Преобразование предприятия промышленности
Преобразование юридического лица - это одна из форм его реорганизации, под которой подразумевается изменение организационно-правовой формы (статуса юридического лица). При каких обстоятельствах предприятие промышленности, созданное в форме ООО, может превратиться в АО, и наоборот? Кто вправе принять решение о реорганизации общества? Может ли быть реорганизовано АО, акции которого не зарегистрированы? Каким образом в случае преобразования общества защищаются права его кредиторов? Должен ли каждый кредитор быть лично извещен о проводимой реорганизации? Какие обязанности возникают у реорганизуемого общества как у налогоплательщика?
Решаем правовые вопросы
Преобразование - право или обязанность?
Преобразование - это право юридического лица, а при определенных обстоятельствах - обязанность. Так, ООО вправе стать хозяйственным обществом другого вида, хозяйственным товариществом или производственным кооперативом (п. 2 ст. 92 ГК РФ, п. 1 ст. 56 Закона об ООО*(1)). А вот АО может быть преобразовано в ООО или производственный кооператив, а также в некоммерческое партнерство (п. 2 ст. 104 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Закона об АО*(2)).
А при каких обстоятельствах преобразование - это уже обязанность? В случае с ООО необходимо учитывать, что число участников такого общества не должно превышать 50. В противном случае общество в течение года должно быть преобразовано в ОАО или производственный кооператив (п. 3 ст. 7 Закона об ООО). Если в годичный срок общество не будет реорганизовано в форме преобразования и число участников не уменьшится до установленного предела, ООО подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию регистрирующего органа (ФНС) либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.
Что касается АО, то здесь существует следующее требование: если число акционеров закрытого акционерного общества (ЗАО) превысит 50, оно должно в течение года быть преобразовано в открытое общество, то есть ЗАО должно стать ОАО. Если этого не будет сделано и число акционеров не уменьшится до 50, АО (как и ООО) подлежит ликвидации в судебном порядке (п. 3 ст. 7 Закона об АО). Необходимо учитывать, что преобразование ЗАО в ОАО не является реорганизацией, это всего лишь изменение типа общества (ведь организационно-правовая форма хозяйственного общества остается прежней). На это обратил внимание и Пленум ВАС (см. п. 23 Постановления от 18.11.2003 N 19). При этом преобразование АО одного типа в АО другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (с утверждением устава в новой редакции) и их государственной регистрацией в установленном порядке.
Обратите внимание! Действующее законодательство не предусматривает, что начавшаяся реорганизация юридического лица носит необратимый характер и должна быть непременно завершена (Постановление ФАС ПО от 22.06.2012 по делу N А12-18135/2011).
Кто принимает решение о преобразовании?
Реорганизация, в том числе путем преобразования, проводится по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Уточним, кто же принимает решение о преобразовании ООО и АО.
В ООО решение о реорганизации в форме преобразования, порядке и условиях преобразования, порядке обмена долей участников общества на акции АО, утверждении устава создаваемого в результате преобразования юридического лица, а также об утверждении передаточного акта принимает высший орган управления общества - общее собрание участников (п. 2 ст. 56 Закона об ООО). Принятие решения о реорганизации общества является исключительной компетенцией общего собрания его участников. Решение должно быть принято всеми участниками ООО единогласно (п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
К сведению. При реорганизации ООО в форме преобразования в АО размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг - одновременно с государственной регистрацией выпуска (п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг*(3)).
В АО решение о реорганизации в форме преобразования принимается общим собранием акционеров (это высший орган управления общества) большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в этом собрании (пп. 2 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 Закона об АО). Одна голосующая акция общества - это один голос (ст. 59 Закона об АО), правом голоса на общем собрании акционеров при решении вопроса о реорганизации обладают акционеры - владельцы обыкновенных и привилегированных акций общества (п. 1 ст. 49, п. 4 ст. 32 Закона об АО). О том, при каких обстоятельствах общее собрание считается правомочным (имеет кворум), идет речь в ст. 58 Закона об АО. Если акционеры - владельцы голосующих акций проголосовали против реорганизации АО либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу, они вправе заявить требование о выкупе обществом всех или части принадлежащих им акций (п. 1 ст. 75 Закона об АО).
Обратите внимание: решение о реорганизации АО может быть принято только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом (п. 3 ст. 49 Закона об АО). Решение о реорганизации АО в форме преобразования в ООО должно содержать (п. 3 ст. 20 Закона об АО):
- наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования;
- порядок и условия преобразования;
- порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале ООО;
- список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица, если уставом этого лица предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора. Согласно п. 6 ст. 32 Закона об ООО уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. Однако, если количество участников общества превышает 15, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) является обязательным. В то же время функции ревизионной комиссии (ревизора) может исполнять аудитор, утвержденный общим собранием участников общества, при условии что такая возможность предусмотрена уставом ООО. Тогда в решении следует указать сведения об аудиторе;
- список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица, если уставом такого лица предусмотрено наличие этого органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления ООО. Уставом ООО может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа. Данный орган избирается общим собранием участников ООО в количестве и на срок, которые определены уставом общества. В то же время уставом ООО может быть предусмотрено отнесение вопросов образования коллегиального исполнительного органа и досрочного прекращения его полномочий к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 1 ст. 41 Закона об ООО);
- указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица;
- список членов иного органа (за исключением общего собрания участников) создаваемого юридического лица, если уставом этого лица предусмотрено наличие иного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления ООО;
- указание об утверждении передаточного акта с приложением этого акта;
- указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с их приложением.
В решение о реорганизации АО могут быть включены иные положения, не противоречащие федеральным законам. Например, решение может содержать указание о сроке, по истечении которого оно не подлежит исполнению. Течение указанного срока прекращается с момента государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации АО (п. 8 ст. 49 Закона об АО). Также решением о реорганизации в форме преобразования может быть предусмотрен особый порядок совершения реорганизуемым обществом отдельных сделок (видов сделок) или запрет на их совершение с момента принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения (п. 7 ст. 15 Закона об АО). Сделка, совершенная с нарушением этого особого порядка, может быть признана недействительной по иску самого общества или акционера.
Возможно ли преобразование АО в ООО, если акции не зарегистрированы?
Акция является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей права ее владельца (акционера) на участие в управлении АО, получение части прибыли общества в виде дивидендов и части имущества, остающегося после ликвидации этого общества (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Согласно п. 2 ст. 5 Закона о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг*(4) совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается. (Это не распространяется только на случаи, установленные федеральными законами.) То же самое предусмотрено п. 1 ст. 27.6 Закона о рынке ценных бумаг. Сделки с акциями, совершенные до государственной регистрации выпуска, являются недействительными (ничтожными). Ведь согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
При реорганизации АО путем преобразования в ООО акции реорганизуемого общества обмениваются на доли в уставном капитале создаваемого общества и погашаются (аннулируются) в день государственной регистрации созданного юридического лица - ООО и регистрации прекращения деятельности реорганизованного АО.
Является ли обмен акций АО на доли в уставном капитале ООО в результате реорганизации сделкой? В арбитражной практике на этот счет сложились две противоположные позиции.
Первая заключается в том, что сделка, связанная с обменом в процессе преобразования АО незарегистрированных акций акционеров на доли в уставном капитале ООО, в силу ст. 168 ГК РФ является недействительной (ничтожной). Как следствие, недействительно и решение учредителей о реорганизации АО в форме преобразования в ООО, в итоге недействительной признается и регистрация нового юридического лица (см., например, постановления ФАС ДВО от 07.08.2008 N Ф03-А51/08-1/2998, от 31.08.2004 N Ф03-А51/04-1/2147).
Вторая позиция (автор согласен именно с ней) состоит в следующем. Понятия реорганизации и сделки являются предметом регулирования разных правовых институтов гражданского права, поэтому реорганизация юридического лица по своей правовой природе не является сделкой (Постановление ФАС ДВО от 06.08.2008 N Ф03-А73/08-1/3039). Аналогичным образом высказались и судьи ФАС ЗСО в Постановлении от 18.01.2005 N Ф04-9453/2004(7734-А75-12). Порядок возникновения имущественных прав и обязанностей в результате реорганизации юридического лица отличается от установленного ст. 153 ГК РФ. (Согласно данной статье сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.) В связи с этим реорганизация юридического лица не может расцениваться в качестве сделки и к ней не могут применяться правила ст. 167, 168 ГК РФ. С учетом того, что реорганизация ОАО в форме преобразования в ООО не является сделкой, суд правомерно не рассмотрел требование истца о недействительности реорганизации как сделки ввиду ее несоответствия ст. 5 Закона о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
На страже интересов кредиторов
В силу требований п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации*(5) в течение трех рабочих дней после принятия решения о реорганизации общество должно известить об этом орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Для коммерческих организаций таким органом является ФНС. Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений - административно наказуемое для должностных лиц деяние. Им может быть вынесено предупреждение или назначен штраф в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Рекомендуемая форма письменного сообщения о начале процедуры реорганизации (форма Р12003) приведена в Письме ФНС РФ от 23.01.2009 N МН-22-6/64@. Сообщение вместе с решением о реорганизации представляется в налоговый орган по месту нахождения юридического лица, принявшего решение о реорганизации. Данное сообщение является основанием для внесения налоговиками в ЕГРЮЛ в трехдневный срок (исчисляется в рабочих днях) записи о том, что общество находится в процессе реорганизации.
После внесения записи в ЕГРЮЛ общество обязано дважды (с периодичностью один раз в месяц) разместить в соответствующих СМИ (речь идет о журнале "Вестник государственной регистрации"*(6)) уведомление (сообщение) о своей реорганизации. Такова на сегодняшний день форма уведомления кредиторов о реорганизации и ООО, и АО (п. 5 ст. 51 Закона об ООО, п. 6 ст. 15 Закона об АО). Законом об АО установлены требования о том, что должно быть указано в сообщении о реорганизации. В обязательном порядке в уведомлении фиксируются:
- полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения каждого участвующего в реорганизации общества;
- полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения каждого создаваемого (продолжающего деятельность) в результате реорганизации общества;
- форма реорганизации;
- описание порядка и условий заявления кредиторами каждого участвующего в реорганизации юридического лица своих требований, включая указание места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, дополнительные адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способы связи с реорганизуемым обществом (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие сведения);
- сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа каждого участвующего в реорганизации юридического лица, а также юридических лиц, создаваемых (продолжающих деятельность) в результате реорганизации;
- сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого общества, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по обязательствам реорганизуемого общества (при наличии таких лиц).
Дополнительно в уведомлении могут быть указаны сведения о кредитных рейтингах общества, а также об их изменении за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если АО осуществляет свою деятельность менее трех лет.
Обратите внимание! В пункте 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации сказано: реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Данное требование ООО и АО выполнять не обязаны. Подтверждение этому можно найти в арбитражной практике. В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 по делу N А27-11407/2011 (оставлено без изменения Постановлением ФАС ЗСО от 30.05.2012 по этому делу) судьи отметили: п. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации предусмотрены два способа уведомления кредиторов реорганизуемого юридического лица (через СМИ и путем направления уведомления о реорганизации непосредственно кредиторам). Второй способ применяется в том случае, если иное не предусмотрено федеральными законами. И в Законе об ООО, и в Законе об АО установлен порядок уведомления кредиторов реорганизуемого юридического лица, который не предполагает необходимости направления уведомления о реорганизации непосредственно кредиторам. Таким образом, обязанность по уведомлению кредиторов считается соблюденной в случае двукратного размещения информации о реорганизации ООО (АО) в СМИ.
Уточним: первое уведомление о реорганизации юридического лица в форме преобразования может быть размещено в СМИ сразу же после внесения в ЕГРЮЛ записи о процессе реорганизации (документами, подтверждающими данный факт, являются свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ соответствующей записи и выписка из этого реестра). Для решения вопроса о том, когда в журнале следует поместить второе уведомление, вспомним про требование п. 3 ст. 192 ГК РФ: срок, исчисляемый месяцами, истекает соответствующего числа последнего месяца срока. Это означает, что второе уведомление должно быть опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месяца со дня помещения в журнале первого уведомления о реорганизации юридического лица (п. 12 Письма ФНС РФ от 23.01.2009 N МН-22-6/64@).
В свою очередь, по общему правилу (п. 2 ст. 60 ГК РФ) кредиторы реорганизуемого лица вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства этим лицом (а при отсутствии возможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения убытков) при условии, что права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации. В Законе об ООО (абз. 1 п. 5 ст. 51) уточнено: кредиторы ООО вправе потребовать в письменной форме досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения такого обязательства - его прекращения и возмещения убытков, но не позднее чем в течение 30 дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации. Кроме того, 30-дневный срок для предъявления требований (в судебном порядке) предусмотрен и для кредиторов ОАО (п. 3 ст. 60 ГК РФ). В Законе об АО (п. 6 ст. 15) отмечено, что кредиторам реорганизуемых АО предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 60 ГК РФ.
Обратите внимание: требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией. Документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, можно представить в регистрирующий орган до истечения срока, установленного для предъявления кредиторами соответствующих требований, но не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в СМИ. Список этих документов приведен в ст. 14 Закона о государственной регистрации.
Закрытый перечень оснований для отказа в государственной регистрации указан в ст. 23 Закона о государственной регистрации. Так, публикация сообщения о начале процедуры реорганизации на один день ранее внесения записи в ЕГРЮЛ не является основанием для отказа в государственной регистрации реорганизации (Постановление ФАС УО от 15.06.2010 N Ф09-4369/10-С4).
Юридическое лицо считается реорганизованным в результате преобразования с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ). С этого момента реорганизация в форме преобразования считается завершенной, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).
Об обязанностях налогоплательщика
Сообщаем о реорганизации
Налогоплательщик (общество, принявшее решение о реорганизации) должен сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о принятом решении. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС РФ от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@. Это форма N С-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации" (приложение 5). Срок для представления сообщения - все те же три рабочих дня со дня принятия решения (пп. 4 п. 2 ст. 23, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Нарушение данного срока грозит обществу штрафом в 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, что чревато наложением штрафа в размере от 300 до 500 руб.
Обратите внимание: пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ предусмотрена самостоятельная, отличающаяся от установленной п. 1 ст. 60 ГК РФ обязанность налогоплательщика письменно сообщать в налоговый орган о реорганизации в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Реорганизация ООО (АО) может послужить поводом для назначения выездной налоговой проверки за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Такая проверка проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ). Данная проверка, как отметили судьи ФАС СКО, является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной (Постановление от 19.07.2010 по делу N А63-19428/2009). Специальные правила проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика правопреемника Налоговым кодексом не установлены, поэтому к ней применяются общие правила без каких-либо особенностей (Письмо Минфина РФ от 05.02.2009 N 03-02-07/1-48).
Исполняем обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов
Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном ст. 50 НК РФ. При изменении организационно-правовой формы общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного ООО или АО в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 4 ст. 56 Закона об ООО, п. 4 ст. 20 Закона об АО). То есть правопреемником является вновь созданное юридическое лицо.
Помимо налогов (причем реорганизация не изменяет сроков исполнения обязанности по их уплате), правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также штрафы, наложенные на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения процедуры реорганизации.
Согласно п. 10 ст. 50 НК РФ суммы налогов (пеней, штрафов), излишне уплаченные юридическим лицом или излишне взысканные до его реорганизации, подлежат зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее месяца со дня завершения реорганизации. Если задолженность, в счет исполнения которой можно было бы провести зачет, отсутствует, указанная сумма подлежит возврату правопреемнику в течение месяца со дня подачи им письменного заявления.
О налоговом периоде и налоговой декларации
По общему правилу налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по истечении соответствующего налогового периода. Если налоговым периодом по соответствующему налогу является календарный год, применяются правила, предусмотренные п. 2, 3 ст. 55 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ, если организация была реорганизована в форме преобразования до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является время от начала этого года до дня завершения реорганизации. Например, дата регистрации вновь возникшего ООО (в результате преобразования АО) - 24.10.2012. Последним налоговым периодом АО является период с 01.01.2012 по 23.10.2012.
Такая ситуация: организация, созданная после начала календарного года, реорганизована до конца этого года. Тогда налоговым периодом будет время со дня создания (со дня государственной регистрации, то есть внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ) до дня реорганизации. Вернемся к нашему примеру: предположим, АО было создано 06.02.2012. Налоговым периодом для такой организации следует считать период с 06.02.2012 по 23.10.2012.
Еще один вариант развития событий: организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 по 31 декабря текущего календарного года, а реорганизована - до конца календарного года, следующего за годом создания. Налоговым периодом для такой организации является время со дня создания до дня реорганизации. Допустим, дата создания АО - 17.12.2011. Тогда налоговым периодом для этого общества будет период с 17.12.2011 по 23.10.2012.
Что касается первого налогового периода для вновь созданного общества (в результате преобразования), то здесь действуют общие правила. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является время со дня ее создания до конца данного года (п. 2 ст. 55 НК РФ). В описанной ситуации первым налоговым периодом для ООО будет период с 24.10.2012 по 31.12.2012. Если бы реорганизация закончилась в декабре (например, 03.12.2012), то первый налоговый период закончился бы в следующем году (31.12.2013).
Необходимо учитывать: если окончание налогового периода (например, по налогу на имущество) для реорганизуемой организации будет совпадать с окончанием отчетного периода по этому налогу (например, девять месяцев календарного года), в налоговый орган необходимо представить соответствующую налоговую декларацию. А вот налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество по окончании девяти месяцев представлять не нужно.
Отметим еще один важный момент. Если реорганизуемая организация не исполнит обязанности по представлению в налоговый орган деклараций и уплате налогов за последний налоговый период, эти обязанности должны быть исполнены правопреемником реорганизованной организации (п. 1 Письма Минфина РФ от 25.09.2012 N 03-02-07/1-229). Налоговым кодексом не установлены специальные сроки представления в налоговые органы деклараций и сроки уплаты налогов за последний налоговый период при реорганизации организации. Единственное, в п. 3 ст. 50 НК РФ сказано: реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица. Свою точку зрения о том, когда налоговые декларации (расчеты) по налогам реорганизованной организации должны быть представлены в налоговый орган (а налоги - уплачены) за последний налоговый период, изложили чиновники. Это должно быть сделано не позднее установленных НК РФ сроков для представления расчетов (деклараций) и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором завершена реорганизация (письма Минфина РФ от 11.12.2007 N 03-02-07/1-477, ФНС РФ от 09.03.2011 N КЕ-4-3/3609@, УФНС по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011630@, от 30.01.2012 N 16-15/007468@, от 22.03.2011 N 16-03/026839@). Например, при завершении реорганизации 20.04.2012 декларация по налогу на прибыль за последний налоговый период должна быть представлена (а налог - уплачен) не позднее 28.07.2012 согласно п. 3 ст. 289 НК РФ. В случае завершения реорганизации 06.02.2012 декларация по налогу на прибыль за последний налоговый период должна быть представлена (а налог - уплачен) не позднее 28.04.2012. Преобразование завершено 12.11.2012, тогда декларация по налогу на прибыль за последний налоговый период должна быть представлена в налоговый орган (а налог - уплачен) не позднее 28.03.2013.
Изложенные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговым периодом является календарный месяц (НДПИ, акцизы) или квартал (НДС, водный налог). В таких случаях при реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п. 4 ст. 55 НК РФ). Если такого согласования не было, налоговый период не корректируется. Например, реорганизация юридического лица путем преобразования произошла в IV квартале 2012 года. Реорганизуемое юридическое лицо должно представить в налоговую инспекцию декларацию по НДС за последний налоговый период (III квартал) перед прекращением своей деятельности не позднее 22.10.2012. Декларация по НДС за IV квартал 2012 года представляется в налоговый орган правопреемником с отражением всех операций (облагаемых и не облагаемых налогом), осуществленных как до, так и после реорганизации в IV квартале 2012 года*(7).
Об обязанностях плательщика страховых взносов
В силу требований пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды обязаны в письменной форме сообщить в органы контроля по месту нахождения организации о реорганизации. Органами контроля за уплатой страховых взносов являются ПФ РФ, ФСС и их территориальные органы. На направление сообщения отводятся все те же три рабочих дня со дня принятия решения о реорганизации. Непредставление сообщения влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 указанного закона). Как и налоговики, органы контроля в связи с реорганизацией общества могут назначить выездную проверку (без учета времени проведения предыдущей проверки). Период, подлежащий проверке, не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 20 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ).
* * *
Право на принятие решения о реорганизации АО в форме преобразования в ООО и наоборот предоставлено высшему органу управления общества - общему собранию акционеров (участников). Если в ООО число участников превысит 50, принятие такого решения будет вынужденным, в противном случае обществу грозит ликвидация. А вот преобразование ЗАО в ОАО и наоборот реорганизацией не является. Приняв решение о реорганизации, общество должно известить об этом в течение трех рабочих дней ФНС (в данный орган отправляются два разных сообщения), а также территориальные органы ПФ РФ и ФСС. Кроме того, о проводимой реорганизации должны узнать кредиторы общества. С этой целью в журнале "Вестник государственной регистрации" необходимо дважды разместить уведомление о реорганизации. Также надо быть готовыми к тому, что реорганизация может послужить поводом для назначения выездной проверки, причем как со стороны налоговиков, так и со стороны органов контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
О.В. Давыдова,
редактор журнала "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
*(2) Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
*(3) Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
*(4) Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
*(5) Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
*(6) Пункт 1 Приказа ФНС РФ от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@.
*(7) См. также Письмо УФНС по г. Москве от 21.04.2010 N 16-15/042728@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"