Учет расходов на ремонт основных средств
Основное средство вышло из строя. Проведен текущий ремонт этого ОС. Как признаются расходы на ремонт ОС в бухгалтерском и налоговом учете?
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки по счету 20: по дебету/по кредиту по счету 23: по дебету/по кредиту по счету 25: по дебету/по кредиту по счету 26: по дебету/по кредиту по счету 29: по дебету/по кредиту |
В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01 "Учет основных средств").
Затраты на текущий ремонт отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) на основании п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации".
Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
Согласно Плану счетов для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу) используются счета 20 - 29 (реже - 20 - 39):
- счет 20 "Основное производство"
- счет 23 "Вспомогательные производства"
- счет 25 "Общепроизводственные расходы"
- счет 26 "Общехозяйственные расходы"
- счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"
Документооборот
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
Для документального подтверждения расходов на ремонт основных средств используются:
- дефектные ведомости, обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ;
- данные о первоначальной или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств;
- сметы на проведение ремонтов;
- нормативы и данные о сроках ремонтных работ;
- Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (может быть разработан на основе акта N ОС-3);
- первичные документы по передаче материалов на ремонт, начислению оплаты труда.
См. подробнее Учет текущего ремонта основных средств.
С 2011 года действуют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. В Отчете о финансовых результатах расходы на ремонт основных средств отражают в составе затрат по строке 2120 "Себестоимость продаж".
В налоговой отчетности расходы на ремонт основных средств отражаются по строке 040 (косвенные) приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.
Формы документов Пример Отчета о финансовых результатах Пример приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль |
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
В соответствии со ст. 260 НК РФ и п. 5 ст. 272 НК РФ расходы на ремонт основных средств (и прочего имущества) рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. При этом налоговое законодательство при определении налоговой базы не ставит расходы, связанные с ремонтом, в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего, среднего или капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный) (письмо Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718).
Расходы на ремонт следует отличать от расходов на реконструкцию (модернизацию), относимых на увеличение стоимости основных средств (п. 2 ст. 257 НК РФ). Так, если в результате работ не произошло качественных (функциональных) изменений объекта, то произведен ремонт, а не реконструкция или модернизация. Например, в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 10.04.2015 N Ф08-1351/15 отмечено, что изменение размера площадей отдельных помещений не является изменением площади, определяющей строительный объем здания, разница в количественных показателях объясняется наличием дополнительных внутренних не несущих перегородок. Следовательно, ремонты по перемещению внутренних перегородок в заднии не являются реконструкцией, а относятся к капремонту.
Затраты на ремонт могут быть отнесены в момент их осуществления к косвенным расходам (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Положения ст. 260 НК РФ применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
При расчете налога на прибыль кассовым методом расходы на ремонт ОС признаются по мере их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
НДС
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом налогообложения по НДС.
Под строительно-монтажными работами для целей применения НДС следует понимать работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств или изменяется первоначальная стоимость данных объектов, находящихся в эксплуатации (например, достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация) (письмо Минфина России от 05.11.2003 N 04-03-11/91).
Подробнее об СМР для собственного потребления см. Учет основного средства, построенного хозяйственным способом.
В связи с этим работы некапитального характера по ремонту оборудования к строительно-монтажным работам для целей исчисления НДС не относятся и, соответственно, объектом налогообложения по НДС не признаются.
Организация, применяющая общую систему налогообложения, имеет на балансе грузовой автомобиль. Текущий ремонт этого ОС производится работниками организации и с привлечением физических лиц по договорам подряда. Для ремонта закуплены материалы и запчасти стоимостью 12 000 руб., в том числе НДС 2000 руб. Расходы на ремонт составили:
- оплата труда работников организации - 5000 руб.
- страховые взносы (26% + 0,6%) - 1330 руб. (5000 х 26,6%)
- выплата по договору подряда - 10 000 руб.
- страховые взносы (23,1%) - 2310 руб. (10 000 х 23,1%)
В бухгалтерском учете операция должна быть оформлена проводками:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
10 000 |
приобретены запчасти для ремонта |
||
2000 |
учтен НДС по запчастям |
||
68, субсчет "НДС" |
2000 |
принят к вычет НДС по запчастям |
|
10 000 |
запчасти переданы в ремонт |
||
5000 |
начислена зарплата ремонтному рабочему |
||
10 000 |
начислена оплата работ по договорам |
||
3640 |
начислены страховые взносы |
При налогообложении прибыли будет учтена вся сумма расходов:
10 000 + 5000 + 10 000 + 3640 = 28 640 руб.
Возможные риски
Может ли организация учесть в расходах при налогообложении прибыли затраты на ремонт ОС, арендованного у физического лица или индивидуального предпринимателя?
Проблема состоит в том, что ОС, арендованные у физических лиц, не являются для арендодателя амортизируемым имуществом.
Отрицательная практика
Однако в 2007 году Минфин России и ФНС РФ разъясняли, что расходы на ремонт арендуемого ОС можно учесть только в том случае, если имущество является амортизируемым, а поскольку имущество физического лица не является таковым, то учесть расходы на ремонт на основании п. 2 ст. 260 НК РФ не представляется возможным. Есть и решение ФАС Западно-Сибирского округа не в пользу налогоплательщика.
Таким образом, нет оснований говорить о единой сформировавшейся позиции финансовых и налоговых органов по вопросу учета затрат на ремонт и содержание арендованного у физических лиц имущества в целях налогообложения прибыли. Письмо Минфина России от 15.07.2009 N 03-03-06/1/470 является компромиссным вариантом в том смысле, что если расходы и не подпадают под требования ст. 260 НК РФ, но экономически обоснованы и документально подтверждены, то их можно учесть по ст. 264 НК РФ, поскольку перечень расходов является открытым.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) письмо Минфина России от 16 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/240 (-) письмо Минфина России от 16 октября 2007 г. N 03-03-06/2/191 (-) письмо Минфина России от 12 августа 2008 г. N 03-03-06/1/462 (-) письмо УФНС России по г. Москве от 9 февраля 2007 г. N 18-11/3/11896@ |
Акты судебных органов: (-) постановление АС Северо-Кавказского округа от 24 апреля 2017 г. N Ф08-2424/17 (-) постановление Пятнадцатого ААС от 18 января 2017 г. N 15АП-16394/16 (-) постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12 марта 2007 г. N Ф04-483/2007(31447-А67-40) |
Положительная практика
Минфин России неоднократно указывал в своих разъяснениях, что порядок признания расходов по ремонту арендуемого имущества при расчете налога на прибыль организаций не зависит от статуса арендодателя и указанные затраты являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией и учитываются по ст. 264 НК РФ при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (+) письмо Минфина России от 22 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/844 (+) письмо Минфина России от 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/51 (+) письмо Минфина России от 5 января 2003 г. N 04-02-06/2/127 (+) письмо Минфина России от 19 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/429 (+) письмо Минфина России от 29 ноября 2006 N 03-03-04/1/806 (+) письмо Минфина России от 2 октября 2006 г. N 03-05-01-04/277 (+) письмо Минфина России от 13 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/81 (+) письмо Минфина России от 15 июля 2009 г. N 03-03-06/1/470 (+) письмо УФНС России по г. Москве от 19 декабря 2007 г. N 20-12/121663 (+) письмо УФНС России по г. Москве от 19 мая 2006 г. N 28-11/43420 (+) письмо Минфина России от 15 октября 2010 г. N 03-03-06/1/649 (+) письмо Минфина России от 13 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/773 |
Акты судебных органов: (+) постановление ФАС Поволжского округа от 8 августа 2013 г. N Ф06-6763/13 (+) постановление ФАС Уральского округа от 18 июля 2012 г. N Ф09-2618/12 (+) постановление ФАС Уральского округа от 4 мая 2005 г. N Ф09-1744/05-С7 (+) постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 октября 2004 г. N А43-12307/2004-35-128 |
Учет расходов на ремонт основных средств
Основное средство вышло из строя. Проведен текущий ремонт этого ОС. Как признаются расходы на ремонт ОС в бухгалтерском и налоговом учете?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации