Деятельность по перевозке пассажиров легковым такси
В этом году государство всерьез взялось за сферу перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Надо сказать, что вопрос назрел давно, но власти долго откладывали его решение.
По мнению автора, одной из причин, которая побудила законодателей наконец-то заняться наведением порядка в этой сфере, стало желание увеличить налоговое бремя для лиц, которые занимаются перевозкой пассажиров легковым такси. Поступлениями от этой категории налогоплательщиков прежде всего хотят пополнить местные бюджеты.
Нормативно-правовое регулирование
На федеральном уровне деятельность по перевозке легковым такси регламентируется Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ, на региональном - законами субъектов РФ.
Статьей 9 Федерального закона N 69-ФЗ определено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации может осуществляться только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании специальных разрешений, которые выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Для получения разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси необходимо представить (лично или через региональный портал государственных и муниципальных услуг) в уполномоченный орган субъекта РФ следующие документы:
- заявление установленного образца;
- копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);
- копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг, заверенные заявителем;
- копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства (если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или аренды), заверенную заявителем;
- копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагает использовать индивидуальный предприниматель в качестве легкового такси (если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).
Разрешение следует получить на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси (п. 3 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ). Данное разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника ГИБДД (п. 7 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ).
Информация о выданных разрешениях должна быть размещена на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта - на официальном сайте субъекта РФ) и обновляться в течение пяти дней со дня внесения каких-либо изменений (п. 9 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ).
Исчисление и уплата ЕНВД
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Таким образом, в настоящее время перевозчики, использующие для оказания услуг менее 20 легковых такси, могут быть переведены на уплату ЕНВД.
Следует учесть, что возможность применения системы налогообложения в виде ЕНВД в настоящее время увязана с правом собственности (пользования, владения, распоряжения) на транспортные средства. При этом факт их эксплуатации значения не имеет. Эта позиция подтверждена и имеющейся арбитражной практикой (Определение КС РФ от 25.02.2010 N 295-О-О, постановления ФАС УО от 19.06.2012 N Ф09-4730/12, ФАС ВСО от 14.06.2012 N А74-1020/2010, ФАС МО от 11.08.2010 N КА-А41/9293-10). Можно ожидать, что при решении вопроса о правомерности применения системы налогообложения в виде ЕНВД представители налоговой службы будут использовать информацию о количестве разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси, полученных тем или иным налогоплательщиком.
При исчислении единого налога используется физический показатель "Количество посадочных мест" и базовая доходность 1 500 руб. за одно посадочное место (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
В автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, количество посадочных мест в целях исчисления ЕНВД определяется как количество мест для сидения (за исключением места водителя) (ст. 346.27 НК РФ).
Количество посадочных мест в транспортном средстве определяется на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автотранспортного средства. При этом учитываются все имеющиеся в легковом автомобиле места (за исключением места водителя) независимо от их заполнения в процессе осуществления деятельности (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ, письма Минфина России от 20.10.2010 N 03-11-11/272, от 15.08.2007 N 03-11-05/190).
Таким образом, исчисляя налог в отношении стандартного легкового такси, следует использовать величину физического показателя, равную четырем.
У плательщиков ЕНВД возникают также трудности при определении количества используемых легковых такси. Представители контролирующих органов считают, что при определении величины физического показателя надо учитывать все транспортные средства, которые имеются у плательщика ЕНВД на праве собственности либо ином праве (письма Минфина России от 28.12.2011 N 03-11-11/329, от 24.06.2009 N 03-11-06/3/169). При этом они исходят из того, что возможность применения спецрежима в виде ЕНВД не связана с фактом использования транспортных средств при оказании услуг по перевозке пассажиров.
Отметим, арбитражные суды, как правило, не поддерживают эту точку зрения. В своих постановлениях арбитры указывают, что при определении физического показателя "Количество посадочных мест" следует учитывать только те транспортные средства, которые фактически используются при оказании услуг по перевозке пассажиров (постановления ФАС ПО от 14.06.2012 N А12-6205/2010, от 06.09.2011 N А12-6205/2010).
Арбитры обращают внимание на то, что именно налоговые органы обязаны доказать одновременное использование (неиспользование) всех принадлежащих налогоплательщику транспортных средств при оказании услуг по перевозке (постановления ФАС СКО от 24.05.2011 N А63-5031/2010, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 N 07АП-1612/10).
В качестве примера удачной работы представителей налоговой службы можно привести Постановление ФАС ПО от 14.06.2012 N А65-13959/2011. В данном случае налоговым инспекторам удалось доказать, что в декларациях по ЕНВД налогоплательщиком был занижен физический показатель, подлежащий учету при определении возможности использования спецрежима в виде ЕНВД.
В качестве доказательств совершения налогового правонарушения были представлены:
- договоры аренды помещения под размещение диспетчерского пункта;
- трудовые договоры с диспетчерами, водителями и медицинским работником;
- путевые листы и книги регистрации путевых листов;
- сведения из ГИБДД об автомобилях, проходивших технический осмотр, и их владельцах;
- протоколы допросов владельцев и водителей автотранспортных средств.
Анализ данных документов позволил налоговым инспекторам установить, сколько именно транспортных средств использовалось налогоплательщиком для перевозки пассажиров.
Организация расчетов с клиентами за услуги такси
Подпунктом "д" п. 1 ч. 16 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ определено, что легковое такси должно иметь таксометр в случае, если плата за пользование такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси.
Таксометр - это оборудование, предназначенное для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством (Постановление Правительства РФ N 112*(1)).
Налоговые инспекторы считают, что перевозка пассажиров в легковом такси за наличный денежный расчет может производиться с применением:
- таксометра со встроенной контрольно-кассовой машиной, включенной в Государственный реестр ККТ и зарегистрированной в налоговом органе;
- таксометра, оборудованного автоматизированной системой печати бланков строгой отчетности.
Невыдача документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также неиспользование ККТ при наличных денежных расчетах за услуги такси является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Такие разъяснения приведены в письмах УФНС по г. Москве от 14.02.2012 N 17-26/012420, от 06.10.2011 N 17-15/096363.
Однако
Если за услуги такси перевозчиком будет установлена фиксированная цена, не зависящая от фактического расстояния поездки или фактического времени пользования легковым такси, то устанавливать таксометр не нужно. Это послабление касается перевозчиков, устанавливающих фиксированные цены на перевозки легковыми такси внутри небольших населенных пунктов.
* * *
Несомненно, представители налоговой службы при проведении проверок перевозчиков будут использовать информацию о количестве полученных разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Конечно, факт получения разрешения не может свидетельствовать об обязательном использовании транспортного средства для осуществления деятельности. Однако наличие у налогоплательщика n-ного количества разрешений, безусловно, привлечет к нему внимание налоговой службы. Нет сомнения в том, что налоговые инспекторы будут сравнивать количество полученных разрешений с данными деклараций по ЕНВД.
С учетом имеющейся арбитражной практики маловероятно, что инспекторы будут доначислять ЕНВД только исходя из количества полученных организацией или индивидуальным предпринимателем разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси. Но о том, что эта информация имеется у контролирующих органов, надо помнить.
Во избежание возможных споров с представителями налоговой службы налогоплательщикам следует предварительно подготовить документы, при помощи которых можно подтвердить количество фактически используемых транспортных средств (договоры на диспетчерское обслуживание, акты выполненных работ, договоры аренды, акты приема-передачи автомобилей, документы о передаче транспортных средств в ремонт и т.д.).
А.В. Перова,
эксперт журнала "ЕНВД: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2012 г.
---------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"