Учет текущего ремонта основных средств
В организации решено провести текущий ремонт имеющегося на балансе основного средства. Как учитывается ремонт основных средств в бухгалтерском и налоговом учете?
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету | Типовые проводки к счету 20: по дебету/по кредиту к счету 23: по дебету/по кредиту к счету 25: по дебету/по кредиту к счету 26: по дебету/по кредиту к счету 29: по дебету/по кредиту |
В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01 "Учет основных средств").
Затраты на текущий ремонт отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) на основании п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации".
Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
Согласно Плану счетов для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу) используются счета 20 - 29 (реже - 20 - 39):
- счет 20 "Основное производство"
- счет 23 "Вспомогательные производства"
- 25 "Общепроизводственные расходы"
- 26 "Общехозяйственные расходы"
- 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"
Документооборот
Документами, подтверждающими необходимость ремонта, а, следовательно, и оправданность расходов, являются смета и дефектные ведомости. Все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта, а разрабатывает - лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения унифицированных форм первичных учетных документов. Однако при разработке собственных форм первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
Дефектная ведомость составляется при повреждении или поломке объектов основных средств. В ней указываются перечень выявленных дефектов объекта и рекомендации по их устранению. При ремонте оборудования вместо дефектной ведомости может быть использован акт о выявленных дефектах оборудования, форма которого может быть разработана на основе унифицированной формы N ОС-16, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
Порядок документального оформления расходов на ремонт зависит также от способа выполняемых ремонтных работ (своими силами, то есть хозяйственным способом, или же подрядным способом). Расходы на проведение ремонта собственными силами состоят из:
- стоимости запасных частей и расходных материалов;
- зарплаты сотрудников, выполнивших ремонт;
- прочих расходов, связанных с ремонтом.
Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (далее - Методические указания), утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.
При проведении ремонта силами подрядчиков (в том числе физических лиц) подтверждающим документом будет соответствующий акт выполненных работ.
После завершения ремонта оформляется Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма акта может быть разработана на основе формы N ОС-3).
Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.
Если ремонт выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у заказчика, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. При осуществлении ремонта силами сторонней организации с использованием материалов заказчика передача материалов (запасных частей) оформляется накладной.
Данные о ремонте вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (карточка может быть разработана на основе унифицированной формы N ОС-6).
Пример Инвентарной карточки учета объекта основных средств ОС-6
Пример Акта о выявленных дефектах оборудования ОС-16
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
В соответствии со ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. При этом налоговое законодательство при определении налоговой базы не ставит расходы, связанные с ремонтом, в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего, среднего или капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный) (см. письмо Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718).
Положения ст. 260 НК РФ применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
НДС
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом налогообложения по НДС.
Под строительно-монтажными работами для целей применения НДС следует понимать работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств или изменяется первоначальная стоимость данных объектов, находящихся в эксплуатации (например, достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация) (см. письмо Минфина России от 05.11.2003 N 04-03-11/91).
Подробнее об СМР для собственного потребления см. Учет основного средства, построенного хозяйственным способом.
В связи с этим работы некапитального характера по ремонту оборудования к строительно-монтажным работам для целей исчисления НДС не относятся и, соответственно, объектом налогообложения по НДС не признаются.
Организация, применяющая общую систему налогообложения, имеет на балансе грузовой автомобиль. Текущий ремонт этого ОС производится работниками организации и с привлечением физических лиц по договорам подряда. Для ремонта закуплены материалы и запчасти стоимостью 11 800 руб., в том числе НДС 1800 руб. Расходы на ремонт составили:
- оплата труда работников организации - 5000 руб.
- страховые взносы - 1510 руб.
- выплата по договору подряда - 10 000 руб.
- страховые взносы - 2710 руб.
В бухгалтерском учете операция должна быть оформлена проводками:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
10 000 | приобретены запчасти для ремонта | ||
1800 | учтен НДС по запчастям | ||
68, субсчет "НДС" | 1800 | принят к вычет НДС по запчастям | |
10 000 | запчасти переданы в ремонт | ||
5000 | начислена зарплата ремонтному рабочему | ||
10 000 | начислена оплата работ по договорам | ||
4220 | начислены страховые взносы |
При налогообложении прибыли будет учтена вся сумма расходов:
10 000 + 5000 + 10 000 + 4220 = 29 220 руб.
Возможные риски
Может ли организация учесть в расходах при налогообложении прибыли затраты на ремонт ОС, арендованного у физического лица или индивидуального предпринимателя?
Проблема состоит в том, что ОС, арендованные у физических лиц, не являются для арендодателя амортизируемым имуществом.
Положительная практика
Минфин России неоднократно указывал в своих разъяснениях, что порядок признания расходов по ремонту арендуемого имущества при расчете налога на прибыль организаций не зависит от статуса арендодателя и указанные затраты являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией и учитываются по ст. 264 НК РФ при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС):
(+) письмо Минфина России от 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/51
(+) письмо Минфина России от 13 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/773
(+) письмо Минфина России от 5 января 2003 г. N 04-02-06/2/127
(+) письмо Минфина России от 19 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/429
(+) письмо Минфина России от 29 ноября 2006 N 03-03-04/1/806
(+) письмо Минфина России от 2 октября 2006 г. N 03-05-01-04/277
(+) письмо Минфина России от 13 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/81
(+) письмо Минфина России от 15 июля 2009 г. N 03-03-06/1/470
(+) письмо Минфина России от 15 октября 2010 г. N 03-03-06/1/649
(+) письмо УФНС России по г. Москве от 19 декабря 2007 г. N 20-12/121663
(+) письмо Письмо УФНС России по г. Москве от 19 мая 2006 г. N 28-11/43420
Акты судебных органов:
(+) постановление ФАС Уральского округа от 4 мая 2005 г. N Ф09-1744/05-С7
(+) постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 октября 2004 г. N А43-12307/2004-35-128
Отрицательная практика
Однако в 2007 году Минфин России и ФНС РФ разъясняли, что расходы на ремонт арендуемого ОС можно учесть только в том случае, если имущество является амортизируемым, а поскольку имущество физического лица не является таковым, то учесть расходы на ремонт на основании п. 2 ст. 260 НК РФ не представляется возможным. Есть и решение ФАС Западно-Сибирского округа не впользу налогоплательщика.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС):
(-) письмо Минфина РФ от 16 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/240
(-) письмо Минфина РФ от 16 октября 2007 г. N 03-03-06/2/191
(-) письмо Минфина РФ от 12 августа 2008 г. N 03-03-06/1/462
(-) письмо УФНС России по г. Москве от 9 февраля 2007 г. N 18-11/3/11896@
Акты судебных органов:
(-) Постановление АС Северо-Кавказского округа от 24 апреля 2017 г. N Ф08-2424/17
(-) Постановление Пятнадцатого ААС от 18 января 2017 г. N 15АП-16394/16
(-) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12 марта 2007 г. N Ф04-483/2007(31447-А67-40)
Учет текущего ремонта основных средств
В организации решено провести текущий ремонт имеющегося на балансе основного средства. Как учитывается ремонт основных средств в бухгалтерском и налоговом учете?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации