Проблемные контрагенты и мнимые сделки
На семинаре, который организовала компания "ФАКТОР ГРУПП", представители налогового ведомства и юристы помогли слушателям разобраться, как выявить фирму-однодневку, определить мнимую сделку, необоснованную выгоду и избежать претензий проверяющих.
Компания "ФАКТОР ГРУПП" 2 августа 2012 года провела семинар "Проблемные контрагенты и мнимые сделки. Как сохранить бизнес и избежать налоговых последствий?". Журнал "Актуальная бухгалтерия" выступил информационным партнером данного мероприятия. Ведущие - Анастасия Кириченко (заместитель начальника отдела выездных налоговых проверок, советник государственной гражданской службы РФ 3 ранга) и Екатерина Шишкина (руководитель юридического отдела компании "ФАКТОР ГРУПП") - рассказали слушателям о методах и инструментах, используемых контролирующими органами в процессе сбора доказательной базы для признания сделки мнимой, о том, как доказать, что сделка не была мнимой, а взаимоотношения с проблемным контрагентом носили случайный характер. Также была освещена судебная практика по данной теме.
В первой части семинара Анастасия Кириченко указала основанные на судебной практике характерные признаки проблемных контрагентов и мнимых сделок, по которым налоговики могут решить, что фирма является однодневкой:
- по юридическому адресу (обычно адрес массовой регистрации) контрагенты не располагаются;
- налоговую отчетность не представляют, налоги не уплачивают (или уплачивают в минимальном размере);
- в штате отсутствуют сотрудники или их количество минимально (один-два человека), при этом заработная плата не начисляется;
- отсутствуют производственные и материальные ресурсы для ведения деятельности.
Были отмечены три основных аспекта доказательной базы, которая в итоге дает возможность сделать вывод о наличии в деятельности компании схемы. Налоговики уделяют внимание следующему:
- установление взаимозависимости между участниками схемы и наличие налоговой выгоды;
- исследование товарных потоков;
- исследование денежных потоков.
Риски и проблемы, связанные с фирмами-однодневками
Гражданско-правовые последствия | Споры с налоговой инспекцией | Уголовно-правовая ответственность |
- возникают в случае, если заключаемые сделки могут быть признаны ничтожными, поскольку они нарушают закон (являются незаконными), то есть имеют целью не извлечение экономической выгоды, а только уклонение от налогов | - как следствие, доначисление недоимок, пеней и штрафов. В процессе таких налоговых процедур лицо также привлекается к административной ответственности | - наиболее жесткие и ощутимые риски, которые на сегодняшний день присутствуют в качестве инструмента работы с предпринимателями. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199, 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ |
Источник: "ФАКТОР ГРУПП" |
При этом выгода является необоснованной, если:
- реальное ведение фирмой операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, невозможно;
- нет необходимых условий для достижения результатов деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- для целей налогообложения учтены только те хозяйственные операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- совершены операции с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном компанией в документах бухгалтерского учета.
Во второй части мероприятия участники узнали, как доказать, что сделка не была мнимой, а взаимоотношения с контрагентом носили случайный характер. Спикер представила комплекс мер, которые свидетельствуют о проявлении компанией должной осмотрительности и осторожности по отношению к выбору контрагента с точки зрения контролеров. Он состоит в следующем*(1):
- получение фирмой от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговой;
- проверка факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц;
- получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от имени контрагента;
- использование официальных источников информации, которые могут подтвердить деятельность контрагента как добросовестного.
Было отмечено, что в настоящее время хорошую помощь в оперативной проверке представленных контрагентом сведений могут сослужить интернет-ресурсы. Так, узнать о реальности юридического адреса, его ОГРН, ИНН, КПП, наличии у контрагента судебных дел и исполнительных производств, по которым он выступал в качестве ответчика и должника, а также установить, нет ли в числе его руководства лиц, разыскиваемых МВД по подозрению в совершении преступлений (в т.ч. экономических), помогут следующие сайты:
- ФНС России (http://egrul.nalog.ru/fns/index.php);
- ВАС РФ (http://www.arbitr.ru/bras/);
- МВД России (http://structure.mvd.ru/struct/3309/10000139/10000140/);
- ФМС России (http://services.fms.gov.ru/passportpermit/index.html).
Также Анастасия Кириченко напомнила, что в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности компаний ФНС России разработала Критерии самостоятельной оценки налоговых рисков*(2). В целях подтверждения добросовестности контрагента ведомство рекомендует фирмам исследовать следующие признаки:
- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя или представителя компании-контрагента, копии документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, сайта контрагента и т.п.);
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
В третьей части семинара Екатерина Шишкина осветила судебные разбирательства, связанные с участием фирм-однодневок, привела примеры постановлений ВАС РФ, оказавших существенное влияние на судебную практику. Она пояснила последствия для фирмы, которые могут наступить после вынесения решения по выездной налоговой проверке, где фигурируют проблемные контрагенты и необоснованная налоговая выгода. Кроме того, спикер описала порядок обжалования решений инспекторов в судебном и досудебном порядке, а также рассказала о том, как нужно защищаться в суде и собирать доказательственную базу.
Доказательственная база (на основе судебной практики)
/-----------------------\
/------------------|Доказательственная база|-------------------\
| \-----------------------/ |
/-----------------------------\ /------------------------------\ /-----------------------------\
| Осмотрительность | | Реальность сделки | | Иные доводы |
|-----------------------------| |------------------------------| |-----------------------------|
|- компания запросила максимум| |- свидетельские показания | |- договор с контрагентом был |
|документов, включая | |(пост. ФАС ВСО от 07.10.2010 | |заключен по итогам тендера |
|статистическую отчетность | |N А40-5969/2009, ФАС УО от | |(определение ВАС РФ от |
|(пост. ФАС ВВО от 24.11.2010 | |21.09.2010 N Ф09-6454/10-С2, | |31.05.2010 N ВАС-2302/10) |
|N А29-231/2010) | |др.) | |- при прошлой выездной |
|- контрагент прошел проверки | |При этом свидетельские | |проверке поставщик не вызвал |
|банка - более года | |показания руководителей | |подозрений инспекции |
|использовался счет в банке | |фирм-однодневок не могут | |(пост. ФАС ЦО от 11.11.2010 |
|(пост. ФАС МО от 16.09.2010 | |являться достаточным | |N А62-489/2010, от 08.02.2010|
|N КА-А40/8912-10) | |основанием для установления | |N А68-9948/07-436/11) |
|- доля расчетов в объеме | |факта подписания документов | | |
|расчетов с контрагентом мала,| |неуполномоченными лицами без | | |
|в связи с чем невозможно | |проведения почерковедческой | | |
|проверить его максимально | |экспертизы пост. ФАС ЗСО от | | |
| | |30.04.2010 N А45-11858/2009) | | |
\-----------------------------/ \------------------------------/ \-----------------------------/
Источник: "ФАКТОР ГРУПП"
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) письма Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 N 03-02-07/1-340
*(2) утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.