Проверка на ошибки: расчет организацией транспортного налога за 2012 год
Не позднее 1 февраля 2013 года компании, являющиеся плательщиками транспортного налога, обязаны представить в инспекцию декларацию по этому налогу за 2012 год. Несмотря на то что транспортный налог является одним из наиболее понятных и простых, у организаций нередко возникают сложности при его расчете.
Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, облагаемые этим налогом, в частности это (ст. 357 и п. 1 ст. 358 НК РФ):
- наземные транспортные средства, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также снегоходы и мотосани;
- воздушные транспортные средства - самолеты, вертолеты и др.;
- водные транспортные средства - теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и др.
Декларацию по транспортному налогу подают только налогоплательщики, являющиеся организациями (п. 1 ст. 363.1 НК РФ). Физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, полученного ими из инспекции (п. 3 ст. 363 НК РФ).
Практика показывает, что расчет транспортного налога нередко приводит к спорам компаний с налоговыми органами*(1).
Ситуация первая: организация не начисляет транспортный налог за приобретенный в собственность автомобиль, так как не поставила его на учет в органах ГИБДД. Рискованно! Хотя формально и не является ошибкой. Дело в том, что обязанность по уплате транспортного налога напрямую связана с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо (абз. 1 ст. 357 НК РФ).
Следовательно, если автомобиль не зарегистрирован в установленном порядке, то налог за него не уплачивается. При этом неважно, используется он в текущей деятельности организации или нет (письма Минфина России от 01.08.11 N 03-05-05-04/18, от 05.07.11 N 03-05-05-01/51, от 23.07.10 N 03-05-05-04/16 и от 06.05.06 N 03-06-04-04/15, ФНС России от 20.09.12 N БС-4-11/15686 и от 27.01.12 N БС-3-11/241).
К такому же выводу до недавнего времени приходило и большинство судов (постановления ФАС Северо-Кавказского от 02.07.10 N А63-7901/2009, Московского от 13.08.09 N КА-А40/7549-09 и от 24.06.09 N КА-А40/4219-09, Северо-Западного от 23.03.09 N А05-8942/2008 и от 16.02.09 N А56-11858/2008 и Поволжского от 16.10.08 N А57-2039/08 округов). Хотя некоторые суды поддерживали инспекторов при доначислении транспортного налога по принадлежащим компании, но незарегистрированным транспортным средствам (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 29.02.12 N А33-9806/2011 и Дальневосточного от 02.08.11 N Ф03-2558/2011 округов).
Однако в июне 2012 года Президиум ВАС РФ указал, что уклонение организации от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает ее от уплаты транспортного налога (постановление от 07.06.12 N 14341/11). Получается, что налоговики вправе доначислить компании этот налог даже по незарегистрированным автомобилям и другим транспортным средствам, но только если докажут, что она фактически их эксплуатирует в своей деятельности.
Ситуация вторая: компания не начисляет транспортный налог по автомобилю за тот период, в течение которого на него выдавались транзитные номера. Это не ошибка. Ведь при выдаче на автомобиль регистрационных знаков "Транзит" делается только отметка в паспорте транспортного средства. Свидетельство о регистрации транспортного средства в таких случаях не выдается (п. 33.2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утв. приказом МВД России от 24.11.08 N 1001).
И Минфин России, и налоговые органы подтверждают, что транспортные средства, имеющие транзитные номера, не являются объектом обложения транспортным налогом (письма Минфина России от 03.07.08 N 03-05-06-04/39 и ФНС России от 01.09.11 N ЗН-3-11/2995@). Следовательно, за тот период, когда автомобиль имел транзитные номера, организация не обязана уплачивать транспортный налог.
Ситуация третья: организация не использует транспортное средство в течение нескольких лет из-за его неисправности и поэтому не начисляет за него транспортный налог. Ошибка! Исходя из норм главы 28 НК РФ, транспортный налог взимается независимо от того, имеется или нет у собственника транспортного средства возможность использовать это имущество по назначению.
С того момента, как автомобиль или другое транспортное средство зарегистрировано на организацию, она становится плательщиком этого налога (ст. 357 и п. 1 ст. 358 НК РФ). По мнению Минфина России, не имеет значения тот факт, пригоден ли автомобиль для эксплуатации и используется он в хозяйственной деятельности или нет. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18.06.12 N 03-05-06-04/106 и ФНС России от 20.09.12 N БС-4-11/15686.
Ситуация четвертая: компания не начисляет транспортный налог по автомобилю, который она списала с баланса и утилизировала без снятия его с учета в органах ГИБДД. Ошибка! В подобной ситуации налоговики, скорее всего, доначислят организации транспортный налог за весь период, пока автомобиль продолжал числиться 5 за ней. Ведь именно факт государственной регистрации транспортного средства за конкретным лицом является определяющим для начисления этого налога (ст. 357 и п. 1 ст. 358 НК РФ).
Получается, что компания вправе не платить транспортный налог за утилизированные автомобили начиная только с того месяца, который следует за месяцем о снятия их с учета в органах ГИБДД (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Отметим, еще в начале 2005 года ФНС России признавала, что в случае утилизации или уничтожения транспортного средства, то есть его физической ликвидации, объект обложения транспортным налогом отсутствует (письмо от 24.01.05 N ММ-6-21/44@). Причем это письмо было направлено нижестоящим налоговым органам для использования в работе. Однако буквально через несколько месяцев оно было отменено другим письмом ФНС России (письмо от 19.05.05 N ММ-6-21/416@). Видимо, мнение налоговиков изменилось.
Президиум ВАС РФ подтвердил, что списание транспортного средства с баланса без снятия его с государственного регистрационного учета не освобождает организацию от обязанности по начислению и уплате транспортного налога (постановление от 15.12.11 N 12223/10).
Ссылаясь на это постановление, суды признают правомерным доначисление транспортного налога по утилизированным, но не снятым с регистрационного учета транспортным средствам (постановление ФАС Центрального округа от 09.06.12 N А48-2525/2011).
Ситуация пятая: компания перестала начислять транспортный налог с момента передачи автомобиля новому собственнику, несмотря на то что он не перерегистрировал его на себя. Ошибка! Действительно, с 2011 года автомобиль можно продать без снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. В этом случае переоформлением автомобиля занимается новый владелец (п. 24.5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России). Но нередко новые собственники не выполняют это требование и продолжают управлять автомобилем по доверенности.
ФНС России разъяснила, что до тех пор, пока транспортное средство не снято с учета в органах ГИБДД с прежнего собственника, именно он остается плательщиком транспортного налога (информация ФНС России от 16.11.12). Ведь иных оснований для прекращения взимания этого налога, за исключением угона автомобиля или возникновения права на льготу, законодательством РФ не предусмотрено.
Если новый собственник автомобиля уклоняется от перерегистрации его на себя, подать соответствующее заявление в ГИБДД может и прежний собственник. В такой ситуации действующая регистрация прекращается по истечении 30 суток со дня заключения сделки о продаже автомобиля (абз. 2 п. 24.5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России). Но за указанный промежуток времени транспортный налог обязан будет заплатить прежний собственник автомобиля. Причем в отношении него начисление транспортного налога прекращается только с месяца, следующего за месяцем снятия автомобиля с регистрационного учета (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Ситуация шестая: организация рассчитала транспортный налог исходя из ставки 200 руб. за одно транспортное средство, так как с него был снят двигатель и передан на капитальный ремонт. Ошибка! Но только если компания не вносила в регистрационные сведения изменения, касающиеся демонтажа двигателя.
В общем случае ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ). Ставку налога в размере 200 руб. за одно транспортное средство можно применять только в отношении тех водных и воздушных видов транспорта, которые в принципе не имеют двигателей. Если в регистрационных сведениях, к примеру, о катере содержится информация о мощности двигателя и никаких изменений в эти сведения не вносилось, то транспортный налог рассчитывается исходя именно из этой мощности. Факт снятия двигателя с транспортного средства и передачи его на капитальный или иной ремонт значения при этом не имеет.
К аналогичным выводам приходят и суды (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.11.12 N А75-9581/2011). Они отмечают, что передача транспорта на капитальный ремонт без снятия его с регистрационного учета не освобождает от уплаты транспортного налога и не изменяет базу для его начисления и ставку налогообложения.
Кроме того, суды отклоняют доводы налогоплательщиков о том, что транспортное средство со снятым и переданным на капитальный ремонт двигателем невозможно было использовать. Ведь обязанность по уплате транспортного налога зависит исключительно от факта регистрации транспортного средства на конкретное лицо, а не от того, можно было его использовать в текущей деятельности или нет (ст. 357 и п. 1 ст. 358 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.11 N 12223/10).
Ситуация седьмая: организация не начислила транспортный налог за автомобиль, который поставила на учет в органах ГИБДД и в тот же день сняла с учета. Ошибка! В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца для расчета транспортного налога этот месяц принимается за один полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом не имеет значения, в течение какого именно количества дней в этом месяце транспортное средство было зарегистрировано за организацией.
Таким образом, даже если автомобиль был снят с учета в органах ГИБДД в тот же день, в который его поставили на учет, компания обязана начислить и уплатить транспортный налог за полный месяц. Причем, по мнению Минфина России, это необходимо сделать, даже если ей не выдавались государственные номерные знаки на автомобиль (письма от 02.11.12 N 03-05-06-04/217, от 19.09.12 N 03-05-06-04/163, от 26.01.11 N 03-05-06-04/46, от 06.03.09 N 03-05-06-04/24 и от 23.09.08 N 03-05-05-04/23).
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается в данной ситуации с учетом коэффициента 1/12 (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Ситуация восьмая: организация перестала начислять транспортный налог за принадлежащий ей автомобиль с того момента, когда судебные приставы-исполнители наложили на него арест и изъяли. Ошибка! Обязанность по уплате транспортного налога зависит от государственной регистрации, к примеру, автомобиля на конкретное лицо, а не от фактического его наличия у налогоплательщика (ст. 357 и п. 1 ст. 358 НК РФ).
До тех пор пока арестованный и изъятый автомобиль не будет снят с учета в органах ГИБДД и перерегистрирован на нового собственника, прежний его владелец обязан продолжать уплачивать за него транспортный налог. Ведь такое основание для прекращения уплаты транспортного налога, как арест или изъятие транспортного средства у собственника, Налоговым кодексом не предусмотрено. Аналогичного мнения придерживается и Минфин России (письмо от 14.06.12 N 03-05-05-04/09).
Отметим, что до момента снятия арестованного автомобиля с регистрационного учета с прежнего собственника может пройти значительное время. Ведь, как правило, конечной целью ареста и изъятия имущества судебными приставами-исполнителями является его реализация на торгах и направление вырученных в результате этого денежных средств на погашение задолженности должника перед взыскателем. Вся процедура принудительной реализации имущества должника может занять несколько месяцев, а иногда и больше (ст. 80, 84 и 87 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В течение всего указанного времени именно прежний собственник автомобиля (должник) является плательщиком транспортного налога. Он вправе прекратить уплачивать этот налог только с месяца, следующего за месяцем снятия автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД. Правильность данного вывода подтверждает и Президиум ВАС РФ (постановление от 15.12.11 N 12223/10).
"Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О том, как рассчитать транспортный налог в других сложных ситуациях, не рассмотренных в данной статье, читайте в РНК, 2011, N 24, с. 56.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99