Заполняем упрощённую декларацию
Налоговая декларация, будучи одним из элементов обеспечительного механизма исполнения обязанности, закреплённой в статье 57 Конституции РФ, представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведённых расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 и 6 ст. 80 НК РФ).
В определении Конституционного суда РФ от 17.06.08 N 499-О-О указано, что обязанность представлять налоговую декларацию по тому или иному налогу обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом налоге, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Налогоплательщик, даже если предпринимательская деятельность им не ведётся и, соответственно, прибыль не извлекается, по мнению высших судей, должен представить в налоговый орган соответствующие документы.
Кстати, организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут представлять единую (упрощённую) декларацию. Для этого необходимо, чтобы у налогоплательщика одновременно выполнялись следующие условия (п. 2 ст. 80 НК РФ):
- не осуществлялись операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках и в кассе организации;
- не возникало объектов налогообложения по тем налогам, плательщиками которых они признаются. Казалось бы, выполнить эти условия достаточно просто. Но, как показывает практика, и тут имеются свои "подводные камни".
Движение денежных средств
Одним из условий, как было сказано выше, является отсутствие движения денег по расчётному счёту и в кассе. При неведении организацией предпринимательской деятельности она не осуществляет расчёты с партнёрами по бизнесу - не ждёт поступлений от покупателей и сама никому не платит. Но всегда существует риск, что какой-либо из контрагентов перечислит денежные средства организации, пусть даже и по ошибке. А это означает отсутствие полного прекращения движения денежных средств по расчётному счёту и кассе.
Вполне возможно, что по итогам прошлого года налогоплательщиком были начислены к уплате суммы налогов. При отсутствии денежных средств их может уплатить, к примеру, руководитель организации за счёт средств, предоставленных учредителями. Ведь обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в частности, со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства (подп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ).
Финансисты считают, что законодательством РФ о налогах и сборах и банковским законодательством Российской Федерации не предусмотрена уплата организациями обязательных платежей, в том числе налогов, в наличной форме (письма Минфина России от 18.11.11 N 03-02-07/1-396, от 28.06.10 N 03-02-07/1-296). В письме от 16.12.09 N 03-02-07/2-207 минфиновцы уточнили, что наличные денежные средства в уплату налоговых платежей принимаются кредитными организациями только от физических лиц. Представитель же организации, действуя от её имени и за её счёт, не вправе уплачивать налоги наличными денежными средствами.
Арбитражные суды такой способ уплаты налогов признают правомерным при выполнении налогоплательщиком определённых условий. Так, судьи ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 11.06.09 N А32-16433/2008-3/278 указали, что на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств. Важно, чтобы из представленных платёжных документов можно было чётко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счёт его собственных денежных средств.
Поскольку:
- в платёжных документах в качестве плательщика были указаны общество и фамилии представителей общества, а
- суммы налога уплачены за счёт средств юридического лица, что подтверждалось расходными кассовыми ордерами, по которым представители получили денежные средства для уплаты налогов, и составленными авансовыми отчётами, подтверждающими уплату налогов, -
суд посчитал, что организация исполнила обязанность по уплате налога.
Как видим, для подтверждения исполнения обязанности организации по уплате налогов наличными ей понадобится документ, подтверждающий выдачу представителю налогоплательщика денежных средств. А это означает совершение операции по их движению по кассе.
При приостановлении организацией своей деятельности за ней как налогоплательщиком и страхователем сохраняется обязанность по представлению отчётности в налоговый орган и территориальные отделения ПФР и ФСС России. В этой ситуации в организации должен быть хотя бы один работник (обычно руководитель), имеющий право подписывать отчётность, которую ему же необходимо составить. Если последовать предписаниям ТК РФ, то данному специалисту надлежит выплачивать заработную плату (ст. 56, 133 ТК РФ). Такая выплата однозначно приведёт к нарушению условия о движении денежных средств либо по кассе, если зарплата выдаётся наличными, либо по расчётному счёту - при её перечислении на счёт сотрудника.
Возможно, что организация и не будет выплачивать заработную плату, но начисление её уже произведено. В этом случае за страхователем сохраняется обязанность по исчислению и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Обязанность по уплате страховых взносов по аналогии с законодательством РФ о налогах и сборах считается исполненной плательщиком страховых взносов, в частности, со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счёт Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) (подп. 3 п. 5 ст. 18 закона N 212-ФЗ).
Указанная норма в большей степени относится к физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, но осуществляют выплаты и вознаграждения физическим лицам.
Могут попытаться воспользоваться указанной нормой и организации - уплатить начисленные суммы страховых взносов наличными через Сбербанк, оформив при этом платёжный документ от имени физического лица - представителя организации. В этом случае, как и с уплатой налогов наличными, всё заканчивается движением денежных средств по кассе.
Отметим, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, он обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ст. 236 ТК РФ).
В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (абз. 2 ст. 142 ТК РФ).
Невыплата заработной платы сотруднику по причине отсутствия денег признаётся нарушением трудового законодательства, за которое установлена административная ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ):
- на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 1000 до 5000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ещё одной причиной нарушения условия об отсутствии движения денег могут стать действия банка. Практически во всех договорах банковского счёта предусматривается возможность списания банком с расчётного счёта организации комиссии за его ведение, по некоторым договорам предусмотрено начисление процентов на остаток по счёту. И та и другая операция приводят к изменению суммы на расчётном счёте, то есть происходит движение денежных средств.
Можно, конечно, попытаться обосновать отсутствие операции у организации. По договору банковского счёта банк обязуется принимать и зачислять на открытый клиенту счёт денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм, а также проводить другие операции по счёту (п. 1 ст. 845 ГК РФ). При этом плата за услуги банка может взиматься по истечении каждого месяца из средств клиента на счёте. То есть для оплаты услуг по договору банковского счёта не требуется совершения клиентом банка каких-либо специальных действий. Их совершает сама кредитная организация. Самостоятельное списание банком платы, по сути, не подразумевает фактическое осуществление операции организацией. Если последовать этому, то условие о неосуществлении операций, в результате которых происходит движение денег по счёту, не нарушается.
Конечно, такой довод несколько притянут. Налоговики однозначно посчитают здесь движение денежных средств. Как отнесутся к такому аргументу судьи - неизвестно, арбитражной практики по такому вопросу с таким доводом налогоплательщика на сегодняшний день не существует.
Как видим, выполнить условие по отсутствию движения денежных средств по счёту в банке и кассе действительно довольно сложно. Но это возможно:
- при невыплате заработной платы;
- неуплате налогов и страховых взносов;
- нулевом остатке на расчётном счёте;
- отсутствии операций с подотчётными лицами;
- невыделении ранее возвратных ссуд работникам.
Причём всё это должно выполняться в совокупности.
Но выполнение всех перечисленных условий не гарантирует организации отсутствия движения денежных средств. Желательно по окончании отчётного (налогового) периода убедиться, что такого движения не было по расчётному счёту, ведь, как было сказано выше, имеется риск поступления на расчётный счёт денежных средств по ошибке.
Невыполнение условия по недвижению денежных средств на расчётных счетах и в кассе организации по любым причинам:
- уплата налогов;
- зачисление и возврат ошибочно поступивших сумм;
- оплата взносов в уставный капитал в денежной форме и т.п., -
по мнению чиновников, автоматически лишает организацию права на подачу единой (упрощённой) декларации. В этом случае при отсутствии объектов обложения одним или несколькими налогами следует подавать "нулевые" налоговые декларации по каждому из них (письмо Минфина России от 24.12.09 N 03-02-07/1-561).
Отсутствие объектов налогообложения
Законодательством РФ о налогах и сборах установлено восемь федеральных налогов, три региональных и два местных (ст. 13, 14 и 15 НК РФ). Юридическое лицо не представляет декларации по трём федеральным налогам и сборам (НДФЛ, сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и госпошлине) и одному местному (налог на имущество физических лиц). Таким образом, организация может быть обязана представить декларации по 9 налогам.
Налоговая декларация представляется по итогам налогового периода.
Налоговый период календарный месяц установлен по трём налогам:
- акцизам (ст. 192 НК РФ);
- налогу на добычу полезных ископаемых (ст. 341 НК РФ);
- налогу на игорный бизнес (ст. 368 НК РФ).
Плательщики акцизов обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в которых они состоят на учёте, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ (п. 5 ст. 204 НК РФ).
Перечень операций, признаваемых объектом обложения по акцизам, приведён в пункте 1 статьи 182 НК РФ. Осуществление хотя бы одной из перечисленных операций обязывает организацию представить декларацию по акцизам.
При невыполнении же перечисленных в пункте 1 статьи 182 НК РФ операций (что соответствует отсутствию объекта обложения) обязанности у организации по представлению декларации по акцизам не возникает.
Организация является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, если она признаётся пользователем недр в соответствии с законодательством РФ (ст. 334 НК РФ).
Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются (п. 1 ст. 336 НК РФ):
- полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
- полезные ископаемые, извлечённые из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ;
- полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых (п. 1 ст. 345 НК РФ). Следовательно, отсутствие фактической добычи полезных ископаемых (объекта обложения) не ведёт к необходимости подачи налоговой декларации по рассматриваемому налогу.
Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).
Объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес перечислены в пункте 1 статьи 366 НК РФ. При этом каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения пункта приёма ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы) (п. 2 ст. 366 НК РФ).
Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения (п. 2 ст. 370 НК РФ).
При отсутствии объекта обложения по налогу на игорный бизнес обязанность по представлению налоговой декларации не возникает.
Организация является плательщиком водного налога, если она осуществляет специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 333.9 НК РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).
Объектами обложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). Отсутствие объекта обложения по водному налогу не ведёт к необходимости подачи налоговой декларации по этому налогу.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Организации - плательщики транспортного налога по истечении налогового периода (календарного года (п. 1 ст. 360 НК РФ)) представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу (ст. 363.1 НК РФ). Если же на организацию не зарегистрировано ни одно из перечисленных транспортных средств, то она не обязана представлять налоговую декларацию по транспортному налогу.
Организации являются плательщиками земельного налога, если они обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ).
Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён земельный налог, являются объектом обложения по этому налогу (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Налогоплательщики-организации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, по истечении налогового периода (календарного года (п. 1 ст. 393 НК РФ)) представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу (п. 1 ст. 398 НК РФ). Отсутствие же у организации земельных участков, принадлежащих ей на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, позволяет налогоплательщику не представлять налоговую декларацию по земельному налогу.
Организации признаются плательщиками налога на имущество организаций, если они имеют имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со статьёй 374 НК РФ (ст. 373 НК РФ).
Для российских организаций объектами обложения по налогу на имущество признаётся движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество:
- переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление;
- внесённое в совместную деятельность или
- полученное по концессионному соглашению, -
учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) по истечении (п. 1 ст. 386 НК РФ):
- каждого отчётного периода (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ)) - налоговые расчёты по авансовым платежам по налогу;
- налогового периода (календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ)) - налоговую декларацию по налогу.
При отсутствии же объектов основных средств на балансе у организации она вправе не представлять в налоговую инспекцию налоговые расчёты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу на имущество.
Организации в силу пункта 1 статьи 143 НК РФ являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Объектом обложения по НДС признаются следующие операции (п. 1 ст. 146 НК РФ):
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.
Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учёта соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - кварталом (ст. 163, п. 5 ст. 174 НК РФ).
Российские организации согласно пункту 1 статьи 246 НК РФ являются плательщиками налога на прибыль организаций.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаётся прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).
К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ). Доходы от реализации и внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьями 249 и 250 НК РФ соответственно с учётом положений главы 25 НК РФ.
Расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, осуществлённые (понесённые) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 289 НК РФ, соответствующие налоговые декларации по истечении каждого отчётного (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ)) и налогового (календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ)) периода (п. 1 ст. 289 НК РФ).
Как видим, при отсутствии объекта обложения по акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на игорный бизнес, водному налогу, транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество организаций обязанности представлять соответствующую налоговую декларацию в налоговую инспекцию у организации не возникает.
Налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль организация обязана представить в налоговую инспекцию независимо от того, есть ли у неё соответствующий объект налогообложения или же он отсутствует. Это подтверждает и Минфин России в письме от 24.12.09 N 03-02-07/1-561. При этом чиновники уточнили, что главами 21 и 25 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщиков-организаций от представления в налоговые органы налоговых деклараций в случаях, когда организации не осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг).
На то, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате по НДС и налогу на прибыль само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах, указано в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.03.03 N 71).
Следовательно, при неосуществлении операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах организации в банках (в кассе организации), и отсутствии объектов налогообложения по НДС и налогу на прибыль организация вправе представить по этим налогам единую (упрощённую) налоговую декларацию.
Порядок заполнения
Единая (упрощённая) декларация подаётся в налоговую инспекцию по местонахождению организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом (абз. 4 п. 2 ст. 80 НК РФ). Следовательно, периодичность подачи единой (упрощённой) декларации - поквартальная.
Формы (электронные форматы) налоговой отчётности, а также порядок их представления с сентября 2010 года утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). До принятия новых нормативных правовых документов действуют прежние правила оформления налоговой отчётности (п. 14 ст. 10 Федерального закона от 27.07.10 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования").
В настоящее время при оформлении единой (упрощённой) декларации используется форма, утверждённая приказом Минфина России от 10.07.07 N 62н. Этим же приказом утверждён и порядок её заполнения.
Единая (упрощённая) декларация включает в себя два листа. На первом листе указываются:
- ИНН и КПП организации (в первых двух ячейках, отведённых для ИНН, организации проставляют нули (00));
- код вида документа (для первичной отчётности - 1, для уточнённой - 3);
- отчётный год, за который сдаётся декларация;
- полное наименование налоговой инспекции, в которую подаётся единая (упрощённая) налоговая декларация, и её код;
- полное наименование организации;
- код по ОКАТО (по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утв. постановлением Госстандарта России от 31.07.95 N 413);
- код вида деятельности (по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, утв. постановлением Госстандарта России от 06.11.01 N 454-ст);
- контактный телефон.
В таблице первого листа приводятся названия налогов, по которым в течение квартала организации признавались налогоплательщиками, но объекты налогообложения по этим налогам не возникали. Наименования налогов заносятся в очерёдности, соответствующей нумерации глав части второй НК РФ по этим налогам: вначале НДС (глава 21 НК РФ), а затем налог на прибыль (глава 25 НК РФ).
По приводимым в единой (упрощённой) декларации налогам отражаются:
- в графе 2 - номер главы НК РФ, которой установлен налог;
- графе 3 - код налогового (отчётного) периода;
- графе 4 - номер квартала, в котором у налогоплательщика не было объектов обложения данным налогом.
По НДС, у которого налоговый период квартал, указывается код - 3, в графе 4 - номер квартала.
По налогу на прибыль (налоговый период - календарный год) в графе 3 приводится код отчётного периода: 3 - если сведения подаются за I квартал, 6 - при подаче сведений за первое полугодие, 9 - если сведения подаются за девять месяцев, 0 - при подаче сведений за год. Номер квартала (графа 4) в этом случае не указывается.
При подтверждении достоверности и полноты сведений декларации руководителем организации указывается его фамилия, имя и отчество полностью. Руководитель ставит подпись и заверяет декларацию печатью организации.
Если же декларацию подписывает представитель организации, то, кроме фамилии, имени и отчества, необходимо указать наименование документа, подтверждающего его полномочия. Если доверенность на представление выдана другой организации, то декларацию подписывает её руководитель. Его подпись должна быть заверена печатью этой компании.
Страницу 002 единой декларации организации не заполняют. Сведения о себе должны представить только граждане-налогоплательщики, не зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Отчётность заполняется шариковой или перьевой ручкой чёрного либо синего цвета. Допускается распечатка декларации, заполненной в машинописном виде.
При исправлении ошибок зачёркивается неправильная запись и вписывается правильная. При этом каждое исправление надлежит заверить подписью руководителя (представителя) и печатью организации.
Ответственность
Как и обычную, единую (упрощённую) декларацию организации могут представить в инспекцию позже установленного срока - 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. Это приведёт к наложению штрафных санкций.
Минфиновцы в своё время пояснили, что статьёй 119 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика по конкретному налогу за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок соответствующей налоговой декларации по налогу в налоговый орган по месту учёта. Налоговая санкция за такое налоговое правонарушение установлена в виде штрафов, выраженных в величине, кратной сумме налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, с учётом установленного для её представления срока. При этом минимальный размер штрафа за указанное налоговое правонарушение установлен в отношении указанного налогоплательщика по конкретному налогу.
Отсюда чиновники сделали вывод, что статья 119 НК РФ не содержит оснований для привлечения лица, признаваемого налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющего операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющего по этим налогам объектов налогообложения, за нарушение установленного пунктом 2 статьи 80 НК РФ срока представления единой (упрощённой) налоговой декларации.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ. Указанная ответственность может применяться и в случае, когда единая (упрощённая) налоговая декларация представлена в налоговый орган с нарушением установленного срока (письмо Минфина России от 03.07.08 N 03-02-07/2-118).
Приведённые разъяснения финансового ведомства были направлены для сведения и использования в работе налоговых органов письмом ФНС России от 21.07.08 N ШТ-6-2/515.
Отметим, что судьи ФАС Дальневосточного округа с предложением финансистов не согласились. Они признали неправомерным привлечение налогоплательщика, представившего единую (упрощённую) налоговую декларацию за 2008 год 30 января 2009 года вместо установленного срока - 20 января, к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации.
В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13.10.09 N Ф03-5355/2009 они указали, что пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, тогда как ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена статьёй 119 НК РФ.
Поскольку ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена специальной нормой, налоговый орган не вправе был привлекать налогоплательщика к ответственности по статье, предусматривающей другое налоговое правонарушение, а именно непредставление документов и иных сведений.
Особенности у спецрежимщиков
Организации, использующие упрощённую систему налогообложения, тоже имеют право представлять единую (упрощённую) декларацию при выполнении вышеприведённых условий.
Объектом обложения у "упрощенцев" могут быть доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
Доходы при этом исчисляются как совокупность (п. 1 ст. 346.15 НК РФ):
- доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьёй 249 НК РФ, и
- внереализационных доходов, определяемых согласно статье 250 НК РФ.
Перечень же расходов, которые могут быть учтены при этом специальном режиме налогообложения, приведён в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Следовательно, ни доходов, ни расходов у "упрощенца" за отчётный (налоговый) период не должно быть.
Не должно быть у него и движения денежных средств по расчётному счёту и кассе.
"Упрощенцы"-организации по истечении налогового периода (календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ)) представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). В то же время главой 26.2 НК РФ не предусмотрено представление налоговых деклараций по указанному налогу за отчётные периоды.
Исходя из этого, фискалы пояснили, что по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, организации, не осуществляющие операций, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеющие по этому налогу объекта налогообложения, представляют единую (упрощённую) налоговую декларацию только за налоговый период - календарный год (письмо ФНС России от 08.08.11 N АС-4-3/1284).
Смысл представлять упрощённую декларацию есть, если она заменяет собой отчётность по нескольким налогам. Применение упрощённой системы налогообложения организациями, как известно, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Они не признаются плательщиками НДС за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ. Иные налоги уплачиваются организациями в соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Следовательно, при отсутствии объектов налогообложения в единую декларацию будут внесены сведения лишь по "упрощёнке".
Решив представить рассматриваемую декларацию, "упрощенец" всё-таки подвергает себя определённому риску. Не исключена вероятность, что со временем выяснятся обстоятельства, при которых единую декларацию он не вправе был подавать. Налоговики в этом случае потребуют представить декларацию по УСН. Срок же для её подачи уже пройдёт. И тогда организации не избежать штрафных санкций по статье 119 НК РФ. При "нулевой" декларации это 1000 руб.
Таким образом, если "упрощенец" не ведёт предпринимательскую деятельность, то, на наш взгляд, целесообразно представить в налоговые органы обычную "нулевую" декларацию по УСН, которую подать необходимо не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
Аналогия прослеживается и при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
А вот при использовании системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности подать единую (упрощённую) декларацию организации, скорее всего, не удастся.
Налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Налоговым же периодом по единому налогу признаётся квартал (ст. 346.30 НК РФ).
По мнению контролирующих органов, налоговые декларации плательщикам ЕНВД надлежит подавать даже за те налоговые периоды, когда фактически деятельность, переведённая на уплату этого налога, не осуществлялась (была приостановлена) (письмо Минфина России от 14.09.09 N 03-11-06/3/233).
В такой ситуации "вмененщик", на взгляд финансистов, обязан уплачивать налог и подавать обычную декларацию по ЕНВД вплоть до снятия его с налогового учёта в качестве плательщика этого налога (письма Минфина России от 23.04.12 N 03-11-11/135, от 14.09.09 N 03-11-06/3/233). Обосновывают они это тем, что приостановление деятельности не освобождает налогоплательщика от уплаты налога, а сумма налога не зависит от размера фактически полученного дохода.
Налоговое законодательство, по суждению чиновников, не предусматривает для плательщиков ЕНВД представления "нулевых" деклараций (письма Минфина России от 12.05.12 N 03-11-11/155, от 06.03.12 N 03-11-11/69, ФНС России от 10.10.11 N ЕД-4-3/16690).
Одно время фискалы высказывали противоположное суждение. Так, в письме ФНС России от 27.08.09 N ШС-22-3/669 разъяснялось, что процесс осуществления вменённой деятельности не всегда предполагает наличие дохода как такового, в частности наличие физических показателей базовой доходности. Например, данная ситуация возможна при болезни работника, с которым заключён трудовой договор, просрочке поставки товара, аварийной ситуации, ремонте магазина и т.д. В связи с этим за такие налоговые периоды могла представляться "нулевая" налоговая декларация. О возможности представления "нулевой" декларации плетельщиками ЕНВД сказано и в письме ФНС России от 07.06.11 N ЕД-4-3/9023.
Финансисты отреагировали на первое из указанных писем налоговиков довольно быстро. Повторив в письме Минфина России от 22.09.09 N 03-11-11/188 ещё раз изложенные выше тезисы, чиновники констатировали, что отсутствие в налоговом периоде физических показателей, используемых для исчисления единого налога, означает прекращение предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и возникновение обязанности снятия с учёта в качестве налогоплательщика в установленном пунктом 3 статьи 346.28 НК РФ порядке. До момента же снятия с учёта в качестве налогоплательщика сумма ЕНВД исчисляется по соответствующему виду предпринимательской деятельности исходя из имеющихся физических показателей и базовой доходности в месяц.
В дальнейшем налоговая служба склонилась к мнению финансового ведомства по данному вопросу и отозвала разъяснения, приведённые в письме N ЕД-4-3/9023 (письмо ФНС России от 10.10.11 N ЕД-4-3/16690).
Как видим, чиновники настоятельно рекомендуют при неосуществлении вида деятельности, переведённого на уплату ЕНВД (отсутствии величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности), рассчитывать сумму единого налога на вменённый доход, исходя из вменённого дохода, а не фактически полученного. До снятия с учёта в качестве налогоплательщика ЕНВД субъекту предлагается:
- исчислять сумму ЕНВД по соответствующему виду предпринимательской деятельности, исходя из имеющихся физических показателей и базовой доходности в месяц, и
- подавать налоговую декларацию по ЕНВД (заполненную в общем порядке) с начисленной суммой налога.
Следование же этому означает, что организация, не осуществляющая предпринимательской деятельности, не может воспользоваться правом использования при составлении отчётности формы единой (упрощённой) декларации.
В. Федорович,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет", N 9, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455