор вагона-ресторана (заведующий вагоном-кафе) передает по телеграфу не менее чем за 12 часов до прибытия поезда на железнодорожную станцию (по месту расположения поставщика) заявку.
Оформление первичных документов. Согласно п. 13 Инструкции продукты на производстве (кухне) вагонов-ресторанов (вагонов-кафе), а также покупные товары в буфете вагонов-ресторанов учитываются в суммарном денежном выражении.
При отправлении в рейс составляется требование в кладовую на продукты в соответствии с их потребностью с учетом сроков их хранения (ф. ОП-3 *(12)).
К сведению. Как мы неоднократно отмечали, с 01.01.2013 налогоплательщики не обязаны применять унифицированные формы первичных учетных документов (за исключением кассовых), а вправе разработать свои собственные формы, которые утверждает руководитель (ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ). Но при этом не установлено запрета продолжать использовать и унифицированные формы, утвердив их в своей учетной политике в качестве применяемых.
Меню составляется ежедневно, один из экземпляров сдается в бухгалтерию вместе с товарным отчетом. Цены, по которым реализуются изделия производства (кухни) вагона-ресторана (вагона-кафе), определяются на основании калькуляции, фиксируемой в калькуляционной карточке (ф. ОП-1). Согласно п. 14 Инструкции кулинарные изделия и блюда отпускаются официантам для реализации пассажирам в вагонах на основании дневных заборных листов (ф. ОП-6), бланки которых нумеруются, регистрируются в специальном журнале и выдаются бухгалтерией организации директору вагона-ресторана (заведующему вагоном-кафе) на рейс или тур. В конце рабочего дня определяется количество и стоимость отпущенных покупных товаров по дневному заборному листу. Эти листы сдаются в бухгалтерию организации вместе с товарным отчетом.
Товарный отчет (ф. ОП-14), к которому прилагается один экземпляр меню, составляется в двух экземплярах по итогам работы за рейс или тур (п. 15 Инструкции).
Покупные товары в буфете вагона-ресторана в соответствии с п. 16 Инструкции учитываются в суммарном денежном выражении. Выручка за проданные товары ежедневно записывается в книге кассира-операциониста*(13) и сопоставляется с показаниями соответствующих счетчиков ККМ.
Согласно п. 17 Инструкции столовая посуда, приборы и инвентарь учитываются по количеству и сумме с оформлением записей в журнале учета столовой посуды и приборов, выдаваемых под отчет работникам вагона-ресторана (вагона-кафе) (ф. ОП-19). Записи в нем оформляются на основании товарных накладных на получение посуды и приборов (ф. ОП-4), его сдачу, актов о бое, ломе или утрате указанного имущества (ф. ОП-8).
На отпущенную продукцию кухни и покупные товары по безналичному расчету составляются акты по форме ОП-22 (п. 18 Инструкции). В вагонах-ресторанах, прибывших из туристических или иных специальных рейсов, где было организовано питание по безналичному расчету, перед отправлением в следующий рейс проводится инвентаризация ТМЦ с участием представителя организации.
Пунктом 19 Инструкции установлено также, что порядок ведения унифицированных форм первичной учетной документации, указанных в настоящей инструкции, регламентируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
Спецрежим в виде ЕНВД
В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ "вмененка" может применяться в отношении деятельности в сфере оказания услуг общественного питания через объекты организации общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту. К объектам организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, относится здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общепита, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга (ст. 346.27 НК РФ). В данную категорию объектов организации общепита входят рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
Минфин в Письме от 24.10.2011 N 03-11-09/66 отметил, что п. 1 ст. 130 ГК РФ здания и сооружения отнесены к недвижимому имуществу, то есть к объектам, прочно связанным с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. По его мнению, вагоны-рестораны оказывают услуги общественного питания, носящие разъездной характер, и не относятся к объектам организации общепита, имеющим зал обслуживания посетителей, предусмотренным ст. 346.27 НК РФ. Соответственно, деятельность по оказанию услуг общественного питания через вагон-ресторан не может быть переведена на уплату ЕНВД на основании пп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Есть примеры, в которых суды исходили из того, что основным критерием принадлежности вагонов-ресторанов к объектам общественного питания и обложения их ЕНВД является вид деятельности (см., например, Постановление ФАС УО от 15.12.2008 N Ф09-9263/08-С2*(14)). Арбитры пришли к выводу: из приведенных норм Налогового кодекса не следует, что объект организации общественного питания должен быть только стационарным и представлять исключительно объект недвижимости, а деятельность вагонов-ресторанов не подпадает под понятие деятельности по оказанию услуг общественного питания и под действие гл. 26.3 НК РФ.
Со ссылкой на Определение ВАС РФ от 25.05.2009 N ВАС-4430/09 арбитры Седьмого арбитражного апелляционного суда в Постановлении от 01.02.2013 N А45-10332/2012*(15) также пришли к выводу о правомерном осуществлении в вагоне-ресторане деятельности по оказанию услуг общественного питания с применением спецрежима в виде ЕНВД.
Противоположные выводы сделаны в отношении услуг общественного питания, оказываемых на теплоходах, но с указанием на все транспортные средства (п. 8 Постановления ФАС СЗО от 14.01.2010 N А56-20453/2008). Судьи решили, что поскольку для целей применения гл. 26.3 НК РФ под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, но не транспортное средство (в данном случае - теплоход), деятельность по оказанию услуг общественного питания на теплоходах не может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.
В.А. Кузнецова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
*(2) Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12.
*(3) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(4) Подробнее об этом читайте в статье О.А. Фроловой "Бланки строгой отчетности на предприятии общественного питания", N 7, 2013.
*(5) Утвержден Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 576-ст.
*(6) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст.
*(7) СанПиН 2.3.2.1324-03.2.3.2. "Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 N 98.
*(8) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
*(9) Подробнее об этом читайте в статье О.А. Фроловой "Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции в вагоне-ресторане", N 7, 2013.
*(10) "О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области".
*(11) Подробнее об этом читайте в статье Н.В. Лебедевой "Продажа в предприятии общепита алкоголя в закрытой бутылке", 2012, N 11.
*(12) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
*(13) Форма КМ-4 из Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
*(14) Определением ВАС РФ от 25.05.2009 N ВАС-4430/09 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора данного постановления отказано.
*(15) Постановлением ФАС ЗСО от 23.04.2013 N А45-10332/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"