Деятельность предприятия приостановлена. Все сотрудники уволены в порядке перевода в другую организацию. В штате остались только три сотрудницы, которые в настоящий момент находятся в отпуске по уходу за ребенком. До января 2013 года ФСС возмещал выплачиваемые им ежемесячные пособия, однако с 2013 года отказывается их возмещать без объяснения причин.
Должен ли работодатель продолжать выплачивать пособие своим работникам? Правомерен ли отказ ФСС в возмещении выплачиваемого им ежемесячного пособия?
В случае предоставления отпуска по уходу за ребенком работодатель обязан выплачивать работнице пособие (ст. 256 ТК РФ, часть первая ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", далее - Закон N 255-ФЗ). Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС).
Обязанность по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет работникам организации, предусмотренная ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, сохраняется за работодателем независимо от того, ведет он хозяйственную деятельность или нет. Поэтому в рассматриваемой ситуации работодатель обязан продолжать выплачивать пособие своим работникам и именно в том размере, в каком оно было назначено при предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
В соответствии со ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи (работодатели) выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам (работникам) в счет уплаты страховых взносов в ФСС. В случае если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации, предоставляя документы согласно перечню, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н. Тем самым, законодатель обеспечивает выполнение работодателем обязанности по выплате неуволенным работникам ежемесячного пособия по уходу за ребенком в полном объеме даже при отсутствии собственных денежных средств.
Территориальный орган ФСС выделяет работодателю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов. Однако частью 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ определено, что при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган ФСС вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.
Часть 4 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ предусматривает основания для вынесения ФСС решения о непринятии расходов страхователя к зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС: таковым является выявление расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов. Мы полагаем, что основанием для отказа ФСС в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения также служит необоснованность соответствующих расходов. Такое решение должно быть мотивированным и быть направлено страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (ч. 5 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ). Решение ФСС может быть обжаловано в судебном порядке.
Отметим, что суды указывают, что из п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из ФСС является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание искусственной ситуации для получения средств ФСС является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов (о выделении необходимых средств). Так, признаками "искусственности" ситуации суды признавали повышение должностного оклада сотрудницы непосредственно перед наступлением страхового случая, при том, что финансовые возможности организации не позволяли выплачивать данному работнику заработную плату в указанном размере (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2012 N Ф08-7128/12 по делу N А32-46577/2011). Также, анализируя судебную практику, можно сделать вывод, что суды отказывают в возмещении работодателю расходов на выплату соответствующего пособия, если при рассмотрении дела установлено, что сотрудница была принята на новую должность, введенную в штатное расписание незадолго до ее приема; ее квалификация не соответствовала занимаемой должности (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.01.2012 N Ф02-6264/11 по делу N А10-1257/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 02.11.2009 по делу N А01-842/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.01.2008 N Ф04-36/2008(408-А45-34)).
Однако если ФСС не удастся доказать наличие в действиях страхователя признаков недобросовестности, то суд примет сторону последнего (постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2012 N Ф07-4091/12, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2006 N 11АП-1307/06, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2008 N 15АП-5076/2008).
В каждом конкретном случае суды в совокупности оценивают все обстоятельства дела на предмет обоснованности возмещения расходов (выделения необходимых средств). Судебная практика показывает, что при разрешении споров о возмещении расходов работодателя на выплату пособия по уходу за ребенком (о выделении ему необходимых для выплаты средств) могут иметь значение, в частности, следующие обстоятельства:
- срок введения новой должности, на которую принята сотрудница, в штатное расписание;
- соответствие ее оклада штатному расписанию;
- соответствие квалификации сотрудницы занимаемой должности;
- фактическая трудовая деятельность сотрудницы в период после отпуска по уходу за ребенком;
- замещение должности работницы после её ухода в отпуск по уходу за ребенком;
- уплата или неуплата обязательных страховых взносов в отношении этой сотрудницы.
Факт приостановления деятельности работодателя, на наш взгляд, сам по себе не является основанием для возмещения расходов на выплату пособия по уходу за ребенком (выделения необходимых для выплаты средств), поскольку, как мы указали выше, законодательно прямо предусмотрен механизм обеспечения выполнения работодателем обязанности по выплате неуволенным работникам ежемесячного пособия по уходу за ребенком в полном объеме при отсутствии собственных денежных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
1 марта 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.