Учет комиссионных сборов за услуги (работы) сторонних организаций
Организация выплачивает посреднические вознаграждения и возмещает расходы агентам (комиссионерам, поверенным). Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете эти затраты?
Юридические аспекты
В соответствии с п. 1 ст. 971 ГК РФ по договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Договор поручения в силу того, что права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя, иначе называют договором о представительстве.
В предпринимательской деятельности (осуществляемой обеими сторонами или одной из них) договор поручения предполагается возмездным, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном договоре поручения условия о размере вознаграждения или о порядке его уплаты вознаграждение уплачивается после исполнения поручения в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ.
По договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ).
В отличие от договора поручения, по комиссионной сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (второй абзац п. 1 ст. 990 ГК РФ).
Вещи, приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента.
По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент, в свою очередь, обязан принять от комиссионера все исполненное по договору комиссии, осмотреть приобретенное имущество и освободить комиссионера от обязательств, принятых им на себя перед третьим лицом по исполнению комиссионного поручения. В случае отсутствия возражений по отчету комиссионера отчет считается принятым, если сторонами не установлено иное (статьи 999, 1000 ГК РФ).
Размеры и порядок выплаты вознаграждения, а также дополнительного вознаграждения (в том случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере)) устанавливаются в договоре (п. 1 ст. 991 ГК РФ).
Учитывая положения ст. 1001 ГК РФ, комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере, возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Агентские отношения могут быть выражены как доверенностью, так и письменным договором, причем в договоре достаточно указания на общие, не конкретизированные полномочия агента.
ГК РФ называет существенным условием только предмет агентского договора - совершаемые агентом и имеющие длящийся характер юридические и иные действия. Агентский договор включает совершение и сделок, и фактических действий (например, сбор информации, подготовка и проведение переговоров и т.д.).
Из ст. 1011 ГК РФ следует, что к агентскому договору, по которому агент действует от своего имени, применяются правила главы 51 "Комиссия" ГК РФ.
Учитывая положения ст. 1001 ГК РФ применительно к агентскому договору, по которому агент действует от своего имени, принципал обязан возместить агенту не только сумму агентского вознаграждения, но и суммы, израсходованные им на исполнение обязательств, вытекающих из агентского договора.
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки к счету 20: по дебету к счету 44: по дебету к счету 76: по дебету/по кредиту к счету 97: по дебету/по кредиту |
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.
Комиссионные вознаграждения и иные подобные расходы за услуги (работы) сторонних организаций могут быть отнесены к расходам по обычным видам деятельности в том случае, если они связаны с основным видом деятельности организации (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99).
Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий (п. 16 ПБУ 10/99):
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. То есть расходы организации в виде посреднического вознаграждения признаются организацией на дату утверждения отчета комиссионера (агента, поверенного). Указанная сумма отражается по дебету счета учета затрат или расходов на продажу (20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу") и кредиту счета учета расчетов с комиссионером (агентом, поверенным), например, 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Аналогичным образом отражаются и иные расходы, возмещаемые организацией в соответствии с условиями посреднического договора, которые не были включены в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного.
В том случае, когда произведенные расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы должны быть обоснованно распределены между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99). Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида. Таким образом, для принятия решения о распределении расходов следует руководствоваться положениями ПБУ 10/99.
Если же услуги посредника непосредственно связаны с приобретением какого-либо актива, то расходы на его вознаграждение учитываются при формировании стоимости этого имущества (п. 8 ПБУ 6/01, п. 6 ПБУ 5/01, п. 8 ПБУ 14/2007).
Подробнее о формировании первоначальной стоимости активов см.:
Учет приобретения основных средств за плату,
Учет приобретения НМА за плату,
Учет приобретения материалов за плату,
Учет приобретения товаров за плату.
Документооборот
Документальным подтверждением расходов в виде посреднического вознаграждения и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги) являются:
- посреднический договор;
- отчет посредника, акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), накладные и др.
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.
Исполнив поручение, посредник направляет комитенту (принципалу, доверителю) отчет. В отчете указывают все сведения о выполненном поручении, например, с кем заключена сделка, по какой цене продан товар, какие именно юридические и иные действия совершены, сумма вознаграждения за оказанную услугу, расходы, которые организация должна возместить посреднику. Все сведения о произведенных затратах посредник предоставляет вместе с отчетом, к которому прилагаются подтверждающие эти расходы документы. Если посредник действует от своего имени и первичные документы от контрагентов выставляются на его имя, то посредник должен приложить к отчету и эти документы.
Принципал (комитент, доверитель) утверждает отчет и отражает в налоговом учете доходы или расходы. При этом отчет должен содержать необходимые реквизиты первичного документа, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
В договоре об оказании посреднических услуг целесообразно закрепить обязанность посредника по конкретизации содержания объема оказанных услуг и расшифровке сумм, указанных в представляемых им отчетах, актах выполненных работ и т.д.
С 2011 года действуют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. В отчете о финансовых результатах расходы в виде сумм комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги) отражают в составе затрат по строке 2120 "Себестоимость продаж".
В налоговой отчетности расходы в виде сумм комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги) отражаются по строке 040 (в составе косвенных) приложения 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.
Формы документов Пример Отчета о финансовых результатах Пример приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль |
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Указанные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль, если они отвечают требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно, такие расходы должны быть экономически оправданны, подтверждены документами и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.
Под комиссионными сборами в пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ подразумеваются посреднические вознаграждения по договорам поручения, комиссии и агентскому договору. А под иными подобными расходами - расходы, возмещаемые организацией в соответствии с условиями посреднического договора, которые не были включены в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного (см. письмо УФНС по г. Москве от 15.01.2008 N 20-12/001705). Кроме того, к прочим расходам в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ могут быть отнесены расходы по оплате услуг экспедиторов товарных складов, лиц, действующих в чужом интересе без поручения, специализированных организаций по разработке проектов в соответствии с законодательством РФ (например проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) и др.
Если принципал поручает посреднику закупить для него имущество, посредническое вознаграждение включается в стоимость закупленных таким образом материально-производственных запасов (п. 2 ст. 254 НК РФ). А вот перечень расходов, включаемых в стоимость основных средств, ограничен и в нем не предусмотрено посредническое вознаграждение (второй абзац п. 1 ст. 257 НК РФ). Поэтому налогоплательщик вправе учесть комиссионное вознаграждение единовременно в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (по аналогии с процентами по кредиту, полученному для приобретения основного средства, госпошлиной и пр.).
Согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ при применении налогоплательщиком метода начисления датой признания расходов в виде сумм комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги) признается или:
- дата расчетов;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последнее число отчетного периода.
Документом, служащим основанием для произведения расчетов при заключении посреднических договоров, является отчет посредника.
Поскольку статьи 999 и 1008 ГК РФ дают право комитенту (принципалу) не согласиться с полученным отчетом и направить посреднику возражения, отражать расходы следует при утверждении отчета посредника (при отсутствии возражений). Суммы возмещаемых посреднику затрат в соответствии с договором также признаются в учете организации на дату утверждения отчета.
При кассовом методе указанные затраты признаются после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
НДС
Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Передача товаров комиссионеру (агенту) для последующей реализации объектом налогообложения НДС не признается, поскольку право собственности на товары при этом не переходит (см. письмо Минфина РФ от 18.05.2007 N 03-07-08/120, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2008 N А56-8568/2007). Налоговая база у комитента (принципала) возникает на дату первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя товаров (см. письмо ФНС России от 17.01.2007 N 03-1-03/58@). Налоговая база по НДС, в общем случае, определяется исходя из фактической цены реализации (п. 1 ст. 154 НК РФ).
При оформлении счета-фактуры существенное значение имеет условие договора, определяющее, от чьего имени действует посредник при исполнении возложенных на него обязанностей. ГК РФ предусматривает два возможных варианта:
1) посредник действует от своего имени (договор комиссии либо агентский договор, по которому агент действует от своего имени);
2) посредник действует от имени доверителя (договор поручения) либо принципала (агентский договор, по которому агент действует от имени принципала).
НДС при реализации товаров через посредника
Если посредник действует от имени принципала (доверителя), отгрузочные документы, в том числе счета-фактуры, выписываются от имени принципала (доверителя).
Если же комиссионер (агент) действует от своего имени, отгрузочные документы, в том числе счета-фактуры, он выставляет от своего же имени. Покупатель в этом случае получает документ, в котором поставщиком значится посредник. Это справедливо для всех случаев, когда комитент (принципал) является плательщиком НДС, даже если посредник применяет спецрежим (письмо УФНС по г. Москве от 08.05.2007 N 19-11/042197).
В свою очередь, комитент (принципал) обязан составить свои счета-фактуры, в которых отражаются показатели счетов-фактур, выставленных посредником покупателю. При этом во втором абзаце п. 20 Правил ведения книги продаж указано, что этот счет-фактура регистрируется в книге продаж комитента (принципала).
При этом если покупатель перечисляет предоплату в счет будущих поставок, то у принципала (комитента) также возникает обязанность определить налоговую базу на основании пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ.
Кроме того, на сумму вознаграждения посредник выставляет комитенту (принципалу) счет-фактуру с выделенным НДС (если он является плательщиком НДС), который принципалу нужно зарегистрировать в книге покупок. Сумму НДС, предъявленную комиссионером (агентом, поверенным) комитент (принципал) вправе принять к вычету после принятия к учету оказанных посредником услуг (утверждения отчета) при наличии счета-фактуры посредника (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
НДС при приобретении товаров через посредника
Если приобретенные товары комитент будет использовать в деятельности, облагаемой НДС, то сумму "входного" налога он вправе принять к вычету. Вычет применяется после оприходования товара при наличии счета-фактуры, выставленного комиссионером на основании счета-фактуры, предъявленного поставщиком комиссионеру (если комиссионер совершает сделки по приобретению товаров от своего имени). Если же комиссионер приобретает товары от имени и за счет комитента, то вычет предоставляется на основании счета-фактуры, выставленного поставщиком на имя комитента (подпункты 1, 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, п. 5 письма МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404, письмо Минфина России от 14.11.2006 N 03-04-09/20, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2007 N Ф08-7469/07-2495А).
Сумму "входного" НДС по посредническим услугам (включая вознаграждение) комитент вправе принять к вычету при наличии выставленного ему комиссионером счета-фактуры, отчета и приложенных к нему документов, подтверждающих факт осуществления комиссионером расходов (письма УМНС России по г. Москве от 17.09.2004 N 21-09/60455 и от 08.12.2004 N 24-11/79072).
При перечислении комиссионеру предоплаты в счет комиссионного вознаграждения комитент вправе принять к вычету НДС с суммы предоплаты на основании счета-фактуры, выставленного комиссионером, и при наличии договора, предусматривающего перечисление указанной суммы, и платежного поручения, подтверждающего фактическое перечисление предоплаты (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 Налогового кодекса РФ).
По исполнении договора комиссии сумму НДС, предъявленную комиссионером по оказанным посредническим услугам, организация-комитент вправе принять к вычету. При этом комитент обязан восстановить к уплате в бюджет ранее принятую к вычету сумму НДС с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Если комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем указывал комитент, то комитент принимает к вычету сумму НДС, предъявленную комиссионером по оказанным посредническим услугам (стоимость которых включает причитающуюся комиссионеру часть дополнительной выгоды), указанную в счете-фактуре комиссионера, то есть исчисленную продавцом исходя из договорной цены имущества. См. также п. 2 письма ФНС РФ от 04.02.2010 N ШС-22-3/85.
В апреле организация А по договору комиссии передала организации Б товар в количестве 100 шт. по согласованной сторонами продажной стоимости 1200 руб. (в том числе НДС - 200 руб.) за штуку (на общую сумму 120 000 руб.). Себестоимость единицы товара в учете комитента составляет 800 руб. Согласно договору комиссионное вознаграждение составляет 10% от продажной стоимости товара. Весь товар в том же месяце реализован. Сумма комиссионного вознаграждения составила:
120 000 руб. х 10% = 12 000 руб., в том числе НДС:
12 000 руб. х 20 : 120 = 2000 руб.
Вариант 1. Все расчеты с покупателями производятся через комиссионера. При перечислении полученной выручки от реализации товара на счет комитента по условиям договора комиссионер может удерживать часть этой выручки в счет оплаты комиссионного вознаграждения.
В бухгалтерском учете комитента будут сделаны следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
80 000 |
товар отгружен комиссионеру |
||
76, субсчет "Расчеты с комиссионером" |
90, субсчет "Выручка" |
120 000 |
на основании отчета комиссионера отражены реализация товара и задолженность по ней |
90, субсчет "Себестоимость продаж" |
80 000 |
списана себестоимость реализованного товара |
|
90, субсчет "НДС" |
20 000 |
начислен НДС с реализации товара покупателю |
|
76, субсчет "Расчеты с комиссионером" |
10 000 |
начислено комиссионное вознаграждение комиссионеру |
|
76, субсчет "Расчеты с комиссионером" |
2000 |
отражен НДС с комиссионного вознаграждения |
|
90, субсчет "Себестоимость продаж" |
10 000 |
списаны расходы на комиссионное вознаграждение |
|
2000 |
предъявлен к вычету НДС по комиссионному вознаграждению |
||
108 000 |
получены денежные средства от комиссионера за реализованный товар за минусом комиссионного вознаграждения |
Вариант 2. Все расчеты с покупателями производятся через расчетные счета комитента. Комитент выплачивает сумму комиссионного вознаграждения в безналичном порядке.
В бухгалтерском учете комитента будут сделаны следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
80 000 (800 руб. х 100 шт.) |
товар отгружен комиссионеру |
||
90, субсчет "Выручка" |
120 000 |
по отчету комиссионера отражены реализация товара и задолженность по ней покупателя |
|
90, субсчет "Себестоимость продаж" |
80 000 |
списана себестоимость реализованного товара |
|
90, субсчет "НДС" |
20 000 |
начислен НДС с отгрузки товара покупателю |
|
10 000 (12 000 - 2000) |
начислено комиссионное вознаграждение комиссионеру |
||
76, субсчет "Расчеты с комиссионером" |
2000 |
отражен НДС с комиссионного вознаграждения |
|
2000 |
предъявлен к вычету НДС по комиссионному вознаграждению |
||
90, субсчет "Себестоимость продаж" |
10 000 |
списаны расходы на комиссионное вознаграждение |
|
120 000 |
получена оплата от покупателя |
||
76, субсчет "Расчеты с комиссионером" |
12 000 |
перечислено комиссионное вознаграждение |
Возможные риски
Риск 1. Признается ли авансом у комитента поступление предоплаты от покупателя на счет комиссионера?
Риск 2. Если услуги сторонней организации связаны с разработкой документов (например, проектов норм предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ), действующих в течение длительного срока, то как признавать расходы: единовременно или равномерно в течение срока действия полученных документов (проекта)?
1. Признается ли авансом у комитента поступление предоплаты от покупателя на счет комиссионера?
Отрицательная практика
По мнению ФНС РФ, оплатой, частичной оплатой в счет предстоящих поставок комитентом (доверителем, принципалом) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав признается оплата, частичная оплата, полученная от покупателя комитентом (доверителем, принципалом) либо его комиссионером (поверенным, агентом) как в денежной, так и в иной форме.
Следовательно, комитент обязан исчислить НДС с аванса в том налоговом периоде, в котором этот аванс получен комиссионером.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) Письмо ФНС России от 28 февраля 2006 г. N ММ-6-03/202 |
Акты судебных органов: (-) п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 (-) Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 января 2004 г. N Ф03-А59/03-2/3546) |
Положительная практика
При этом ГК РФ не обязывает комиссионера сообщать о поступлении предоплаты до даты составления отчета. Если комиссионер не сообщил комитенту соответствующие сведения, то комитент не может быть привлечен к ответственности и ему не могут быть начислены пени за неисполнение обязанности по исчислению НДС с суммы аванса.
Акты судебных органов: (+) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2006 г. N Ф04-8319/2006(29331-А27-42) |
2. Если услуги сторонней организации связаны с разработкой документов (например, проектов норм предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ), действующих в течение длительного срока, то как признавать расходы: единовременно или равномерно в течение срока действия полученных документов (проекта)?
Минфин России считает, что расходы на разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение организация вправе учитывать для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. письма Минфина России от 18.08.2008 N 03-03-06/2/105, от 04.09.2007 N 03-03-06/4/127, от 06.05.2006 N 03-03-04/2/133, от 27.04.2006 N 03-03-04/2/126). Проблема возникает только с моментом признания таких расходов.
Отрицательная практика
В письме Минфина России отмечено, что указанные расходы необходимо признавать равномерно в течение срока действия проекта. Разъясняется, что поскольку лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья, расходы на разработку проекта норм предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ признаются в налоговом учете в течение пяти лет. Такой вывод контролирующих органов основан на том, что полученные документы используются в деятельности, направленной на получение дохода в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов. Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС): (-) Письмо Минфина России от 9 июля 2015 г. N 03-03-06/1/39519 (-) Письмо Минфина России от 9 октября 2012 г. N 03-03-06/1/526 (-) Письмо Минфина России от 10 ноября 2011 г. N 03-03-06/4/127 (-) Письмо Минфина России от 18 августа 2008 г. N 03-03-06/2/105 |
Акты судебных органов: (-) Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 декабря 2010 г. N А60-31200/2010-С6 |
Положительная практика
По этому вопросу существует и другая точка зрения, которую поддерживают арбитражные суды. Расходы, связанные с разработкой проектов нормативов в целях налогообложения, можно единовременно учитывать в том налоговом периоде, в котором выполнены все условия пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, в соответствии с которым датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.
При разработке проектов нормативов налогоплательщик заключает договоры с соответствующими органами, специализированными организациями, которые выполняют работы единовременно вне зависимости от срока действия выдаваемых документов. Результаты выполненных работ оформляются соответствующими актами, счетами-фактурами.
Акты судебных органов: (+) Постановление ФАС Уральского округа от 17 января 2012 г. N Ф09-8803/11 (+) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 мая 2006 г. N Ф04-3045/2006(23728-А27-40) (+) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 марта 2007 г. N А05-11056/2006-12 (+) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 декабря 2005 г. N А05-4213/2005-9 |
Учет комиссионных сборов за услуги (работы) сторонних организаций
Организация выплачивает посреднические вознаграждения и возмещает расходы агентам (комиссионерам, поверенным). Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете эти затраты?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации