Изменения в правилах реализации туристского продукта
Практика законотворчества такова, что изменения сначала вносятся в законы, а затем в принятые в их исполнение подзаконные нормативные акты. Потому неудивительно, что сначала поправки были внесены в Закон об основах туристской деятельности в РФ (Федеральный закон от 03.05.2012 N 47-ФЗ), и только после очередь дошла до Правил оказания услуг по реализации туристского продукта*(1) (Постановление Правительства РФ от 23.03.2013 N 254). Что это за поправки? Что еще нужно учитывать работникам турфирм при реализации туристских продуктов?
В чем суть поправок?
Во-первых, дополнены требования к содержанию информации о туристском продукте. Помимо сведений о его потребительских свойствах (качестве) и других характеристиках реализующее туристский продукт лицо обязано довести до потребителя сведения об обеспечении экстренной помощи за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма в случае невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, формируемого исполнителем - членом указанного объединения туроператоров. Кроме того, нужно рассказать туристу о порядке обращения в названное объединение туроператоров для получения экстренной помощи.
Во-вторых, при заключении договора о реализации в сфере выездного туризма туристского продукта исполнитель обязан проинформировать в письменной форме заказчика:
- о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в этой сфере;
- об имеющейся у туриста возможности обратиться за экстренной помощью (указываются сведения об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним - номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и др.);
- о переходе к объединению туроператоров в сфере выездного туризма принадлежащего туристу права требования о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии в пределах суммы расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма при оказании экстренной помощи туристу.
В-третьих, к существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и потребителем, относится информация о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору, является туроператор. Новшество - теперь здесь нужно добавить информацию о способах связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта в Интернете, адрес электронной почты). Согласитесь, в наше время без этих сведений просто не обойтись. В свою очередь, туроператорам нужно позаботиться о наличии собственного сайта и пр.
В-четвертых, из Правил оказания услуг по реализации туристского продукта изъято всякое упоминание о туристской путевке. То есть подзаконный акт приведен в соответствие с Законом об основах туристской деятельности в РФ, где туристская путевка также больше не упоминается. Но это вовсе не означает, что она канула в Лету: до сих пор данный документ считается бланком строгой отчетности, применение которого при осуществлении наличных расчетов с населением - альтернатива выдаче кассового чека при приобретении турпродуктов (Письмо ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).
Как видим, все поправки имеют уточняющий характер, упорядочивают правовую базу.
Какие условия ущемляют права туриста?
Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта предусмотрено, что не допускается включение в договор о реализации турпродукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, иными правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Однако не всегда турагентства и туроператоры уделяют данной обязанности должное внимание. Пример - ситуация, рассмотренная в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 N А43-12507/2012.
Заключенным договором было предусмотрено право туриста отменить заявку на бронирование и приобретение туристского продукта. Для отмены поручения клиент должен лично подать письменное заявление об этом в отдел по работе с клиентами в часы его работы. Заявления об отмене поручения туриста, направленные посредством факсимильной связи, считаются недействительными. Издержки, понесенные исполнителем до отмены поручения на приобретение туристского продукта, возврату заказчику не подлежат (то есть суммы, переведенные в рамках настоящего договора для обеспечения заказчику права пользования курортной жилой площадью, являются издержками исполнителя и заказчику возвращены быть не могут). Между тем согласно ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии полной оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Каких-либо дополнительных условий (о подаче лично, письменном виде отказа) названная норма не содержит. Статья 32 Закона о защите прав потребителей*(2) разрешает потребителю в любое время отказаться от исполнения заключенного договора при условии компенсации исполнителю понесенных до этого момента издержек. Значит, условия договора, ущемляющие права туриста по сравнению с приведенными нормами законодательства, являются недействительными.
Аналогичный вывод сделан судом в отношении другого пункта договора, содержащего условие о том, что максимальный срок рассмотрения претензий и заявлений о расторжении заключенных соглашений - один месяц. Это противоречит п. 1 ст. 31 Закона о защите прав потребителей. Требования клиента об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги), а также о возврате уплаченной исполнителю денежной суммы и возмещении убытков подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
И еще: одно из основных прав потребителя - право на получение полной и достоверной информации о потребительских свойствах туристского продукта. На момент заключения договора до потребителя не была в полном объеме доведена информация: о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения (в том числе информация на русском языке о категории средства размещения); об условиях проживания и питания (его наличие и точная стоимость); об услугах по перевозке туриста в стране временного пребывания (не определены наличие бесплатного трансфера, стоимость платного трансфера); о наличии экскурсовода (гида); о дополнительных услугах. В связи с этим потребитель был лишен возможности правильно выбрать курорт и условия отдыха.
Перечисленных фактов оказалось достаточно для привлечения исполнителя к административной ответственности за нарушение прав потребителей по ст. 14.8 КоАП РФ.
Другой пример - Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 N А82-11474/2011. Исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, туристскую путевку, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в турпродукт (ваучер, билет и др.), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия (п. 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта). Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия последнего. В условиях заключенного с туристом договора было прописано, что турагент обязуется обеспечить оформление и получение заказчиком билетов на поездку, а также иных документов, необходимых потребителю для совершения путешествия, не позднее чем за два часа до начала путешествия. При этом в материалах дела не было доказательств того, что турфирма согласовала с туристом возможность уменьшения указанного выше 24-часового срока.
Другой пункт договора гласил, что заказчик обязан произвести доплату при увеличении стоимости туристского продукта, связанном с повышением стоимости авиабилетов и сборов/налогов. Между тем условие о доплате стоимости туристского продукта при повышении стоимости авиабилетов ущемляет установленные законом права потребителя. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации. В пассажирский тариф могут включаться в том числе сборы за бланк билета, за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, топливный сбор, сборы иностранных государств.
Из договора о реализации туристского продукта следовало, что заказанный туристом комплексный тур включал чартерную перевозку. В силу п. 6 ст. 64 ВК РФ плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), устанавливается на договорной основе. То есть законодательство не предусматривает включение в стоимость чартерной авиаперевозки каких-либо сборов. Что касается налогов и сборов, обязанность по их уплате возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора. Налогоплательщик, осуществляя предпринимательскую деятельность, обязан самостоятельно уплачивать налоги и (или) сборы. Изложенное позволяет сделать вывод, что условие договора об увеличении стоимости туристского продукта, обусловленном фактом повышения налогов и (или) сборов, ущемляет установленные законом права потребителя.
Еще одно решение - Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012 N А70-2219/2012. Условия договора звучали следующим образом. Агентство вправе производить замену услуг, входящих в туристский продукт (в том числе замену средств размещения), с сохранением класса услуг или заменой на услуги более высокого класса без доплаты со стороны туриста. При заполнении заявки на бронирование турист вправе отразить существенные для него условия, касающиеся средства размещения, перевозки или иных услуг. Клиент предупрежден и согласен с тем, что в исключительных случаях возможна замена туроператором услуг, входящих в туристский продукт (в том числе замена средства размещения, перевозчика, типа воздушного судна), на аналогичные услуги без взимания доплаты с туриста.
С одной стороны, сформулированные условия не ущемляют права потребителя на получение качественного туристского продукта, поскольку предусматривают возможность изменения услуги, но с условием сохранения ее класса или замены на услугу более высокого класса. С другой стороны, буквальное толкование договора позволило суду сделать вывод: агентству предоставлена возможность в одностороннем порядке (без уведомления и согласования с туристом) изменить предусмотренные условия поездки туриста, что противоречит ст. 450 и 451 ГК РФ. Разрешается менять условия договора одной стороне при возникновении существенных обстоятельств, к ним не относится замена туроператором по своему усмотрению услуг, входящих в туристский продукт.
Отметим еще одно спорное условие. При резком изменении курса национальных валют (более чем на 5% по сравнению с действующим на момент заключения договора), в том числе при наступлении указанных обстоятельств после полной оплаты туристом договора, производится перерасчет стоимости туристского продукта с доплатой туристом разницы в цене. Турист, не согласившийся с изменением цены, вправе отказаться от договора при условии оплаты агентству фактически понесенных им расходов по исполнению договора.
Существенным условием договора о реализации туристского продукта является "общая цена туристского продукта в рублях". Это следует из ст. 10 Закона об основах туристской деятельности в РФ. При этом предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Условие договора об увеличении стоимости туристского продукта, обусловленное изменением курса национальной валюты, ущемляет права потребителя, так как указанное относится к обычным предпринимательским рискам, бремя которых не может быть возложено на потребителя.
О страховании ответственности
К Правилам оказания услуг по реализации туристского продукта страхование ответственности туроператора непосредственного отношения не имеет. Однако именно данным нормативным актом можно вооружиться в споре против страховщиков, которые по разным предлогам требуют с туроператоров выплаченное туристам страховое возмещение. Одна из таких распространенных формальностей - признание договора о реализации туристского продукта незаключенным. Но суды не идут на поводу и у страховых компаний. В Определении Санкт-Петербургского городского суда от 18.03.2013 N 33-3607/2013 арбитры указали на неправомерность вывода о том, что договор считается заключенным с момента получения подтверждения заявки на бронирование тура. Это противоречит законодательству, ущемляет права и интересы сторон, так как договор о реализации туристского продукта между исполнителем и потребителем считается заключенным, если между сторонами достигнуто в письменной форме соглашение по всем существенным условиям этого договора (п. 12 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта). В итоге расторжение договора реализации турпродукта произошло из-за неисполнения обязательств туроператором, в связи с чем со страховщика, застраховавшего его ответственность, взысканы денежные средства, уплаченные туристом, и компенсация морального вреда. При этом с турагента взысканы неустойка и штраф за неудовлетворение требований потребителей в добровольном порядке. Согласитесь, решение интересное в том плане, что крайними оказались все, кроме туроператора, который по закону несет ответственность за качество туристского продукта. Но есть и другие судебные решения, по которым сумма компенсации морального вреда подлежит взысканию с туроператоров и турагентов в солидарном порядке (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.02.2013 N 33-1654/2013).
О возврате предоплаты
С данным вопросом приходится сталкиваться туристам, которые в силу тех или иных причин отказались от запланированного ранее путешествия. Оказывается, вернуть предоплату за туристский продукт не так уж просто. Обратимся к Постановлению Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2013 N А43-39775/2011.
Между принципалом (туроператором) и агентом (турагентством) было заключено агентское соглашение об организации продаж международных туристских продуктов. По соглашению агент приобретает права и становится обязанным по всем сделкам, совершенным им от своего имени с третьими лицами во исполнение договора, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в отношения. Агент отвечает перед принципалом за действительность сделок с третьими лицами, но не берет на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом.
Предоставление туристских продуктов (туристских услуг) агенту осуществляется на условиях их предварительного бронирования (заказа) у принципала. Для этих целей агент обязан оформить и направить принципалу запрос в виде заявки на определенные турпродукты. Принципал на основании полученной заявки агента обязуется информировать его о возможности обеспечить прием и обслуживание туристов, в отношении которых сделана заявка, в течение трех рабочих дней после получения заявки. В случае аннулирования агентом заявки для него со дня подачи заявки наступают последствия как за отказ от турпакета.
Если агент независимо от причин отказывается от туристского продукта, указанного в заявке, то он выплачивает неустойку в установленном соглашением размере в зависимости от количества дней с даты отказа до начала тура. Неустойка является не фактически понесенными расходами, а всего лишь способом обеспечения исполнения обязательств. Взыскание с агента неустойки является правом, а не обязанностью принципала и непосредственного исполнителя услуги. Уплата неустойки не освобождает агента от возмещения фактически понесенных расходов. Таковыми признаются любые расходы принципала, факт которых подтвержден документально, в том числе штрафы и пени, выплачиваемые контрагентам принципала при отказе агента или туриста агента от заказанного турпродукта по любой причине, а также при аннуляции тура по инициативе принципала при изменении или расторжении договора.
Возвращаясь к рассматриваемому делу, уточним, что агент в адрес принципала произвел предоплату за бронирование тура. Позже на основании письма бронирование тура по заявке было снято в связи с отказом туристов от поездки. В связи с аннуляцией первоначально забронированного тура туроператор выставил штраф. Агент не согласился с такими санкциями и обратился в суд, который указал следующее.
Условие об ответственности агента в виде обязательства возместить принципалу расходы, понесенные в связи с уплатой штрафов и неустойки контрагентам принципала при отказе агента или туриста от заказанного турпродукта, не может считаться согласованным договором условием об ответственности агента за неисполнение третьими лицами (туристами) договора оказания туристских услуг. Возложение на агента ответственности за отказ туристов от исполнения договора противоречит ст. 993 ГК РФ. При его расторжении обоснованным может считаться удержание с конечного потребителя услуги (туриста) только расходов, понесенных исполнителем услуги в целях исполнения договора.
В итоге за удержанный туроператором штраф расплачиваться пришлось турагентству, с которого суд и взыскал уплаченные за туристский продукт средства. Турагентство пыталось это оспорить, представив нотариально заверенные переводы счета, выставленного туроператору, письма от организации, являющейся принимающей стороной, и выписки со счета. Но из документов не следовало, что удержание штрафа тождественно оплате фактически понесенных расходов, возникших у туроператора после бронирования туристского продукта. Поэтому судебное решение было принято в пользу туриста.
* * *
Как видим, применять на практике Правила оказания услуг по реализации туристского продукта не совсем просто. Документ тесно коррелирует с законодательством о защите прав потребителей, а также с другими правилами оказания услуг клиентам (заказчикам), что сотрудникам турфирм следует учитывать в работе.
Д.В. Дурново,
главный редактор ИД "Аюдар Пресс"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452.
*(2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"