Проверка на ошибки: организация представляет документы в налоговую инспекцию в электронном виде
Из-за ошибки оператора ТКС, отправившего декларацию в другую инспекцию, налогоплательщику могут заблокировать расчетный счет. А если организация отправит в инспекцию документы, для которых еще не установлен электронный формат, то контролеры оштрафуют компанию за непредставление истребуемых документов.
На сегодняшний день большинство организаций предпочитают сдавать налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи. Так, с появлением форматов для сдачи отчетности в электронном виде многие компании считают, что применять их можно в отношении всех документов, которые могут понадобиться налоговикам. Однако, как показывает практика, такие выводы не являются панацеей и "электронным" плательщикам зачастую приходится отвечать не только за свои действия, но и за действия операторов ТКС.
Ситуация первая: организация отправила документы по ТКС, которые не соответствуют установленным форматам. Ошибка! На сегодняшний день установлены форматы только ограниченного числа первичных документов, которые организация вправе представлять в налоговую инспекцию в электронном виде по ТКС. Так, налоговики допускают отправку скан-файлов в формате jpg или tif. Таким образом, в ответ на требование о представлении документов компания вправе часть из них отправить в электронном виде. Однако важно отметить, что можно отправить сканы не любых документов, а только перечисленные в приказе ФНС России от 29.06.12 N ММВ-7-6/465@ "Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".
Ситуация вторая: организация при отправке налоговой отчетности по ТКС неверно указала налоговый период или номер корректировки. Рискованно! Налоговики на местах в большинстве случаев, видя неправильный номер корректировки или несоответствующий налоговый период, не принимают декларации. При этом чиновники штрафуют организации за несвоевременное представление налоговой отчетности по статье 119 НК РФ. При этом арбитры считают необоснованным привлечение организации к ответственности при своевременном представлении декларации по некорректной форме (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.06.10 N А32-26244/2008-26/386-2009-4/786 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 11.11.10 N ВАС-14602/10) и от 26.01.09 N А32-14647/2008-51/107-29/312).
ФАС Поволжского округа в постановлении от 04.05.10 N А65-25097/2009 рассмотрел ситуацию, когда налоговики не привлекли организацию к штрафу, ссылаясь на то, что файл, направленный налогоплательщиком в электронном виде, не был принят к обработке, поскольку документ с таким идентификатором отсылался ранее*(1). При повторной отправке декларации контролеры привлекли налогоплательщика к ответственности по статье 119 НК РФ, начислив штраф в размере 33 825,15 руб. Однако арбитры приняли сторону компании, указав, что нарушение порядка и формы представления декларации не образует состава правонарушения. Аналогичное мнение высказал ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.04.11 N А27-11908/2010.
Ситуация третья: организация направила в налоговую инспекцию заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога, подписанного ЭЦП, в электронном виде по ТКС. Ошибки нет! В пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 06.04.11 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" перечислены условия, при выполнении которых электронный документ, подписанный ЭЦП, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Так, электронный и бумажный документы имеют одинаковую юридическую силу, если это установлено в федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах или соглашениях между участниками электронного взаимодействия. В новой редакции пункта 4 статьи 78 НК РФ, действующей с 1 августа 2012 года, такая возможность предусмотрена (в ред. Федерального закона от 29.06.12 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
Отметим, что ранее чиновники уже рассматривали этот вопрос, после чего пришли к неоднозначному выводу. Так, специалисты ФНС России в письме от 18.05.10 N ШС-37-8/1815@ указывали, что заявления на зачет или возврат излишне уплаченного налога организация вправе представить и по ТКС. Налоговики ссылались на пункт 4 статьи 78 НК РФ, согласно которому сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Налоговое ведомство пришло к выводу, что в НК РФ не определен способ представления заявления налогоплательщика на возврат суммы излишне уплаченного налога, поэтому компания вправе подать такое заявление и по ТКС. Однако через два месяца ФНС России отменила письмо N ШС-37-8/1815@ (письмо от 08.07.10 N ШС-37-8/6177@ "О письме ФНС России от 18.05.10 N ШС-37-8/1815@"). Минфин России в письмах от 11.02.11 N 03-02-07/1-46 и от 09.11.11 N 03-02-08/115 поддержал такую позицию контролеров, запретив налогоплательщикам подавать заявление на зачет или возврат налога в электронном виде.
Обратите внимание. Перечень документов, которые организация вправе представлять контролерам в электронном виде
Проблема с многочисленным копированием документов и их ручным заверением, с которой сталкивались организации при истребовании налоговиками документов для проведения налоговой проверки (ст. 93 и 93.1 НК РФ), решена в пользу налогоплательщиков. С 31 августа 2012 года в электронном виде налогоплательщик вправе представлять:
- счет-фактуру;
- корректировочный счет-фактуру;
- книги покупок и продаж;
- журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур;
- ТТН;
- товарную накладную (N ТОРГ-12);
- акт приемки-сдачи работ;
- грузовую таможенную декларацию и добавочный лист к ней;
- транзитную декларацию и добавочный лист к ней;
- спецификацию (калькуляцию, расчет) цены (стоимости);
- договор (соглашение, контракт);
- дополнение к договору.
На сегодняшний день указанный перечень первичных документов является исчерпывающим (приказ ФНС России от 29.06.12 N ММВ-7-6/465@).
Ситуация четвертая: из-за технического сбоя у оператора ТКС декларация, отправленная компанией, не попала в налоговую инспекцию или пришла с опозданием. Рискованно! Использование ТКС позволяет налогоплательщику представить отчетность в последний день срока сдачи, отправив файл до 00.00 последнего дня срока представления. Но на практике случается, что из-за перегрузки сервера оператора ТКС в последние дни сдачи отчетности файл отчета попадет к налоговикам с опозданием, а это чревато негативными последствиями для налогоплательщика.
Оспорить такую позицию чиновников организация может и в досудебном порядке, указав, что в соответствии с пунктом 4 статьи 80 НК РФ при передаче налоговой декларации по ТКС днем ее представления считается дата отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи, а не дата, когда файл попадает в инспекцию, как считают налоговики (п. 4 разд. II Порядка представления декларации в электронном виде, утв. приказом МНС России от 02.04.02 N БГ-3-32/169). Но спор с налоговиками имеет смысл только в случае, если у компании есть квитанция от оператора ТКС, на которой указана дата отправки отчета, эта дата и считается днем представления отчетности.
Ситуация пятая: организация не получила от оператора ТКС квитанцию, подтверждающую отправку отчетности. Рискованно! Без квитанции о получении декларации оператором ТКС организации будет проблематично доказать своевременную отправку отчетности. Бухгалтер, не получивший квитанцию, должен в кратчайшие сроки обратиться к оператору.
Ведь при споре с налоговиками пригодятся любые аргументы, подтверждающие отправку декларации. Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 26.07.11 N А40-127625/10-99-717 было рассмотрено дело, в котором компания отправила декларацию в электронном виде в последний день сдачи, но файл попал в инспекцию только через два дня. За опоздание контролеры выставили штраф по статье 119 НК РФ, размер которого составил 75 870,75 руб. После рассмотрения материалов дела арбитры приняли сторону налогоплательщика. При этом у оператора ТКС отправка отчетности зафиксирована на два дня позже установленного срока сдачи. Но руководитель службы техподдержки указал, что к нему обратился бухгалтер организации, сообщивший, что при отправке отчетности в установленный срок подтверждения от оператора не поступило. Каких-либо сбоев обнаружить не удалось. И декларация была отправлена на следующий день через функцию повторной отправки. Как выяснилось, ошибка произошла на почтовом сервере оператора из-за перегрузки по причине массовой отправки отчетности. Так как со стороны компании предприняты все необходимые действия по своевременной отправке и сообщений об ошибке не поступало, вина организации в данном случае не выявлена, что повлекло отмену судьями штрафа налоговиков.
Ситуация шестая: организация своевременно отправила декларацию, но из-за ошибки оператора ТКС документ был отправлен в другую инспекцию. Рискованно! Как показывает практика, налоговым органам для начисления штрафа достаточно факта непоступления декларации в инспекцию - контролеры начислят штраф налогоплательщику за несвоевременное представление, не выясняя, по чьей вине отчетность не поступила в срок. Также не исключено, что если декларация не поступит в инспекцию в течение 10 дней, контролеры заблокируют счет (ст. 76 НК РФ). Доказывать свою непричастность организации, скорее всего, придется в суде. При этом в большинстве случаев судьи принимают сторону налогоплательщика, если ошибка совершена не по его вине.
Так, ФАС Московского округа в постановлении от 10.11.10 N А41-8894/10 указал, что электронный документооборот организации производил спецоператор связи и по его вине отчетность поступала в адрес другого налогового органа. Однако при этом следует отметить, что у налогоплательщика должны быть подтверждающие документы - квитанция о приеме декларации в электронном виде, а также протокол входного контроля налогового органа (постановление ФАС Поволжского округа от 04.05.10 N А65-25097/2009). В другом деле оператор предоставил налогоплательщику письмо, в котором признал свою вину, указав, что направил декларацию по неверному адресу, что явилось дополнительным аргументом в суде в пользу налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 06.08.09 N А55-18693/2008).
А в постановлении ФАС Уральского округа от 28.05.08 N А07-16065/2007 поводом для отмены санкций стало письмо оператора связи, которым подтверждалась отправка декларации по устаревшему формату. При этом в отчете были все необходимые данные о налоговой базе и величине налога, поэтому суд указал на недопустимость наложения штрафа.
Ситуация седьмая: отчетность, отправленная по ТКС, подписана ключом ЭЦП, у которого истек срок действия. Ошибка! Налоговики не примут декларацию с просроченным ключом подписи, так как в соответствии с пунктом 5 статьи 80 НК РФ налогоплательщик для подтверждения достоверности и полноты сведений, указанных в декларации, подписывает ее ЭЦП (см. врезку слева).
Кстати. Компания вправе учитывать затраты на сертификат электронной подписи и электронный ключ eToken
Все электронные документы подписываются ЭЦП. Налогоплательщику необходимо приобрести сертификат ключа подписи и токен (электронный ключ eToken или Rutoken - компактное устройство - идентификатор в виде USB-брелока, на котором хранится подпись).
Полагаем, что расходы на токен можно учесть единовременно как прочие в соответствии с подпунктом 49 статьи 264 НК РФ. Что касается ежегодной платы за сертификат подписи, то организациям, применяющим метод начисления, безопаснее учитывать его сумму равномерно в течение года в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ.
Однако судебная о практика по этому вопросу на сегодняшний день не сформировалась. На наш взгляд, это связано с тем, что при просрочке ключа подписи виновен сам налогоплательщик, так как продление сертификата ключа электронной подписи входит именно в его обязанности. Следует отметить, что операторы ТКС не допустят пользователя с просроченным ключом подписи в систему для отправки налоговой декларации.
"Российский налоговый курьер", N 6, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Идентификатор электронной копии документа - это отметка, проставляемая в левом нижнем углу каждой страницы документа и содержащая наименование файла на машинном носителе, дату и другие поисковые данные, устанавливаемые в организации. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99