Работник оплатил покупку имущества фирмы зарплатой
Когда работник оплачивает компании приобретаемое имущество своей зарплатой, происходит взаимозачет. В налоговом учете признают доход и увеличивают расходы на стоимость этого имущества.
Возможна ситуация, когда работник приобретает у своей фирмы имущество. Можно оформить такую операцию как выплату зарплаты в натуральной форме. Но для этого необходимо предусмотреть эту возможность в локальных нормативных актах и в трудовых договорах с работниками. Если фирма решила пойти таким путем, нужно помнить, что доля натуральных выплат за каждый месяц не должна превышать 20 процентов от начисленного месячного заработка человека*(1).
Но есть и второй способ - оформление договора купли-продажи. Работники, как и все остальные покупатели, могут вносить деньги в кассу, переводить платежи на расчетный счет компании, а могут попросить зачесть оплату покупки в счет причитающейся зарплаты. В последнем случае есть один важный момент: фирма и работник могут быть признаны взаимозависимыми лицами. Хотя большинство судов в такой ситуации взаимозависимости не усматривают*(2), все же Минфин России считает иначе*(3). А значит, налоговики могут проверить цену сделки. Отметим, что все решения арбитров и письмо ведомства датированы предыдущими периодами, а с 1 января 2012 года вступила в силу глава 14.5 Налогового кодекса, судебной практики по которой еще не сложилось.
Когда сотрудник просит зачесть свою покупку в счет зарплаты, возникает проблема. Спорным является момент признания доходов и расходов в учете. Кроме того, чтобы избежать претензий налоговиков, операции необходимо правильно оформить документально. Рассмотрим, как это сделать фирме на УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Оформляем операции
При заключении договора купли-продажи в момент передачи имущества происходит его реализация. Следовательно, в налоговом учете признают доход*(4) и увеличивают расходы на стоимость этого имущества*(5). Также в момент выдачи зарплаты признают расходы по оплате труда, так как фирма погашает задолженность по зарплате*(6). Таким образом, когда работник оплачивает компании приобретаемое имущество своей зарплатой, происходит взаимозачет. При этом нужно получить от работника заявление о том, что он просит удержать сумму покупки из его заработной платы в момент ее выплаты.
Договор купли-продажи имущества работнику может стать проблемой. Такая реализация может быть признана розничной торговлей и подпасть под ЕНВД. Но когда операции носят разовый характер и их не производят на постоянной основе, применять "вмененку" и вести раздельный учет не нужно*(7).
Отражаем в бухучете
Менее чем через полгода вступит в силу новый Закон о бухгалтерском учете*(8). Он предписывает фирмам на УСН вести бухучет. Рассмотрим, как "упрощенцу" отразить операции, когда работник оплачивает имущество, купленное в компании, своей зарплатой.
Если фирма реализует сотруднику основные средства или материалы, то выручку отражают на счете 91 субсчет 1 "Прочие доходы", а себестоимость (если она есть) - на счете 91 субсчет 2 "Прочие расходы"*(9). Когда предмет продажи - товар или собственная продукция, выручку от реализации и все расходы, связанные с ней, отражают на субсчетах счета 90 "Продажи".
Для учета расчетов с работником лучше использовать счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", а не 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". Ведь в данной ситуации он выступает в качестве обычного покупателя.
Пример
Месячный оклад административного работника фирмы составляет 40 000 руб. Он заключил с ней договор о покупке товара за 10 000 руб. При этом согласно заявлению сотрудник оплачивает стоимость товара своей зарплатой.
Бухгалтер сделает следующие проводки:
- 40 000 руб. - начислена зарплата;
- 10 000 руб. - доход в размере договорной стоимости;
- 10 000 руб. - товары списаны.
На дату перечисления зарплаты:
- 5200 руб. (40 000 руб. х 13%) - удержан НДФЛ;
- 10 000 руб. - оформлен зачет обязательств по оплате товара за счет зарплаты сотрудника;
- 30 000 руб. - выплачена денежная часть зарплаты.
Рассчитываем "упрощенный" налог
Если фирма применяет объект "доходы минус расходы", встает вопрос, когда признавать в расходах себестоимость проданного имущества. Здесь будут действовать правила признания затрат, применяемые для обычной реализации "упрощенца"*(10). Если работнику продали материалы, а они уже ранее были оплачены поставщику и признаны в расходах, то в момент выплаты зарплаты расходов не возникает, бухгалтер отражает только доходы*(11).
Если же сотруднику реализован товар, то его себестоимость будет признана в составе расходов именно в момент реализации в оценке, полученной при применении одного из методов: ФИФО, ЛИФО, средней или по стоимости единицы товара по мере реализации*(12). При этом не следует дожидаться оплаты товара покупателем, если он уже оплачен поставщику*(13).
Пример
Фирма с объектом "доходы минус расходы" получила и полностью оплатила товары 28.06.2012, материалы - 15.06.2012.
Работник 03.07.2012 заключил с фирмой договор о покупке в счет зарплаты части товара за 10 000 руб. (себестоимость - 9000 руб.) и материалов за 3000 руб. (покупная стоимость - 2500 руб.). Себестоимость продаж и оплату в счет зарплаты оформляют бухгалтерскими справками.
Зарплата выдана 06.07.2012, суммы за приобретение имущества из нее удержаны (см. таблицу на с. 92). Результат по реализации имущества работнику в III квартале - доход 4000 руб. Стоимость материалов (2500 руб.) была учтена в составе расходов в момент оплаты поставщику 15.06.2012 (см. подробнее мнение Марины Пархачевой на с. 91).
Отражение в книге учета доходов и расходов операций оплаты приобретаемого работником имущества фирмы своей зарплатой
Дата и номер первичного документа | Содержание операции | Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы, руб. | Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы, руб. |
2 | 3 | 4 | 5 |
Товарная накладная от 03.07.2012 N 57, бухгалтерская справка от 03.07.2012 N 270 | Учтена стоимость товаров по накладной от 03.07.2012 N 57 | 9000 | |
Бухгалтерская справка от 06.07.2012 N 269 | Поступило от покупателя по договору б/н от 03.07.2012 | 10 000 | |
<...> | |||
Бухгалтерская справка от 06.07.2012 N 271 | Поступило от покупателя (за материалы) по договору б/н от 03.07.2012 | 3000 | |
<...> |
Иное дело, если предмет купли-продажи - основное средство или нематериальный актив. Если у такого объекта срок полезного использования (СПИ) до 15 лет и с момента начала признания по нему расходов прошло три года (или 10 лет для объектов со СПИ более 15 лет), то проблем при реализации такого имущества сотруднику не возникает. В момент продажи отражают доходы, которые включают в базу по "упрощенному" налогу*(14), а расходы уже признаны.
Если же трех (или десяти) лет не прошло, то возникает необходимость снять с учета расходы, уже предъявленные за предыдущие налоговые периоды, пересчитать налог, начислить пени за несвоевременную оплату. А также начислить амортизацию по правилам главы 25 Налогового кодекса. Для всего этого фирме необходимо выбрать и закрепить в учетной политике метод амортизации (линейный или нелинейный), сумму начисленной по реализуемому имуществу амортизации признать в составе расходов. При этом остаточную стоимость определяют при продаже.
Пример
В мае 2011 г. фирма на УСН с объектом "доходы минус расходы" приобрела, оплатила и ввела в эксплуатацию компьютер первоначальной стоимостью 45 000 руб. и СПИ 25 мес. Расход в размере 45 000 руб. признан при расчете "упрощенного" налога за 2011 г. равномерно 30 июня, 30 сентября и 31 декабря 2011 г.:
45 000 руб. : 3 = 15 000 руб.
24 января 2012 г. работник согласно договору купли-продажи приобрел компьютер за 25 000 руб. и оплатил его из зарплаты. Зарплата была выплачена за минусом стоимости компьютера 10.02.2012. Согласно учетной политике компании при "досрочной" реализации основных средств применяют линейный способ амортизации. Согласно региональному законодательству ставка налога на УСН равна 10%.
Ежемесячная сумма амортизации:
45 000 руб. : (1/25 х 100%) = 1800 руб.
Налоговая база по "упрощенному" налогу будет увеличена путем уменьшения расходов:
- на 30 июня:
15 000 - 1800 = 13 200 руб.;
- на 30 сентября:
15 000 руб. - 1800 руб. х 3 = 9600 руб.;
- на 31 декабря:
15 000 руб. - 1800 руб. х 3 = 9600 руб.
За 2011 г. налог будет доначислен и перечислен в бюджет в сумме:
(13 200 руб. + 9600 руб. + 9600 руб.) х 10% = 3240 руб.
Фирма подала уточненную декларацию по УСН за 2011 г. Также следует начислить пени за каждый день просрочки в размере 1/300 от ставки рефинансирования. 10 февраля 2012 г. 25 000 руб. отражены в составе доходов от реализации. Фирма не стала уменьшать начисленный доход на остаточную стоимость ОС, так как возникает спорная ситуация.
Минфин России указывает*(15), что перечень затрат, на которые "упрощенцы" уменьшают свои расходы, является закрытым. Суммы остаточной стоимости в случае досрочной реализации в нем не поименованы. Некоторые арбитры поддерживают чиновников*(16). Однако Налоговый кодекс прямо отсылает к главе 25, которая позволяет относить остаточную стоимость в случае досрочной реализации в расходы*(17). Такого же мнения придерживаются суды*(18). Во избежание налоговых споров в данной ситуации рекомендуем не принимать остаточную стоимость в расходы.
А. Белинская,
эксперт-методолог компании Intercomp Global Services
Мнение. Если зарплату выдают имуществом
Ольга Шаркаева, аттестованный профессиональный бухгалтер, аттестованный преподаватель ИПБ России, к.э.н.
Возможна ситуация, когда фирма реализует своему работнику товары по договору купли-продажи. При этом сумму задолженности сотрудник просит удержать в счет зарплаты.
Сразу отметим, что по общему правилу фирма должна выдавать сотрудникам зарплату в денежной форме (в рублях). Когда компания применяет объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", зарплату признают расходом в момент выдачи сотруднику из кассы или в момент перечисления денег на лицевой счет (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Однако часть зарплаты можно выдать в натуральной форме. При этом доля таких выплат не должна превышать 20 процентов от общей суммы оплаты труда, начисленной работнику за месяц (ст. 131 ТК РФ).
Так как фирма заключила с сотрудником договор купли-продажи, то в момент передачи товаров происходит их реализация. Следовательно, в налоговом учете признают доход, равный стоимости переданного имущества (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Учитывая, что "упрощенец" применяет объект "доходы, уменьшенные на величину расходов", на стоимость переданного имущества можно увеличить расходы (п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации сотруднику необходимо написать заявление с просьбой удержать стоимость приобретаемых товаров из зарплаты. Таким образом, квалифицировать данное действие как оплату труда в натуральной форме сверх установленных норм нельзя.
В момент выдачи зарплаты происходит также удержание суммы за проданные товары. В этот же момент признают расходы по оплате труда в налоговом учете, так как погашается задолженность фирмы по оплате труда работнику (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Мнение. Какую сумму можно удержать из зарплаты?
Борис Чижов, заместитель начальника отдела делопроизводства Управления делами Федеральной службы по труду и занятости, государственный советник РФ II класса
Если сотрудник фирмы купил у нее имущество и погашает задолженность из своей зарплаты, то необходимо оформить заявление на удержание части задолженности. При этом компания может удерживать сумму из зарплаты в размере, установленном условиями договора. По нашему мнению, данный вопрос носит гражданско-правовой характер и находится вне рамок трудового законодательства.
Мнение. Работник покупает товары
Светлана Пахалуева, ведущий советник отдела специальных налоговых режимов Минфина России
Работник погашает из своей зарплаты задолженность перед фирмой по оплате товаров. Датой получения доходов от реализации этих товаров является дата выплаты сотруднику зарплаты. Обоснованием этого вывода служит следующее. "Упрощенец" при определении объекта налогообложения учитывает доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). В ней сказано, что доходом от реализации признают выручку от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручку от реализации имущественных прав. При этом датой получения доходов является день поступления денег на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) фирме иным способом (кассовый метод) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
В части признания компанией расходов по оплате стоимости этих товаров следует иметь в виду следующее. Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 29 июня 2010 года N 808/10 расходы на оплату товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, признают в составе расходов при расчете "упрощенного" налога после фактической передачи товаров покупателю независимо от того, оплачены они им или нет. Таким же образом фирме нужно учитывать и затраты от продажи товаров своему работнику.
Мнение. Работник покупает невостребованные в производстве материалы
Марина Пархачева, член научно-экспертного совета при Палате налоговых консультантов России, руководитель компании "Консалтинговая группа "Экон-Профи"
При покупке материальных ценностей надо изначально правильно определить их статус и при необходимости подтвердить его. Так, материалы всегда приобретают для использования в производстве, ремонте и т.п., что подтверждают конкретные документы (например, сметы). Определять статус поступивших ценностей на глазок довольно рискованно. Если в дальнейшем материалы будут проданы сотруднику как товары, налоговики, естественно, могут обвинить фирму в недобросовестности и желании пораньше отразить расходы.
Когда статус поступивших материалов установлен верно и документально подтвержден, их продажу воспринимают как внереализационный доход текущего налогового периода (для подстраховки можно сделать налоговую справку с разъяснением ситуации). При этом не надо подавать уточненную декларацию и вносить исправления в книгу учета доходов и расходов. Делают это только при обнаружении ошибок или неточностей, допущенных ранее. В нашем случае в момент принятия материалов на учет и отнесения их в состав расходов фирма делала все верно.
Если же "упрощенец" не сможет доказать, что материальные ценности изначально были приобретены для использования в собственной деятельности, а не для продажи, да еще и такие операции он совершал неоднократно, налоговики могут потребовать как составления "уточненки", так и внесения исправлений в книгу доходов и расходов.
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 131 ТК РФ
*(2) пост. ФАС ЗСО от 17.03.2010 N А75-6571/2009, от 22.05.2009 N Ф04-3030/2009(7182-А75-37), ФАС ЦО от 03.09.2010 N А14-18525-2009/651/34
*(3) письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-02-07/1-182
*(4) п. 1 ст. 346.15 НК РФ
*(5) п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ
*(6) подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ
*(7) абз. 12 ст. 346.27 НК РФ; письмо Минфина России от 05.05.2006 N 03-11-04/3/244; пост. ФАС ВВО от 22.04.2009 N А28-9736/2008-385/21
*(8) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
*(9) Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н
*(10) п. 3 ст. 346.16 НК РФ
*(11) письма Минфина России от 15.01.2010 N 03-11-06/2/2, от 29.07.2009 N 03-11-06/2/137, от 08.07.2009 N 03-11-09/241
*(12) подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ
*(13) пост. Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 N 808/10; письмо Минфина России от 29.10.2010 N 03-11-09/95
*(14) абз. 12 п. 3 ст. 346.16 НК РФ
*(15) письма Минфина России от 07.07.2011 N 03-11-06/2/105, от 28.01.2009 N 03-11-06/2/9, от 18.04.2007 N 03-11-04/2/106
*(16) пост. ФАС УО от 24.03.2008 N Ф09-4976/07-С3, ФАС ПО от 19.12.2006 N А57-181/06-7
*(17) подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ
*(18) пост. ФАС ВСО от 31.03.2009 N А74-2378/08-Ф02-1138/09, ФАС ДВО от 19.06.2008 N Ф03-А80/08-2/1669 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 27.10.2008 N 13621/08)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.