Организация спортивной подготовки в учреждениях: вопросы обеспечения деятельности
Чтобы обеспечить единство требований к спортивной подготовке, повысить массовость детско-юношеского спорта и качество подготовки спортивного резерва, Минспорт Приказом от 24.10.2012 N 325 утвердил Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в РФ (далее - Рекомендации N 325). Нормативный акт призван оказать методическую помощь при ведении как профессиональной, так и финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений, работающих в области физкультуры и спорта, а также в области организации спортивной подготовки. Рассмотрим основные положения документа, которыми регулируются вопросы организации деятельности учреждения, его кадрового, финансового и материально-технического обеспечения.
Общие вопросы организации спортподготовки
Нормативный акт устанавливает четкую систему взаимоотношений в области спортивной подготовки. Так, в продолжение положений ст. 5 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", определяющей субъектов физкультуры и спорта, Рекомендациями N 325 выделено несколько субъектов, осуществляющих или проходящих спортивную подготовку.
Субъект спортивной подготовки | Пояснение |
Организации, осуществляющие спортивную подготовку | Автономные, бюджетные или казенные учреждения, созданные РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в области спортивной подготовки. Образовательные учреждения входят в эту группу в части предоставления ими соответствующих услуг и выполнения работ по реализации программ спортивной подготовки |
Региональные (межрегиональные) спортивно-тренировочные центры | Физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения в области физкультуры и спорта, имеющие в своей структуре спортивные сооружения, на базе которых осуществляется специализированная централизованная подготовка спортивного резерва для сборных команд субъекта РФ, членов таких команд, кандидатов в спортивные сборные команды РФ |
Лица, проходящие спортивную подготовку и выступающие на спортивных соревнованиях | Спортсмены |
Спортивные сборные команды | Коллективы спортсменов, относящихся к различным возрастным группам, тренеров, специалистов в области физкультуры и спорта, созданные для подготовки к официальным соревнованиям соответствующего уровня |
Лица, осуществляющие спортивную подготовку | Работники организации, осуществляющей спортивную подготовку (тренеры, тренеры-преподаватели и иные специалисты), непосредственно организующие, реализующие и (или) контролирующие реализацию программ спортивной подготовки и требований федеральных стандартов спортивной подготовки по соответствующему виду спорта |
Медицинские работники | Работники, осуществляющие медицинское обеспечение тренировочного процесса и медицинское наблюдение спортсменов (врачи по спортивной медицине) |
Иные специалисты, необходимые для обеспечения спортивной подготовки | Работники, непосредственно не задействованные в организации, реализации и (или) контроле за реализацией соответствующих программ, но обеспечивающие непрерывный процесс спортивной подготовки (административно-управленческий и обслуживающий персонал) |
При оформлении взаимоотношений со спортсменами, тренерами, медицинскими работниками и иными специалистами следует учитывать ряд особенностей. В частности:
1. Принадлежность спортсмена к организации, осуществляющей спортивную подготовку, определяется приказом о его зачислении, а основанием для этого является государственное (муниципальное) задание на оказание услуг по спортивной подготовке или договор оказания услуг. Если же спортсмен зачислен в образовательное учреждение и с ним не заключен трудовой договор, его принадлежность к учреждению также устанавливается на основании приказа о зачислении (п. 3.4.2 Рекомендаций N 325).
2. Со спортсменом заключается трудовой договор (этому предшествует обязательный углубленный медицинский осмотр) либо договор гражданско-правового характера (в частности, договор оказания услуг). В штатном расписании учреждения могут быть предусмотрены должности спортсмена и спортсмена-инструктора.
3. С тренерами также заключаются трудовые договоры на неопределенный срок. Однако для тренеров в отличие от спортсменов не предусмотрены обязательные углубленные медицинские осмотры (п. 3.6 Рекомендаций N 325). Вместе с тем при заключении трудового договора с тренером следует проводить медицинские осмотры с целью выявления противопоказаний для осуществления тренерской деятельности.
С тренерами, принимаемыми на работу в целях проведения со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществления руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения результатов в профессиональном спорте, а также с тренерами спортивных сборных команд по соглашению сторон тоже могут заключаться срочные (до пяти лет) трудовые договоры (ст. 348.2 ТК РФ).
4. Учреждение может принять в штат медицинского работника (врача по спортивной медицине), предварительно получив соответствующую лицензию, и заключить с ним трудовой договор или заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию, и приглашать врача для разовых обследований тренировочных занятий и соревнований (п. 3.7 Рекомендаций N 325).
При этом следует учитывать, что деятельность медицинского работника в учреждении физкультуры и спорта должна быть организована в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий*(1), а должность должна входить в список, который установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 N 415н*(2) по специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицина": врач по спортивной медицине, врач по лечебной физкультуре и др.
Кроме того, в штатном расписании учреждения могут быть предусмотрены должности среднего медицинского персонала (медицинская сестра/брат, в том числе по массажу, диетсестра и др.).
5. Привлечение иных работников - специалистов вузов, других образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих научную подготовку, для правового, психолого-педагогического, научно-методического и медицинского обеспечения спортивной подготовки спортсменов осуществляется на условиях срочного трудового договора или гражданско-правового договора оказания услуг (п. 3.8 Рекомендаций N 325).
Кадровое обеспечение
Учреждение физкультуры и спорта самостоятельно разрабатывает (в пределах имеющегося финансирования) и утверждает свою структуру и штатное расписание. Причем в п. 7.1 Рекомендаций N 325 отдельно указано, что действующее законодательство РФ не предусматривает согласования с учредителем штатного расписания, составленного по форме Т-3 *(3), внесения в него изменений, а также приема на работу конкретных работников (в том числе заместителей директора, главного бухгалтера). Эти вопросы входят в компетенцию руководителя (директора) учреждения.
Однако региональным и муниципальным органам управления в сфере физической культуры и спорта рекомендуется ежегодно запрашивать у подведомственных учреждений обоснование и расчет фонда оплаты труда и учитывать представленные сведения при формировании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке.
Минимальное (примерное) штатное расписание, а также методика отнесения учреждения к одной из четырех категорий, необходимых для расчета штатной численности работников, приведены в приложениях 5 и 6 к Рекомендациям N 325. Так, принадлежность к той или иной категории определяется исходя из масштабов и уровня уставной деятельности учреждения и зависит от следующих показателей:
количество детей в возрасте 6-15 лет, которым могут быть оказаны соответствующие услуги по спортивной подготовке в данной организации;
количество спортсменов, имеющих второй спортивный разряд и выше или спортивное звание и проходящих спортивную подготовку в данной организации*(4);
годовой объем участия в официальных спортивных мероприятиях;
суммарная единовременная пропускная способность объектов спорта, регулярно используемых организацией для осуществления спортивной подготовки.
Категория, к которой будет причислено учреждение, позволит определить рекомендуемую минимальную численность его штата (число заместителей директора и начальников отделов, инструкторов-методистов, педагогов-психологов, врачей и других работников). В то же время в отдельных случаях в штатное расписание могут вводиться ставки старшего тренера, старшего тренера-преподавателя и старшего инструктора-методиста. Это возможно, если данный работник:
- организует реализацию утвержденной в учреждении многолетней программы спортивной подготовки и под его руководством работает не менее двух специалистов, непосредственно участвующих в реализации программы;
- самостоятельно отвечает за вверенные ему раздел или направление работы по реализации в учреждении программы спортивной подготовки.
В штатном расписании могут быть предусмотрены следующие должности специалистов, осуществляющих спортподготовку: тренер, инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций, тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, инструктор по спорту и др. Полный перечень указанных должностей приведен в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта"*(5). Однако следует учитывать, что тренер-преподаватель (в том числе старший) и инструктор-методист являются педагогическими работниками*(6).
На них распространяются нормы гл. 52 ТК РФ, устанавливающей особенности регулирования труда педагогических работников.
Отметим, что численность тренерского состава учреждения определяется сводным планом комплектования*(7), утверждаемым учредителем и сформированным на основе планов комплектования отдельно по каждому виду спорта. При этом учитывается количество тренировочных групп и часов, предусмотренных программой спортивной подготовки.
Финансовое обеспечение
Финансирование учреждений физкультуры и спорта осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ*(8) и нормами БК РФ. В частности, финансовое обеспечение деятельности бюджетного и автономного учреждения осуществляется за счет субсидий, выделяемых на выполнение государственного (муниципального) задания по оказанию услуг (п. 1 ст. 78.1 БК РФ). В данные субсидии включаются в том числе расходы на реализацию программ спортивной подготовки.
Кроме того, учреждения физкультуры и спорта могут оказывать платные услуги сверх установленного государственного (муниципального) задания. Согласно п. 6 Рекомендаций N 325 это можно делать по договорам оказания услуг по спортивной подготовке с оплатой ее стоимости физическими и (или) юридическими лицами сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета контрольных цифр зачисления спортсменов. Возможность продолжить заниматься на том же этапе подготовки, но за рамками государственного (муниципального) задания на основе договоров оказания услуг по спортивной подготовке может предоставляться спортсменам, не выполнившим требования федерального стандарта спортивной подготовки по соответствующему виду спорта (п. 4 Рекомендаций N 325).
Учреждение самостоятельно решает вопросы по заключению указанных договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству РФ и своему уставу. Однако объемы платных услуг должны быть согласованы с учредителем.
Денежные средства, полученные от оказания платных услуг, учреждение может использовать для следующих целей: функционирование и развитие учреждения; осуществление тренировочного процесса;
приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и спортивной экипировки;
приобретение предметов хозяйственного пользования;
проведение ремонтных работ, оформление интерьеров, наглядной агитации в зданиях и сооружениях, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления;
командирование спортсменов, тренерско-преподавательского состава, иных субъектов спортивной подготовки на соревнования, тренировочные сборы и другие мероприятия в рамках тренировочного процесса;
организация досуга и отдыха лиц, участвующих в процессе спортивной подготовки;
различные виды надбавок и доплат лицам, осуществляющим тренировочный процесс;
иные цели и нужды в рамках ведения уставной деятельности.
Целевые средства, полученные в виде грантов, учреждение должно использовать согласно условиям, определяемым грантодателем, и в соответствии с действующим законодательством РФ, а целевые средства, полученные от физических и (или) юридических лиц, - в соответствии с установленными целями.
Материально-техническое обеспечение
В Рекомендациях N 325 прописан ряд требований, предъявляемых к материально-технической базе учреждений физкультуры и спорта. Так, согласно п. 8 они должны иметь административные и подсобные помещения, медицинский и методические кабинеты, спортивные объекты, оборудование, спортивную форму и обувь в объеме, необходимом для качественного проведения тренировочного процесса. Объемы эти должны соответствовать требованиям федеральных стандартов спортивной подготовки, Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем*(9), а также Табеля обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования*(10).
Например, на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства учреждению необходимы тренировочный спортивный и тренажерный залы, раздевалки, душевые и медицинский кабинет. Допускается наличие в учреждении игрового зала и восстановительного центра.
Если собственные спортивные сооружения у учреждения физкультуры и спорта отсутствуют, учредитель должен предусмотреть соответствующие расходы на их аренду (использование). Само же учреждение должно обеспечивать своих спортсменов:
1) оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки;
2) спортивной экипировкой;
3) проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно;
4) питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий за счет средств, выделенных на выполнение государственного (муниципального) задания, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке.
Кроме того, в качестве структурного подразделения учреждение может иметь спортивно-оздоровительный лагерь (центр), необходимый для обеспечения тренировочного процесса и оздоровления спортсменов в период летних и зимних каникул для детей в общеобразовательных школах, а также для обеспечения восстановительных мероприятий перед началом и по окончании спортивного сезона. Количество спортсменов и период их нахождения в спортивно-оздоровительном лагере определяется на основании утвержденных программ спортивной подготовки.
Учреждения также могут располагать специализированным автотранспортом (если того требует специфика их работы). Нормативы расходов на содержание и эксплуатацию такого транспорта могут быть отражены в приказе об учетной политике учреждения.
От редакции. В следующем номере журнала мы продолжим рассматривать данный нормативный акт и остановимся на критериях оценки эффективности деятельности учреждений физкультуры и спорта.
Г. Зайцева,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2010 N 613н.
*(2) "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения".
*(3) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.
*(4) Два вышеназванных показателя рассчитываются на основе данных статистической отчетности, составляемой по форме 5-ФК.
*(5) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н.
*(6) Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н.
*(7) Примерная его форма приведена в приложении 7 к Рекомендациям N 325.
*(8) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(9) Утвержден Приказом Госкомспорта РФ от 26.05.2003 N 345.
*(10) Утвержден Приказом Госкомспорта РФ от 03.03.2004 N 190/л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"