Учет печатной продукции в учреждениях здравоохранения
В статье рассмотрены основные виды печатной продукции, используемые учреждениями здравоохранения. Уделено внимание правовым вопросам ее приобретения, порядку документального оформления, особенностям отражения на счетах бухгалтерского и аналитического учета.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции печатная продукция относится к группе 95 0000 8 "Продукция полиграфической промышленности" [1].
Бланк - это лист бумаги с напечатанным названием учреждения, фирмы или с частично напечатанным текстом, предназначенный для составления документа по определенной форме (незаполненный макет документа).
Формуляр, по своей сути, ничем не отличается от бланка, поскольку содержит набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности.
Бюллетень является периодическим печатным изданием, носящим рекламный и информационный характер, выступающим источником оперативной информации о чем-либо.
Буклет - также информационное печатное, но непериодическое издание, имеющее особый внешний вид - печатный лист, который складывается параллельными сгибами без папки и переплета так, что он может читаться и рассматриваться без разрезки, раскрываясь ширмообразно.
Листовка представляет собой печатный лист с текстом (изображением) агитационного и информационного характера (объявления, воззвания, перепечатка официальных документов и т.п.). Ее отличают актуальность содержания, кратковременность использования, сравнительно большой тираж, оперативность выпуска и распространения.
Плакат - это настенный лист, содержащий рисунки и пояснения агитационного, рекламного, учебного характера.
Практически все перечисленные виды печатной продукции применяются медицинскими учреждениями. Ожидая врачебного приема, мы рассматриваем плакаты на стенах, которые нас информируют о мерах предотвращения заражения гриппом. На журнальных столиках можно встретить буклеты с рекламой лекарственного препарата или правилами ухода за новорожденным ребенком. К тому же формальную сторону дела никто не отменял: от врача мы получаем рецепты на назначаемые им лекарственные препараты, листы временной нетрудоспособности и др.
С точки зрения особенностей учета все виды печатной продукции целесообразно разделить на две группы:
1. Рекламные и справочные материалы: бюллетени, листовки, плакаты, брошюры, буклеты, которые представляют собой печатные листки с текстом (изображением) информационного и агитационного характера. Такая печатная продукция призвана привлекать внимание посетителей учреждения здравоохранения, формировать и поддерживать их интерес к товару или услуге (например, к определенному лекарственному средству), а также разъяснять отдельные вопросы (например, правила здорового питания).
2. Бланки, формуляры и иная бланочная продукция, представляющие собой документы, содержащие заранее определенные сведения (макет) и требующие дополнительного внесения информации в незаполненные строки. Такая печатная продукция, как правило, подлежит обязательному учету и сама исполняет роль форм учетной и отчетной документации учреждения здравоохранения.
Рассмотрим особенности учета печатной продукции каждой группы.
Учет рекламных и справочных материалов
Учреждения здравоохранения могут выступать как рекламодателями, так и рекламораспространителями. Статус последних используется на практике гораздо чаще. В любом случае руководитель учреждения здравоохранения должен внимательно изучить действующее законодательство, чтобы не попасть в неприятную ситуацию и тем более не быть привлеченным к административной ответственности за несоблюдение законодательства о рекламе.
Различные фармпроизводители, аптечные организации в целях продвижения новых лекарственных форм активно предлагают медицинским учреждениям участвовать в распространении того или иного лекарственного средства. Однако это не означает, что можно бездумно принимать от рекламодателя любую рекламную информацию.
В соответствии с п. 7 ст. 38 Закона N 38-ФЗ [3] рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований к распространению рекламы - как общих, так и касающихся непосредственно рекламы лекарственных средств, медицинских услуг и медицинской техники, установленных ст. 24. Отметим, что если в ходе проверки будет установлено, что у медицинского учреждения имелась возможность для соблюдения правил и норм в части размещения рекламы, оно в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ будет признано виновным и привлечено в административной ответственности.
Согласно ст. 14.1 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 4 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб.
Согласно решениям ФАС (постановления от 21.08.2007 N А55-3841/2007, от 13.04.2009 N Ф09-2073/09-С1, 4.03.2010 N А29-6012/2009) ряд медицинских учреждений был привлечен к ответственности за ненадлежащую рекламу. Рекламные материалы по продвигаемым этими медицинскими учреждениями лекарственным средствам не содержали предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по их применению или получения консультации специалистов. Исходя из ч. 7 ст. 24 Закона N 38-ФЗ, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В качестве рекламодателей медицинских услуг учреждения здравоохранения выступают редко. Это становится актуальным, когда открывается новое отделение либо поликлиника. В таком случае, как правило, дается рекламное объявление.
При расширении спектра предлагаемых услуг уже действующего медицинского учреждения, как правило, изготавливаются и распространяются буклеты среди посетителей. При этом также следует обратить внимание на наличие в распространяемой информации необходимых предупреждений, указанных в п. 7 ст. 24 Закона "О рекламе". Справочная информация может быть изготовлена и распространяться как самостоятельно учреждением здравоохранения, так и по решению органов власти.
Бухгалтерский учет рекламных и справочных материалов зависит от того, самостоятельно ли материалы изготавливаются и распространяются либо медицинскими учреждениями оказываются услуги по распространению.
Учреждение здравоохранения должно заключить договор с лицами или организациями, которые будут выполнять разработку и изготовление печатной продукции. Если в результате такой работы материальный результат не формируется, то оформляется договор возмездного оказания услуг. Договор подряда следует заключать, когда в результате выполненной работы появляются материальные ценности. Документальным подтверждением факта выполнения работ, оказания услуг по договору будет акт выполненных работ или оказанных услуг. Унифицированная форма такого первичного документа отсутствует, следовательно, документ должен быть составлен с учетом всех обязательных реквизитов.
При наличии материального результата (печатной продукции) выполненных работ нередко возникает вопрос о необходимости составления накладной. Согласно одной точке зрения накладная в обязательном порядке составляется при оформлении с поставщиком договора поставки. Изготовление печатной продукции, как правило, оформляется договором подряда. В таком случае первичным документом, подтверждающим выполнение работ по договору, является акт.
Более правильной кажется нам другая точка зрения, согласно которой актом подтверждается только факт выполнения работ. Изготовленная печатная продукция может находиться какое-то время у производителя, а чтобы принять ее к учету как материальные ценности, требуется документальное оформление накладной.
На практике целесообразно указать в договоре с поставщиком виды документации, которая будет подтверждать и факт выполнения работ, и факт передачи печатной продукции. В общем виде, для документального подтверждения расходов на изготовление печатной продукции необходимы договоры на выполнение работ, оказание услуг, акты выполненных работ или оказанных услуг, накладные на печатную продукцию, счета-фактуры.
В связи с разным документальным подтверждением расходов по изготовлению печатной продукции рекламного и информационного характера возникает два возможных варианта их учета.
Для организаций, ведущих бюджетный учет, в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации [5] не содержится положений, конкретно указывающих, на какую именно статью (подстатью) нужно относить расходы по приобретению рекламной и информационной печатной продукции. В них только предусмотрены положения, касающиеся учета расходов как по изготовлению бланков строгой отчетности, иной бланочной продукции, так и по приобретению бланочной продукции. Такие расходы нужно относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги". Однако согласно Указаниям по данной подстатье подлежат также отражению "другие аналогичные расходы". Следовательно, если учреждения здравоохранения пользуются услугами сторонней типографии при изготовлении рекламной и информационной печатной продукции, данные услуги также следует относить на подстатью 226.
Руководствуясь приказом Минфина России N 174н [6] в бухгалтерском учете бюджетного учреждения здравоохранения следует отразить следующие бухгалтерские записи по отражению типографских услуг:
- Дебет сч. 0 401 20 290 "Прочие расходы",
- Кредит сч. 2 302 91 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам" - начисление расходов, связанных с приобретением печатной продукции.
Одновременно требуется отразить полученную продукцию на забалансовом счете. Приказом Минфина России N 157н [7] предусмотрен один забалансовый счет для учета печатной продукции - 03 "Бланки строгой отчетности". Поскольку рекламные и справочные материалы не являются таковыми, для их учета можно ввести отдельный счет. Согласно приказу N 157н учреждения здравоохранения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета.
Учет и документальное оформление движения печатной продукции рекламного и информационного характера в таком случае можно организовать аналогично учету бланков строгой отчетности.
Для целей налогообложения расходы на изготовление печатной продукции могут быть учтены только при соответствии их условиям п. 1 ст. 252 НК РФ: их обоснованности и документальном подтверждении. Расходы на изготовление печатной продукции могут быть включены в состав прочих расходов по нормам главы 25 НК РФ как связанные с производством и реализацией в зависимости от их целевого использования.
Для признания расходов на изготовление печатной продукции в качестве рекламных необходимо, чтобы: печатная продукция несла в себе информацию о предприятии или видах изготавливаемой им продукции, работах, услугах. Только в этом случае она будет соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ в части экономической обоснованности, направленности на получение доходов. Рекламная информация, размещенная в буклетах, плакатах, должна быть связана с деятельностью по получению доходов (определение ВАС РФ от 23.06.2008 N 7268/08). При отсутствии в распространяемых печатных изданиях сведений о наименовании предприятия и выполняемых им работах, оказываемых услугах также возможны риски непризнания расходов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.10.2004 N А31-6851/7); размещенная информация быть адресована и распространена среди неопределенного круга лиц.
Если печатная продукция оформляется накладной, тогда учреждение здравоохранения должно отразить в учете приобретение материальных ценностей.
Указаниями о порядке применения бюджетной классификации [5] предусмотрена ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов". Печатная продукция отдельно не перечислена в списке материальных запасов, однако она может быть учтена как "другие аналогичные расходы". Руководствуясь приказом Минфина России N 174н, материальные запасы в виде печатной продукции целесообразно отражать на сч. 0 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" в корреспонденции со сч. 0 302 34 000 "Расчеты по приобретению материальных запасов".
Приказом Минфина России N 157н в составе прочих материальных запасов значится печатная продукция, кроме печатной продукции, предназначенной для продажи, а также библиотечного фонда и бланочной продукции строгой отчетности.
Изготовленная печатная продукция списывается на расходы по мере отпуска экземпляров печатной продукции в соответствии с их целевым назначением, которое может быть различным. В любом случае должен быть оформлен первичный документ, на основании которого будет произведено списание материальных ценностей и обосновывающий произведенные расходы. Согласно приказа Минфина России N 173н [8] таким первичным документом может стать требование-накладная по ф. 0315006.
Учет бланочной продукции
К данной группе печатной продукции относятся бланки строгой отчетности. Приказом Минфина России N 157н для учета такой печатной продукции предусмотрен забалансовый сч. 03 "Бланки строгой отчетности", а в качестве примеров приводятся бланки ценных бумаг, квитанционных книжек, голограмм, аттестатов, дипломов, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек (вкладышей к ним) и других бланков, изготовленных типографским способом по форме, утв. правовым актом органа власти, содержащей номер, серию, имеющих степень защиты и специальные требования по их хранению, выдаче и уничтожению.
Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации, утв. Минздравсоцразвития России 09.06.2007 (применяется в части, не противоречащей приказам Минфина России от 01.12.2010 N 157н, от 06.12.2010 N 162н, от 15.12.2010 N 173н, от 16.12.2010 N 174н, от 23.12.2010 N 183н), конкретизируют бланочную продукцию, учитываемую на забалансовом сч. 03 "Бланки строгой отчетности":
- трудовые книжки и вкладыши к ним;
- справки на сохранение среднего заработка и получение дней отдыха, выдаваемых донорам;
- талоны на питание, выдаваемые донорам;
- санаторно-курортные путевки;
- квитанционные книжки;
- аттестаты и дипломы;
- удостоверения и др.
Учет бланков строгой отчетности должен вестись в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения в условной оценке: один бланк, один рубль, а в случаях установленной учреждением в рамках формирования учетной политики - по стоимости приобретения бланков. Внутреннее их перемещение должно отражаться на основании оправдательных первичных документов. Аналитический учет должен давать представление о каждом виде бланков строгой отчетности в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц и мест хранения согласно Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045).
Рассмотрим особенности учета только некоторых наиболее широко применяемых в практике учреждений здравоохранения бланков строгой отчетности.
Рецептурные бланки
При наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них. Назначение лекарственных препаратов при амбулаторном и стационарном лечении в медицинском учреждении независимо от организационно-правовой формы производится врачом, непосредственно осуществляющим ведение больного, в том числе частнопрактикующим, имеющим лицензию на медицинскую деятельность, выданную в установленном порядке. Такой вид печатной продукции требует соблюдения особых правил их приобретения, оформления и хранения.
Приказом Минздравсоцразвития России N 110 [9] утверждены формы следующих рецептурных бланков:
1. Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество. На этом бланке выписываются наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681.
2. Форма N 148-1/у-88 "Рецептурный бланк". На этом бланке выписываются психотропные вещества Списка III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681; иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету; анаболические стероиды.
3. Форма N 107-1/у "Рецептурный бланк". На данном бланке выписываются все прочие лекарственные препараты.
4. Форма N 148-1/у-04 (л) "Рецепт" и ф. N 148-1/у-06 (л) "Рецепт". Данные бланки заполняются при выписке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, включенных в перечни лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемых в установленном порядке, а также иных лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой.
Получение рецептурных бланков учреждениями здравоохранения. В соответствии с Инструкцией о порядке хранения рецептурных бланков, приведенной в приложении N 15 к приказу N 110, медицинские учреждения получают необходимые рецептурные бланки через территориальные органы управления здравоохранением или организации, уполномоченные на это органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Обращаем внимание, что запас их не должен превышать полугодовой, а специальных рецептурных бланков на наркотические средства и психотропные вещества Списка II - месячной потребности.
Порядок выдачи рецептурных бланков медицинским работникам. Рецептурные бланки в количестве двухнедельной потребности выдаются медицинским работникам, имеющим право выписывания рецептов, по распоряжению главного врача или его заместителя. Полученные рецептурные бланки медицинские работники должны хранить в помещениях, обеспечивающих их сохранность.
Лечащему врачу разрешается выдавать единовременно не более десяти специальных рецептурных бланков на наркотическое средство и психотропное вещество установленного образца для выписывания наркотических средств и психотропных веществ Списка II.
Организация учета движения и хранения рецептурных бланков. Для надлежащего учета рецептурных бланков в каждом медицинском учреждении приказом руководителя назначается лицо, ответственное за их получение, хранение, учет и выдачу. Назначенное лицо обязано хранить полученные рецептурные бланки в металлическом шкафу (сейфе) или металлическом ящике, а специальные рецептурные бланки на наркотическое средство и психотропное вещество - в сейфе.
Учет движения рецептурных бланков по видам ведется в журналах, пронумерованных, прошнурованных и скрепленных подписью руководителя и печатью медицинского учреждения по установленным формам:
- ф. N 305-1/у "Журнал учета в медицинских организациях ф. N 148-1/у-88 "Рецептурный бланк", ф. N 148-1/у-04 (л) "Рецепт", ф. N 148-1/у-06 (л) "Рецепт", ф. "Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество";
- ф. N 306-1/у "Журнал учета в медицинских организациях ф. N 107-1/у "Рецептурный бланк".
Для проверки состояния, хранения, учета, фактического наличия и расхода рецептурных бланков в медицинском учреждении создается постоянно действующая комиссия, которая осуществляет проверку специальных рецептурных бланков на наркотическое средство и психотропное вещество один раз в месяц и других рецептурных бланков - один раз в квартал.
В случае несовпадения книжного остатка рецептурных бланков с фактическим наличием лицо, ответственное за получение, хранение, учет и выдачу рецептурных бланков, несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Органы управления здравоохранением субъектов РФ при проверке лечебно-профилактических учреждений контролируют использование и обеспечение сохранности рецептурных бланков.
Пример.
Учреждением здравоохранения получены специальные рецептурные бланки в количестве 250 шт. на сумму 3000 руб. В течение месяца материально ответственное лицо (МОЛ) выдало врачу Петровой В.Г. 10 рецептов, пять из которых она выписала больным для приобретения лекарственных препаратов. Расчеты производились за счет бюджетных средств. В бухгалтерском учете учреждения здравоохранения будут сделаны следующие бухгалтерские записи (см. таблицу).
Таблица
Отражение приобретения и выдачи рецептурных бланков в учреждении здравоохранения
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены расходы по приобретению специальных рецептурных бланков | 0 401 20 290 | 2 302 91 830 | 3 000 |
Приняты к забалансовому учету рецептурные бланки (250 шт. х 1 руб.) | 03 (МОЛ) | 250 | |
Выданы специальные рецептурные бланки врачу Петровой В.Г. (10 шт. х 1 руб.) |
(Петрова В.Г.) | 03 (МОЛ) | 10 |
Списаны специальные рецептурные бланки, выданные онкологическим больным (5 шт. х 2 руб.) |
(Петрова В.Г.) | 10 |
К сведению. Еще один момент, требующий пристального внимания руководства учреждения здравоохранения. Статьей 74 Закона N 323-ФЗ вводятся нормы, устанавливающие ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности. Так, медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия [4].
Бланки листков нетрудоспособности
Фонд социального страхования Российской Федерации обеспечивает изготовление бланков листков нетрудоспособности, получая их от предприятия-изготовителя. Региональные отделения Фонда поквартально на основании отчетов-заявок выделяют бланки листков нетрудоспособности органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации для обеспечения медицинских учреждений. При этом выдача бланков листков нетрудоспособности осуществляется по накладным в двух экземплярах, один из которых (первый) передается органу управления здравоохранением, второй остается в региональном отделении Фонда. Оплата транспортных расходов ложится на получателя бланков.
Основные правила учета данной бланочной продукции учреждениями здравоохранения определены приказом ФСС России и Минздрава России N 18/29 [10].
Организация учета и контроля. Ответственность за получение, хранение и распределение бланков листков нетрудоспособности, а также за учет и отчетность по ним несут руководители и главные бухгалтеры медицинских учреждений.
Перечень документов, являющихся в учреждении здравоохранения бланками строгой отчетности, порядок их хранения, выдачи, инвентаризации устанавливаются приказом руководителя учреждения здравоохранения. Кроме того, в учетной политике учреждения, которая утверждается приказом руководителя, следует привести перечень лиц, ответственных за получение, хранение и выдачу бланков. С каждым из них заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности по форме, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности".
Ответственные лица, заполняющие бланки, несут личную ответственность за сохранность полученных бланков. Контроль за организацией учета, хранения бланков листков нетрудоспособности в медицинских учреждениях независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности осуществляют региональные отделения ФСС России.
Порядок получения и установленные лимиты. Все медицинские учреждения обязаны представлять в органы управления здравоохранением ежеквартально, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты-заявки на получение бланков листков нетрудоспособности. Отчет-заявка подписывается главным бухгалтером и руководителем медицинской организации и заверяется печатью. Запас бланков листков нетрудоспособности в медицинских организациях не должен превышать квартальную норму потребности.
Условия хранения. Как документы строгой отчетности бланки листов нетрудоспособности должны храниться в специальных помещениях, сейфах или в специально изготовленных шкафах, обитых оцинкованным железом, с надежными внутренними или навесными замками.
Учет движения. Учет прихода и расхода бланков листков нетрудоспособности осуществляется учреждениями здравоохранения в Книге получения бланков листков нетрудоспособности и в Книге распределения бланков листков нетрудоспособности согласно приложениям N 2 и 3 к Инструкции N 18/29. Они должны быть пронумерованы, прошнурованы и иметь на последней странице запись, содержащую количество страниц, наименование, печать и подпись руководителя. Записи в книгах производятся в хронологическом порядке лицом, ответственным за получение, выдачу и хранение листков нетрудоспособности. Не реже одного раза в квартал делается сверка данных в соответствующих книгах.
В медицинских учреждениях ведут учет бланков в Книге учета испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности. По ним же сдается отчет в вышестоящую организацию. Испорченные бланки листков нетрудоспособности хранятся в медицинских учреждениях в отдельной папке с описью, в которой указываются фамилия, имя, отчество лечащего врача (в отдельных случаях - фельдшера, зубного врача), дата сдачи, номера и серии испорченных бланков. В конце года медицинские учреждения передают информацию об испорченных, утерянных и похищенных бланках листков нетрудоспособности в региональное отделение ФСС России. Испорченные бланки хранятся в отдельной папке с описью, в которой указываются фамилия, имя, отчество лечащего врача, дата сдачи, номер и серия испорченных бланков.
Уничтожение испорченных бланков производится в медицинских учреждениях по истечении трех лет комиссией, созданной по приказу руководителя медицинского учреждения, по Акту об уничтожении испорченных бланков листков нетрудоспособности (приложение N 6 к Инструкции N 18/29).
Порядок выдачи бланков листков нетрудоспособности лечащим врачам. Лечащие врачи получают бланки листков нетрудоспособности, прошитые за левый верхний угол, под отчет от ответственного лица на основании приказа руководителя медицинской организации. При получении новых бланков листков нетрудоспособности указанные лица обязаны сдать корешки ранее полученных бланков.
К сведению. Целесообразно включать в должностные (функциональные) обязанности главного врача медицинского учреждения в качестве самостоятельного раздел "Организация экспертизы временной нетрудоспособности", в котором может содержаться следующий пункт: "Приказом ежегодно назначает лиц, ответственных за учет, получение, хранение и расходование бланков листков нетрудоспособности (справок)".
Родовые сертификаты
С 1 января 2006 г. в соответствии с национальным проектом "Здоровье" женские консультации и акушерские отделения получают дополнительные денежные средства (сверх средств, вырученных по программе обязательного медицинского страхования) за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.
Родовые сертификаты выдаются беременным в женских консультациях, а в случаях обращения за медицинской помощью в период родов - непосредственно в акушерских отделениях (родильных домах).
Основным нормативным документом, устанавливающим порядок организации учета бланков родовых сертификатов, является приказ Минздравсоцразвития России N 701 [11].
Порядок учета родовых сертификатов во многом аналогичен учету бланков листков нетрудоспособности.
Особые условия хранения: специальные помещения, сейфы или специально изготовленные шкафы.
Порядок получения: ежеквартальное, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представление в региональные отделения ФСС России отчетов-заявок на получение бланков родовых сертификатов на соответствующий квартал. Их формы указаны в приложении N 7 к Порядку N 701.
Отчеты-заявки представляются независимо от того, имеется ли у медицинского учреждения потребность в новых бланках. Дело в том, что с помощью отчетов-заявок учреждение не только заказывает бланки строгой отчетности, но и отчитывается об использовании ранее полученных бланков. Напомним, что отчеты-заявки оформляются за отчетный период (квартал) и количество бланков строгой отчетности расшифровывается в них в разрезе следующих показателей: остаток на начало отчетного квартала, заказано на отчетный квартал, получено в отчетном квартале, израсходовано в отчетном квартале, остаток на конец отчетного квартала и заказано на следующий квартал.
Кроме ежеквартальных отчетов-заявок, медицинские учреждения ежегодно, до 1 февраля текущего года, представляют заявку на необходимое им количество бланков родовых сертификатов на следующий календарный год с поквартальной разбивкой (приложение N 8 к Порядку N 701). В учреждениях здравоохранения не допускается наличие запаса родовых сертификатов, превышающего квартальную потребность в них.
Учет движения. Сведения о поступивших бланках родовых сертификатов отражаются в специальных книгах, а именно в Книге учета прихода родовых сертификатов женской консультацией (приложение N 2 к Порядку N 701). В этой книге указываются следующие сведения: номер и дата отчета-заявки; дата получения бланков; реквизиты бланков (серия и номер);остаток бланков от предыдущей партии; количество полученных бланков; общее количество бланков.
Сведения о распределенных бланках родовых сертификатов отражаются в Книге учета распределения родовых сертификатов женской консультацией (приложение N 3 к Порядку N 701). В эту книгу вносят следующие сведения: количество бланков (в наличии и выданных); реквизиты бланков (серия и номер); сведения о получателе (Ф.И.О. получателя либо лица, сдающего корешки бланков, и его должность) (структурные подразделения медицинского учреждения указывают также номер и дату заявки); реквизиты корешков бланков (серия и номер); количество возвращенных корешков; данные о лице, ответственном за хранение бланков родовых сертификатов и листков нетрудоспособности и их корешков (Ф.И.О. и занимаемая должность).
В названных книгах ставится подпись лица, получающего или возвращающего корешки бланков, а также подпись ответственного за хранение бланков и их корешков лица. Следует отметить, что листы в приведенных выше книгах должны быть пронумерованы, прошнурованы, последний лист должен иметь следующие записи: наименование организации, количество страниц, печать организации и подпись руководителя. Записи в книгах производятся в хронологическом порядке лицом, ответственным за получение, выдачу и хранение бланков (п. 8 Порядка N 701).
Родовые сертификаты могут быть заполнены с ошибками либо утеряны или похищены, поэтому в учреждениях здравоохранения следует вести Книгу учета испорченных, утерянных, похищенных родовых сертификатов (приложение N 5 к Порядку N 701). Информацию об испорченных, утерянных и похищенных родовых сертификатах учреждения здравоохранения передают в конце года в исполнительные органы ФСС России.
Согласно п. 11 Порядка N 701 испорченные бланки родовых сертификатов, а также оформленные корешки бланков хранятся в учреждении в течение трех лет.
По истечении указанного срока комиссия, созданная по приказу руководителя учреждения, производит уничтожение испорченных родовых сертификатов - по акту об уничтожении испорченных родовых сертификатов (приложение N 6 к Порядку N 701); оформленных корешков родовых сертификатов - по акту об уничтожении корешков родовых сертификатов, срок хранения которых истек (приложение N 4 к Порядку N 701).
Порядок контроля. В целях осуществления контроля за организацией учета, хранения, правильностью выдачи и обоснованностью предъявления к оплате талонов родовых сертификатов, ФСС России разработал Рекомендации по проведению проверок. В свете этих рекомендаций проверка отделениями ФСС и их филиалами учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности, в период родов на основании родового сертификата, производится в целях совершенствования деятельности и представляет собой комплекс мероприятий по изучению, анализу и оценке деятельности учреждений здравоохранения по организации хранения и учета родовых сертификатов, оценку состояния работы по правильности выдачи учреждениями здравоохранения родовых сертификатов.
Проверка осуществляется на основании решения руководителя территориального отделения (филиала отделения) ФСС России, принимаемого в соответствии с ежеквартальным планом проведения проверок, в котором указывается проверяемое учреждение здравоохранения, состав членов проверяющей комиссии, ее полномочия, а также период проведения проверки.
Для справки. Проверка организации хранения и учета родовых сертификатов, оценка состояния работы по правильности выдачи учреждениями здравоохранения родовых сертификатов должны производиться не реже одного раза в год (п. 8 Рекомендаций по проведению проверок).
Срок проверки исчисляется в календарных днях и не может превышать пять дней. При проведении проверок учреждений здравоохранения, имеющих филиалы, период проверки увеличивается на срок не более трех дней на проведение проверки каждого филиала.
В случае выявления в ходе проверки нарушений, допущенных учреждением здравоохранения при хранении, учете и выдаче родовых сертификатов, отражаемых в справке о проведенной проверке, сроки исправления нарушений указываются в решении, вынесенном по результатам рассмотрения материалов проверки. По необоснованно выданным родовым сертификатам израсходованные учреждением нецелевым образом средства засчитываются в счет последующих платежей ФСС России либо подлежат возврату.
Список литературы
1. "ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции" (утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301).
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-I "О средствах массовой информации".
3. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
5. Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
6. Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
7. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
8. Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
9. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".
10. Приказ ФСС России и Минздрава России от 29.01.2004 N 18/29 "Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения".
11. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.11.2005 N 701 "О родовом сертификате".
Н.Н. Саксина,
старший преподаватель кафедры
бухгалтерского учета и аудита
Костромского государственного
технологического университета
"Бухучет в здравоохранении", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухучет в здравоохранении"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru