Резерв по сомнительным долгам: налоговый учет
Все организации, применяющие метод начисления, сталкиваются с необходимостью формировать резерв по сомнительным долгам. Причем цель и порядок его формирования в рамках бухгалтерского и налогового учета не совпадают, как и размеры данного резерва, что порождает дополнительные проблемы.
Сегодня мы поговорим о предназначении резерва по сомнительным долгам и порядке его формирования в целях налогообложения прибыли. А в следующем номере продолжим разговор и обратим внимание на тонкости бухгалтерского учета резерва.
Зачем нужен резерв по сомнительным долгам?
В бухгалтерском учете резервы по сомнительным долгам несут весьма важную смысловую нагрузку.
Во-первых, они являются одним из инструментов практической реализации требования осмотрительности, лежащего наряду с другими допущениями и требованиями в основе системы бухгалтерского учета и отчетности. На это обращалось внимание, в частности, в рекомендациях финансистов по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, которые были направлены Письмом Минфина РФ от 27.01.2012 N 07-02-18/01.
Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(1) это требование заключается в том, что учетная политика должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Причем по сути создание резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете было обязательным и до 2011 года - до внесения соответствующих изменений в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности*(2) согласно Приказу Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н. Ведь несмотря на то, что в "старой" редакции этого пункта речь шла не об обязанности, а о праве организации создавать такие резервы, никто не отменял требования осмотрительности. А оно, в свою очередь, не являлось новшеством ПБУ 1/2008, применяемого с 2009 года, а присутствовало еще в "позапрошлом" ПБУ 1/94 "Учетная политика организации"*(3), равно как и в "прошлом" ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"*(4).
Кроме того, величина резерва по сомнительным долгам признается оценочным значением согласно п. 3 ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений"*(5). Ведь в результате его создания производится корректировка стоимости соответствующего актива - дебиторской задолженности в связи с появлением новой информации исходя из оценки существующего положения дел в организации и ожидаемых будущих выгод. В этой плоскости, по сути, лежит вторая причина создания данных резервов.
Во-вторых, с помощью резервов по сомнительным долгам организация обеспечивает достоверность данных бухгалтерской отчетности в части информации о дебиторской задолженности и финансовых результатах. Ведь большинство заинтересованных пользователей - потенциальные инвесторы, кредиторы и т.д. - при чтении и анализе бухгалтерской отчетности хотят получить объективное представление о реальном положении дел. Читая строку "Запасы", они хотят видеть не ту сумму, в которую имеющиеся на складах организации сырье и материалы были оценены поставщиками (и не фактическую себестоимость изготовленной продукции), а ту минимальную сумму, которую можно будет выручить за эти сырье, материалы и продукцию, если вдруг потребуется их немедленно распродать (к примеру, чтобы рассчитаться с долгами). По строке "Дебиторская задолженность" хотелось бы видеть не "номинальную" сумму задолженности покупателей, заказчиков и иных дебиторов (исходя из предъявленных им счетов), а ту сумму, которую организация реально ожидает получить с данных дебиторов, - ожидаемую величину "живых" денег, которые поступят на счета, в кассу или иным способом и которые можно будет использовать в дальнейшей деятельности. Собственно, на этих предпосылках основывается и методика анализа платежеспособности и финансовой устойчивости организации - в частности, коэффициенты ликвидности имеют реальное значение лишь в том случае, если поставленные в числитель формулы показатели, характеризующие соответствующие оборотные активы, действительно можно будет направить на погашение задолженности, принятой в расчет в знаменателе формулы.
Обеспечить "реальность" данных показателей отчетности можно именно благодаря механизму создания резервов - в том числе резерва под снижение стоимости материальных ценностей (благодаря которым в балансе запасы оцениваются исходя из меньшей из двух стоимостей: цены приобретения и цены возможной реализации на отчетную дату) и резерва по сомнительным долгам.
В противоположность вышеизложенному в налоговом учете глубинный смысл резерва искать совершенно не нужно. Все предельно просто: сумма резерва может уменьшать налогооблагаемую прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ как часть внереализационных расходов. А это значит, что формировать такой резерв - в интересах самого налогоплательщика.
Причем воспользоваться данной "лазейкой" могут только те организации, которые признают доходы и расходы методом начисления. И это вполне логично - резерв предназначен для того, чтобы уменьшать величину уже признанного дохода (выручки) в той части, которая может быть не оплачена контрагентами налогоплательщика (ведь цель создания резерва согласно п. 5 ст. 266 НК РФ заключается в том, чтобы покрывать убытки от безнадежных долгов). А при кассовом методе доходы признаются только по мере получения денежных средств от покупателей и иных контрагентов - и, значит, "сомнительных долгов" не может быть по определению.
Таким образом, в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам позволяет уменьшать налоговую базу текущего периода путем заблаговременного включения в расходы потенциальных убытков от списания безнадежных долгов.
Резерв - не обязателен
Еще раз подчеркнем, что создание резерва по сомнительным долгам - это право, а не обязанность налогоплательщика. Об этом говорится в п. 3 ст. 266 НК РФ. Тут все логично - ведь резерв по сути представляет собой еще один способ уменьшить налоговую базу. И, безусловно, налоговые органы будут только рады, если организация решит не пользоваться этим механизмом и "переплачивать" налог.
Как подчеркивалось в Письме Минфина РФ от 16.05.2011 N 03-03-06/1/295, в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом организации вне зависимости от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете.
Если организация решила создавать данный резерв, во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов имеет смысл прописать этот момент в учетной политике. Хотя напрямую такое требование в налоговом законодательстве не зафиксировано.
Периодичность создания резервов по сомнительным долгам определена в п. 3 ст. 266 НК РФ, согласно которой суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
Правила - четкие
Как и следовало ожидать, налоговое законодательство четко регламентирует порядок формирования резервов по сомнительным долгам. Этому вопросу посвящена ст. 266 НК РФ.
Долги сомнительные и безнадежные
В соответствии с п. 3 ст. 266 НК РФ для целей налогообложения сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Списывать за счет резерва можно только безнадежные долги, то есть нереальные ко взысканию, под которыми согласно п. 2 ст. 266 НК РФ понимаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Из данных определений вытекает несколько важных выводов.
Во-первых, не любая задолженность может быть признана сомнительной. Как подчеркивается, в частности, в Постановлении ФАС ПО от 19.07.2011 N А65-22211/2010, налоговое законодательство предъявляет три требования к задолженности, которая может быть включена налогоплательщиком в резерв:
1) задолженность возникла в связи с реализацией товаров, работ, услуг;
2) задолженность не погашена в сроки, установленные договором;
3) задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Во-вторых, понятия "сомнительная задолженность" и "безнадежная задолженность" разграничены. И не всякая задолженность, которая согласно вышеперечисленным критериям может быть признана сомнительной, обязательно станет безнадежной. Ведь, к примеру, покупатель, не расплатившийся в срок, впоследствии может все-таки погасить свою задолженность.
На этом основании еще в Постановлении ФАС ВВО от 28.12.2005 N А11-1770/2005-К2-19/95 указано, что право организации на создание резерва по сомнительным долгам не поставлено в зависимость от наличия у нее безнадежных долгов.
А в Постановлении ФАС СЗО от 17.01.2008 N А56-12719/2007 разъяснялось, что формирование резерва по сомнительным долгам не зависит от того, станут ли они безнадежными, поскольку:
- определения сомнительных и безнадежных долгов, данные законодателем, различаются;
- в пункте 5 ст. 266 НК РФ предусмотрена возможность включения неиспользованного резерва в состав доходов.
Важно помнить, что далеко не все виды дебиторской задолженности можно проверять на предмет "сомнительности" и создавать под них резерв - необходимо обеспечивать исполнение всех трех требований, установленных налоговым законодательством.
В частности, нельзя создать резерв по сомнительным долгам в отношении следующих сумм, числящихся в учете в качестве "дебиторки":
1) суммы уплаченных налогоплательщиком авансов и предоплат (например, в пользу поставщиков по договорам поставки), ведь эта задолженность возникла не в связи с реализацией данным налогоплательщиком товаров, работ и услуг, а наоборот, в связи с приобретением товаров, работ и услуг (см. письма Минфина РФ от 30.06.2011 N 07-02-06/115, от 17.06.2009 N 03-03-06/1/398, Постановление ФАС СЗО от 04.10.2010 N А13-3905/2009);
2) задолженность по уступке права требования, ведь денежное требование к третьему лицу, которое перешло к "покупателю" задолженности, никак не связано с реализацией "покупателем" должнику каких-либо товаров, работ или услуг (см. письма Минфина РФ от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318, от 06.02.2006 N 03-03-04/1/87, Постановление ФАС СЗО от 25.04.2007 N Ф04-2386/2007(33541-А67-40);
3) суммы предоставленного коммерческого кредита или займа (см. письма Минфина РФ от 06.05.2011 N 03-03-06/1/283, от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318).
А, например, при принятии решения о том, можно ли формировать резерв по сомнительным долгам в отношении просроченных лизинговых платежей, необходимо выяснить, является ли лизинговая деятельность - то есть предоставление имущества в финансовую аренду - уставным видом деятельности, осуществляемым регулярно. Проще говоря, надо проверить, как отражаются лизинговые платежи в составе доходов - как выручка (по ст. 249 НК РФ) или как внереализационные доходы (по п. 4 ст. 250 НК РФ). Создавать резерв по сомнительным долгам лизингодатель вправе только в первом случае - если лизинговая деятельность является уставной, регулярной, основной и, следовательно, доходы в виде лизинговых платежей представляют собой выручку данного налогоплательщика, а соответствующая задолженность лизингополучателя связана с оказанием ему арендных услуг. Такие разъяснения были даны, в частности, в Письме Минфина РФ от 21.10.2008 N 03-03-06/1/594, и к тем же выводам пришел арбитражный суд в Постановлении ФАС ВВО от 16.06.2008 N А38-4655/2007-4-425.
Как определить сумму резерва?
В соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ для того, чтобы определить сумму резерва, необходимо каждый раз на последнее число соответствующего отчетного или налогового периода:
1) проводить инвентаризацию дебиторской задолженности;
2) выявлять наличие сомнительной задолженности с учетом рассмотренных выше критериев (к числу которых, в частности, относится тот факт, что задолженность не погашена в срок, то есть оплата уже просрочена);
3) определять степень просрочки, то есть конкретный срок возникновения сомнительной задолженности (в календарных днях).
Если срок возникновения задолженности составляет менее 45 календарных дней, резерв под нее не создается, даже если она соответствует всем критериям признания ее сомнительной.
А вот если задолженность просрочена уже на 45 дней и более, можно смело создавать резерв:
- при просрочке от 45 до 90 дней - в размере 50% задолженности, выявленной на основании инвентаризации;
- при просрочке свыше 90 дней - в полном размере выявленной задолженности.
Однако общая сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Пример 1
ООО "Сдобушка" применяет общий режим налогообложения, определяет налоговую базу по налогу на прибыль методом начисления, а отчетными периодами в соответствии с п. 2 ст. 285 НК РФ признаются I квартал, полугодие и девять месяцев.
По результатам инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на 30.09.2012 выявлены следующие суммы ничем не обеспеченной непогашенной задолженности:
1) задолженность покупателя ОАО "Гипер" за реализованные ему товары в размере 440 тыс. руб., срок оплаты по договору - 15.06.2012;
2) задолженность покупателя ЗАО "Супер" за реализованные ему товары в размере 352 тыс. руб., срок оплаты по договору - 20.07.2012;
3) задолженность покупателя ООО "Гурман" за реализованные ему товары в размере 165 тыс. руб., срок оплаты по договору - 24.08.2012;
4) задолженность покупателя ЗАО "Мираж" за реализованные ему товары в сумме 110 тыс. руб., срок оплаты по договору - 15.10.2012, при этом к 30.09.2012 уже известно, что в отношении данного покупателя инициирована процедура банкротства и высока вероятность того, что данный долг вообще не будет погашен;
5) задолженность поставщика ООО "Мукомол" в размере перечисленной 03.08.2012 предоплаты за муку в сумме 100 тыс. руб. (срок поставки согласно договору - 30.08.2012, однако по состоянию на 30.09.2012 договор поставщиком так и не выполнен).
До этого по состоянию на 30.06.2012 сомнительной задолженности, просроченной более чем на 45 дн., не имелось, в связи с чем резерв по сомнительным долгам не создавался.
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за девять месяцев 2012 г. (с января по сентябрь включительно) составляет 5 500 тыс. руб.
При расчете резерва бухгалтер должен поступить следующим образом:
1) задолженность ЗАО "Мираж" и ООО "Мукомол" не признается сомнительной в целях налогообложения прибыли, поскольку не соблюдаются установленные критерии: в первом случае задолженность не является просроченной, а во втором случае не связана с реализацией товаров, работ, услуг (а наоборот, связана с закупками);
2) задолженность ООО "Гурман" признается сомнительной, однако при расчете суммы резерва не учитывается, поскольку просрочка составляет менее 45 кал. дн. (с 25.08.2012 по 30.09.2012 включительно - 37 дн.);
3) задолженность ЗАО "Супер" является сомнительной, она просрочена на 72 кал. дн. (с 21.07.2012 по 30.09.2012), поэтому в расчет резерва принимается 50% от суммы этой задолженности;
4) задолженность ОАО "Гипер" является сомнительной, она просрочена более чем на 90 дн. (с 16.06.2012 по 30.09.2012 - 107 дн.), поэтому в расчет берется 100% данной задолженности;
5) размер резерва исходя из степени просрочки составляет: 352 тыс. руб. х 50% + 440 тыс. руб. = 616 тыс. руб.;
6) предельный размер резерва - 10% от выручки - составляет: 5 500 тыс. руб. х 10% = 550 тыс. руб.;
7) поскольку расчетная сумма резерва превышает предельный размер, в налоговом учете по состоянию на 30.09.2012 формируется резерв в сумме 550 тыс. руб. (именно эта сумма включается в состав внереализационных расходов).
Такова общая процедура. Однако на практике могут возникать некоторые вопросы и спорные ситуации.
Прежде всего подчеркнем, что в составе дебиторской задолженности может присутствовать сумма НДС, предъявленная налогоплательщиком своим контрагентам. Ее тоже можно и нужно учесть при формировании резерва - иными словами, рассчитывая сумму резерва, следует исходить из полной суммы выявленной при инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности. Ведь в законодательстве не указано, что суммы сомнительной задолженности должны резервироваться без учета НДС. В этом чиновники и судьи солидарны (Письмо Минфина РФ от 03.08.2010 N 03-03-06/1/517, Постановление ФАС УО от 09.12.2011 N Ф09-8115/11 по делу N А60-8267/11, Определение КС РФ от 12.05.2005 N 167-О и др.).
Неоднозначная ситуация складывается, если "сомнительный" дебитор является кредитором налогоплательщика - то есть когда одновременно существуют просроченная дебиторская задолженность контрагента и кредиторская задолженность перед тем же контрагентом.
По мнению налоговых инспекторов, создавать резерв исходя из полной суммы сомнительной дебиторской задолженности в таких случаях нельзя, ведь гражданское законодательство позволяет производить взаимозачеты, причем согласно ст. 410 ГК РФ для этого достаточно заявления одной из сторон. И, значит, подлежащей резервированию задолженностью может считаться только разница между суммой "дебиторки" и "кредиторки" перед тем же контрагентом - то есть, по сути, претендовать на резерв можно только в том случае, если сумма сомнительной дебиторской задолженности данного контрагента, просроченной более чем на 45 дней, превышает сумму кредиторской задолженности перед тем же контрагентом.
Судьи не раз поддерживали налоговые органы в этом вопросе.
Так, в Постановлении ФАС СЗО от 19.08.2009 N Ф04-6065/2008(12933-А67-26) по делу N А67-344/08 отмечено, что исходя из смысла ст. 266 НК РФ основанием для оценки долга как сомнительного являются обстоятельства, свидетельствующие о высокой степени вероятности неисполнения обязательства должником. А потому формальное соблюдение налогоплательщиком правил формирования резерва по сомнительным долгам не свидетельствует об экономической обоснованности его создания, и в определенных случаях задолженность, соответствующая условиям, перечисленным в ст. 266 НК РФ, не может быть квалифицирована как сомнительная. В частности, в рассматривавшейся ситуации у налогоплательщика имелась возможность в одностороннем порядке заявить зачет взаимных требований и тем самым взыскать долг с контрагента - тем более что сумма кредиторской задолженности перед данным контрагентом существенно превышала сумму его долга.
В Постановлении ФАС ВВО от 16.11.2009 N А29-7170/2008 суд также встал на сторону налогового органа, указав, что дебиторская задолженность включается в резерв по сомнительным долгам с учетом суммы кредиторской задолженности перед тем же контрагентом, поскольку препятствий для проведения зачета встречных обязательств между налогоплательщиком и контрагентом нет. В более позднем Постановлении ФАС СКО от 11.04.2011 N А53-10464/2010 суд тоже не согласился с налогоплательщиком, утверждавшим, что у него есть право, но не обязанность зачета встречных требований, и решил, что включение налогоплательщиком в состав резерва по сомнительным долгам полной суммы сомнительной дебиторской задолженности при наличии кредиторской задолженности перед тем же контрагентом позволило ему фактически получить необоснованную налоговую выгоду в виде уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Финансовое ведомство заняло аналогичную позицию в Письме от 21.09.2011 N 03-03-06/1/579. Правда, речь шла о случаях, когда у налогоплательщика имеются одновременно просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность и просроченная же кредиторская задолженность перед тем же контрагентом. Специалисты финансового ведомства заключили, что в такой ситуации "дебиторка" не может быть признана сомнительным долгом - в связи с возможностью осуществить в одностороннем порядке зачет встречных обязательств - и резерв может быть создан только в той части дебиторской задолженности, которая превышает сумму кредиторской задолженности перед тем же контрагентом.
Однако существуют примеры арбитражной практики, когда судьи вставали на сторону налогоплательщика и признавали за ним именно право, а не обязанность производить взаимозачет - и, как следствие, право резервировать сомнительную "дебиторку" в полном объеме.
Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 26.09.2011 N А27-16788/2010 подчеркивалось, что Налоговый кодекс не запрещает включать во внереализационные расходы отчисления в резерв по сомнительной задолженности при наличии встречной кредиторской задолженности. А статья 410 ГК РФ о взаимозачете не является императивной нормой для целей налогообложения, обязывающей налогоплательщика провести зачет встречных требований, - эта статья предусматривает всего лишь право в одностороннем порядке произвести зачет, который зависит от волеизъявления одной из сторон.
Аналогичным образом рассуждали судьи в Постановлении ФАС ПО от 19.07.2011 N А65-22211/2010, указавшие, что налогоплательщик не обязан осуществлять зачет встречных обязательств при наличии у него одновременно дебиторской и кредиторской задолженности в отношении одного и того же лица. Дополнительным аргументом в пользу налогоплательщика стало то, что в данном случае и правовых оснований для зачета у него не имелось, поскольку:
- срок исполнения ряда его встречных обязательств не наступил;
- другие встречные обязательства не были однородными.
Как использовать резерв?
Ранее уже подчеркивалось, что использовать резерв по сомнительным долгам можно исключительно на покрытие убытков по безнадежным долгам (п. 5 ст. 266 НК РФ). Иными словами, резерв уменьшается при списании долгов, признанных безнадежными. А если резерва не хватает - то есть сумма безнадежного долга оказалась больше величины созданного резерва - разницу (убыток) включают в состав внереализационных расходов.
Если резерв в отчетном периоде использован не полностью, его сумма может быть перенесена на следующий отчетный или налоговый период. Но эту сумму нужно учесть при определении величины вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва:
- если сумма резерва, создаваемого по итогам последней инвентаризации, оказалась выше остатка неиспользованного резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, в состав внереализационных расходов включают возникшую разницу (а не полную сумму создаваемого резерва);
- если сумма "нового" резерва оказалась меньше, чем сумма остатка неиспользованного резерва (что вполне может случиться, если дебиторы, чья задолженность была признана сомнительной, все-таки рассчитались по своим долгам), разницу нужно включить в состав внереализационных доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Пример 2
Используем условия примера 1 и предположим, что в течение IV квартала 2012 г.:
1) ОАО "Гипер" было ликвидировано, задолженность в размере 440 тыс. руб. так и не была погашена (задолженность признается безнадежной);
2) ЗАО "Супер" так и не рассчиталось по своим долгам, поэтому по состоянию на 31.12.2012 числится та же сумма (352 тыс. руб., срок оплаты был 20.07.2012);
3) остальные дебиторы погасили свою задолженность;
4) все текущие расчеты осуществлялись своевременно, поэтому других просроченных долгов по состоянию на 31.12.2012 не имеется.
В связи с ликвидацией ОАО "Гипер" бухгалтер ООО "Сдобушка" произвел уменьшение созданного ранее резерва на сумму списываемого безнадежного долга, то есть на 440 тыс. руб. Остаток неиспользованного резерва (переносимый на следующий период) составляет: 550 - 440 = 110 (тыс. руб.).
По итогам инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2012 должен быть создан резерв в отношении сомнительной задолженности ЗАО "Супер", которая просрочена более чем на 90 дн. (с 21.07.2012 по 31.12.2012 - 164 дн.) и подлежит резервированию в размере 100%.
Таким образом, сумма подлежащего созданию на 31.12.2012 резерва составляет 352 тыс. руб. (как видим, она не превышает того лимита, который был исчислен исходя из выручки за девять месяцев, поэтому дополнительная информация о годовой выручке, собственно, и не нужна).
Учитывая остаток неиспользованного резерва в размере 110 тыс. руб., в состав внереализационных расходов по итогам года (на 31.12.2012) необходимо включить: 352 - 110 = 242 (тыс. руб.).
Те же правила корректировки суммы вновь создаваемого резерва следует применять и в случае, если созданный по итогам прошлого периода резерв остался неизменным (если за период не производилось списания безнадежных долгов). Такие разъяснения были даны в Письме Минфина РФ от 14.02.2011 N 03-03-06/1/97, и той же логики придерживаются арбитражные суды (Постановление ФАС ЦО от 17.06.2009 N А48-3740/08-17).
* * *
Итак, организации, применяющие в целях налогообложения прибыли метод начисления, имеют право уменьшать налоговую базу на сумму резерва по сомнительным долгам, который должен создаваться строго по правилам, изложенным в ст. 266 НК РФ.
Если в налоговом учете создание резерва - это право налогоплательщика, которое может использоваться им в целях законной оптимизации по налогу на прибыль, поскольку способствует равномерному распределению налоговой нагрузки в течение налогового периода в случае неплатежеспособности контрагентов, то в бухгалтерском учете - обязанность, причем он также имеет важное значение, но формируется совершенно иначе. А значит, неизбежны расхождения между данными бухгалтерского и налогового учета. Об этом поговорим в следующем номере журнала.
Н.Н. Шишкоедова,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (далее - Приказ N 106н).
*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(3) Утверждено Приказом Минфина РФ от 28.07.1994 N 100.
*(4) Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н.
*(5) Утверждено Приказом N 106н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"