Какие операции требуют дополнительных документов, чтобы сделать записи в Книге учета доходов и расходов
Доходы и расходы при УСН можно отражать только на основании оправдательных документов. Вместе с тем не для всех операций установлены унифицированной формы. И для многих сделок "первичку" нужно разрабатывать самостоятельно. В данном материале мы поговорим о видах сделок, для которых нужны неунифицированные первичные документы, и предложим их образцы.
Взаимозачет. Доходы или расходы фиксируются на основании заявления о взаимозачете
Для того чтобы провести зачет взаимных требований, достаточно заявления одной стороны (ст. 410 ГК РФ). Значит, вам необходимо направить контрагенту заявление о том, что вы проводите зачет (образец см. на рис. 1), и он также должен будет провести эту операцию. Понятно, что такое возможно, если у вас есть взаимные долги. В ситуации, когда взаимозачет проводится после сверки задолженности, его часто оформляют актом зачета взаимных требований. И заявление, и акт составляют в произвольной форме с соблюдением требований, предъявляемых к первичным учетным документам бухучета (п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ).
Рисунок 1
Образец заявления на проведение взаимозачета
Генеральному директору
ЗАО "Контекст" Коновалову А.П.
от генерального директора
ООО "Сапфир" Васильева С.А.
Заявление
N 28 от 14.05.2012
Прошу провести зачет взаимных требований по договорам:
1) договору купли-продажи товаров от 27.02.2012 N 387, в котором покупателем является ЗАО "Контекст", продавцом - ООО "Сапфир", сумма договора - 387 600 руб.;
2) договору купли-продажи товаров от 02.03.2012 N 184, в котором покупателем является ООО "Сапфир", продавцом - ЗАО "Контекст", сумма договора - 356 800 руб.
Срок погашения задолженностей по обоим договорам - 1 апреля 2012 года. Предлагаю осуществить взаимозачет на меньшую сумму - 356 800 руб.
Генеральный директор
ООО "Сапфир" Васильев С.А. Васильев
С точки зрения налогового учета при УСН взаимозачет - это погашение задолженности иным способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). У "упрощенца" по такой операции возникают как доходы, так и расходы. Соответственно на дату подписания заявления (акта) о взаимозачете следует отразить в доходах сумму долга перед вами, которую контрагент погасил. Реквизиты документа запишите в графе 2 Книги учета. Если в акте взаимозачета не указана дата, на которую проводится зачет, моментом взаимного погашения обязательств признается день подписания акта сторонами. А расходы по взаимозачету можно отразить в Книге учета после того, как будут выполнены необходимые условия: затраты оплачены, подтверждены документами и обоснованы (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Обычно при взаимозачете погашается задолженность перед поставщиком или подрядчиком. То есть выполняется основное, но не единственное условие, - оплата расходов. Если остальные условия для принятия расходов к этому моменту уже выполнены, то можно уменьшить налоговую базу. Если нет, то расходы следует отразить в Книге учета после выполнения прочих необходимых условий.
Читайте также. Подробнее об оформлении операции взаимозачета читайте в статье "Как оформить документы, проводя зачет взаимных требований" (электронная "Упрощенка", 2011, N 7).
Реклама. Нормируемые рекламные расходы нужно рассчитать в бухгалтерской справке
Затраты на рекламу учитываются при УСН согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. А согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ они могут быть как нормируемыми, так и ненормируемыми. Ненормируемые рекламные расходы признаются в налоговой базе в полном объеме, нормируемые - в пределах 1% доходов от реализации. Поэтому если организация отражает в Книге учета какой-нибудь нормируемый рекламный расход, то, кроме реквизитов платежного документа, ей нужно будет указать реквизиты бухгалтерской справки, на основании которой была рассчитана сумма, относимая на расходы. Образец - на рис. 2.
Рисунок 2
Бухгалтерская справка о расчете нормируемых рекламных расходов
ООО "Алмаз" 9 апреля 2012 года
Бухгалтерская справка-расчет
23 марта 2012 года ООО "Алмаз" провело розыгрыш призов в рамках рекламной кампании. Данные расходы являются нормируемыми, соответственно их можно отразить в налоговой базе в сумме, не превышающей 1% от величины доходов от реализации (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 и п. 4 ст. 264 НК РФ). Покупная стоимость призов составила 31 500 руб. (договор от 20.02.2012 N 12 и накладная от 06.03.2012 N 24).
Задолженность перед поставщиком призов погашена 5 марта 2012 года (платежное поручение N 31). Сумма доходов от реализации за I квартал 2012 года равна 350 400 руб. Иных нормируемых расходов на рекламу в I квартале 2012 года у ООО "Алмаз" не было. Стоимость призов, которую можно учесть в налоговой базе при УСН, составляет: 350 400 руб. х 1% = 3504 руб.
Главный бухгалтер Беляева С.А. Беляева
Читайте также. Подробнее о том, как составить бухгалтерскую справку, читайте в статье "Когда нужно оформлять бухгалтерскую справку" (электронная "Упрощенка", 2011, N 11).
Комиссия. Доходы и расходы формируются на основании отчета комиссионера
Если вы как комитент продаете товары по договору комиссии, то доходы от продажи у вас возникают в день поступления денег от покупателя на банковский счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Обычно посредник участвует в расчетах, а значит, и деньги поступают ему. Чтобы вы смогли правильно и своевременно отражать свой доход, посредник в оговоренные договором сроки предоставляет отчет комиссионера. Тогда суммы выручки вы определяете как продажную стоимость товаров, указанной в отчете посредника (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Расходы на выплату посреднического вознаграждения вы признаете в том периоде, когда посреднические услуги выполнены и вы их оплатили (подп. 24 п. 1 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Подтверждает факт оказания этой услуги также отчет комиссионера (ст. 974, 999 и 1008 ГК РФ). Если посредник участвует в расчетах, обычно он сам удерживает вознаграждение из полученных им от покупателей денег. Тогда расход в виде посреднического вознаграждения нужно зафиксировать в Книге учета на дату подписания отчета. Когда посредник в расчетах не участвует, датой оплаты комиссионного вознаграждения считается день фактического перечисления денег посреднику (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Факт оплаты в этом случае подтвердит платежное поручение, расходный кассовый ордер и т.д.
Читайте также. Подробнее о документах, которые понадобятся при посредничестве, читайте в статье "Какой отчет комиссионера поможет избежать проблем в учете" (электронная "Упрощенка", 2011, N 11) и разделе "Отрывные страницы" (электронная "Упрощенка", 2011, N 10).
Материал подготовлен с использованием
электронного журнала "Упрощенка" -
http://e.26-2.ru
"Упрощенка", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Упрощенка"
Первый журнал для бухгалтера по упрощенной системе налогообложения. На страницах журнала - вся необходимая информация: практические советы в области налогового учета и отчетности при УСН, полезные таблицы, схемы, образцы заполнения документов, арбитражная практика и ответы на вопросы читателей.
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС77-19569 от 03.03.2005.