Учет потерь от простоев
Из-за неисправности оборудования в организации приостановлен производственный процесс. Как отражаются потери от простоев в бухгалтерском и налоговом учете?
Юридические аспекты
Согласно части третьей ст. 72.2 ТК РФ простоем признается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
По общему правилу, работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором (ст. 21 ТК РФ), а работодатель, соответственно, обязан предоставить ему такую работу (ст. 22 ТК РФ). Из этого следует, что именно работодатель несет все риски, связанные с тем, что ему при определенных обстоятельствах не удалось обеспечить работой своих сотрудников.
Признать работодателя невиновным в простое можно только в том случае, если работодатель принял все меры по предотвращению простоя (часть вторая п. 1 ст. 401 ГК РФ).
В соответствии со ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада). Не оплачивается время простоя по вине работника.
Таким образом, государством гарантирована оплата работнику времени простоя в определенном размере, и организация не вправе не оплачивать время простоя либо уменьшать размер его оплаты, за исключением одного случая - наличия вины работника организации.
Поэтому Президиум ВАС РФ в постановлении от 19.04.2005 N 13591/04 указал, что убытки (потери), связанные с оплатой времени простоя, не зависят от воли организации и не могут рассматриваться как экономически неоправданные.
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки к счету 91: по дебету |
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.
Можно выделить несколько видов расходов, которые возникают во время простоев:
1. Расходы, которые осуществляются независимо от того, работает ли производство. Это оплата времени простоя работникам, амортизация основных средств (начисление которой не приостанавливается на время простоя), плата за коммунальные услуги, аренду и т.п.
2. Расходы, направленные на устранение простоя. Например, затраты на ликвидацию последствий аварии, на перевод производства на резервные мощности.
3. Убытки (например, испортившееся из-за простоя сырье и т.п.).
Отсутствие выпуска продукции в период простоя не позволяет отнести потери от простоя в состав расходов по обычным видам деятельности. Следовательно, такие расходы и убытки должны быть отражены в составе прочих расходов с отнесением на счет 91 "Прочие доходы и расходы".
В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 расходы могут быть признаны при выполнении следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Если организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности. (второй абзац п. 18 ПБУ 10/99).
Документооборот
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных бланков "первички" организации могут в качестве образца использовать унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Важно, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Это надо учитывать при разработке собственных бланков. При составлении форм можно также порекомендовать воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
Документальным подтверждением потерь, вызванных вынужденной приостановкой работы вследствие аварии или инцидента, могут быть:
- извещение (уведомление) работника о начале простоя;
- приказ руководителя с указанием времени начала и продолжительности простоя, его причины, размера оплаты времени простоя;
- акт специально созданной комиссии о расследовании причин простоя;
- справка бухгалтера о размере потерь;
- претензия контрагенту;
- решение суда;
- табель учета рабочего времени;
- регистры учета амортизации;
- документы, подтверждающие расходы на оплату во время простоя коммунальных услуг, аренды и т.п.
Срок простоя определяется приказом работодателя (см. письмо Минздравсоцразвития России от 02.02.2009 N 22-2-2004).
Периоды простоя учитываются в табеле учета рабочего времени (может быть разработан на основе форм N Т-12 и Т-13, утвержденных постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). В зависимости от причины простоя в табеле (по унифицированным формам) указываются коды:
РП - в случае простоя по вине работодателя;
НП - при простое по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
ВП - в случае простоя по вине работника.
В бухгалтерской отчетности потери от простоя отражаются по строке 2350 "Прочие расходы" Отчета о финансовых результатах (приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н).
В налоговой отчетности потери от простоя отражаются в составе внереализационных расходов по строке 200 приложения 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль.
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В соответствии с пп. 3 и 4 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде:
- потери от простоев по внутрипроизводственным причинам,
- не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.
Таким образом, потери от простоя, как по внутрипроизводственной, так по внешней причинам (безотносительно к действиям (бездействию) работодателя или работника) при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ относятся к внереализационным расходам (см. письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/31, а также постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.09.2008 N А05-11430/2007, ФАС Московского округа от 20.10.2009 N КА-А40/10068-09).
Выплаты за время простоя работникам, производимые в соответствии с ТК РФ, не зависят от воли организаций и их экономическая оправданность не может подвергаться сомнениям (см. постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 N 13591/04).
Кроме того, во время простоя организация может нести такие расходы, как заработная плата работников, амортизация оборудования, не переведенного на консервацию, и другие.
Специалисты Минфина России, говоря об учете расходов на выплаты работникам за время простоя, ссылаются как на ст. 255 НК РФ (письма Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/469, от 03.04.2007 N 03-03-06/1/208), так и на ст. 265 НК РФ (письма Минфина России от 04.04.2011 N 03-03-06/1/206, от 21.09.2010 N 03-03-06/1/601, от 15.10.2008 N 03-03-06/4/71).
По нашему мнению, расходы, понесенные организацией в период отсутствия производства продукции, правильнее отнести к внереализационным расходам, как не связанные с процессом производства (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 24.10.2006 N А55-457/2006-53, ФАС Уральского округа от 04.09.2008 N Ф09-6290/08-С2).
Расходы в виде амортизационных отчислений по неэксплуатируемому объекту, находящемуся во временном простое, уменьшают базу по налогу на прибыль (см. письмо Минфина России от 25.03.2013 N 03-03-06/2/9224, от 07.09.2012 N 03-03-06/2/100, от 25.01.2011 N 03-03-06/1/24, от 09.04.2010 N 03-03-06/1/246, от 13.03.2009 N 03-03-06/1/141, от 27.02.2009 N 03-03-06/1/101, от 06.09.2007 N 03-03-06/1/645, от 21.04.2006 N 03-03-04/1/367). При этом обоснованным является простой, вызванный, например, ремонтом основных средств или возникший в силу сезонного характера деятельности. Оправданным также может быть признан простой организации, производственный цикл которой включает в себя подготовительную фазу (см. письма Минфина России от 06.05.2005 N 03-03-01-04/1/236, МНС России от 27.09.2004 N 02-5-11/162@, а также постановление ФАС Поволжского округа от 24.01.2008 А65-1107/07-СА1-19).
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. По мнению Минфина России, прямые расходы предприятия (заработная плата работников, амортизация оборудования, не переведенного на консервацию), которые оно несет во время простоя, следует учитывать в составе внереализационных расходов на основании п. 2 ст. 265 НК РФ, то есть учитывать в том же порядке, что и косвенные (в периоде осуществления). Косвенные расходы, которые налогоплательщик продолжает нести во время простоя, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе соответствующих групп расходов в порядке, установленном главой 25 НК РФ (письма Минфина России от 04.04.2011 N 03-03-06/1/206).
Организация в январе находилась в простое по внутрипроизводственным причинам. В этот период был лишь доход от отдельных операций, не связанных с основным производством, в котором задействовано амортизируемое имущество. Амортизация за период простоя составила 500 000 руб.
В бухгалтерском учете при начислении амортизации по простаивающему оборудованию делаются следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
91, субсчет "Прочие расходы" |
500 000 |
отражена в составе прочих расходов амортизация за январь |
Учет потерь от простоев
Из-за неисправности оборудования в организации приостановлен производственный процесс. Как отражаются потери от простоев в бухгалтерском и налоговом учете?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации