Поступление основных средств (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В балансовом учете организации госсектора может учитываться только то имущество, которое принадлежит ей на праве оперативного управления. Следовательно, если в учреждении отсутствуют документы, подтверждающие, что поступившие активы принадлежат ему на праве оперативного управления, имущество должно учитываться за балансом (п. 332 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). Напомним, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения только с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
Если в рамках централизованного снабжения в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта имущество отгружается поставщиком непосредственно учреждению, то для постановки активов на балансовый учет необходимо располагать документами, подтверждающими:
- принятие уполномоченным органом решения о передаче имущества на праве оперативного управления;
- приемку-передачу имущества на основании такого решения.
А вот при приобретении имущества за плату право оперативного управления возникает у госучреждения "автоматически" (ст. 218, п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Нормы гражданского законодательства устанавливают специальное правило возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации права (ст. 131 ГК РФ). Именно поэтому применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает возможность учета недвижимого имущества в составе основных средств только при наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию соответствующего права (п. 36 Инструкции N 157н).
Отсутствие подтверждения о государственной регистрации при наличии законно обусловленного права оперативного управления на объект недвижимости не является основанием для неотражения указанного объекта в учете на соответствующем счете аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства". Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
И наконец, имущество, являющееся предметом лизинга (сублизинга), также может учитываться на балансе учреждения - лизингополучателя, если к такому соглашению пришли стороны договора лизинга (сублизинга) (п. 26 Инструкции N 157н).
Еще один важный вопрос, который должен быть решен при поступлении имущества в госучреждение - это вопрос о финансовых источниках его содержания. Под содержанием имущества в данном случае следует понимать и дополнительные расходы учреждения по уплате земельного, транспортного налога и налога на имущество. Если у учреждения отсутствуют средства на содержание поступающих активов, то данный вопрос необходимо урегулировать с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (учредителем). Имущество, которое госучреждение не в состоянии содержать за счет бюджетных или собственных средств, желательно возвратить по принадлежности, передать в казну соответствующего публично-правового образования и т.п.
После того, как должностные лица убедятся в том, что поступившее имущество принадлежит госучреждению на праве оперативного управления, следует определить, могут ли данные активы учитываться в составе основных средств. Для этого необходимо выяснить, выполняются ли условия отнесения имущества к основным средствам. А вот в случае приобретения имущества за плату, определить возможность его отнесения к основным средствам следует еще на этапе принятия решения о покупке, ведь от такого решения будет зависеть применение при перечислении денежных средств кодов бюджетной классификации.
В ходе следующего этапа работы необходимо определить, сформирована ли первоначальная стоимость объекта, который планируется учитывать в составе основных средств. Ответ на этот вопрос зависит от профессиональных суждений работников бухгалтерской службы. В то же время есть и объективные критерии, позволяющие разрешить данную проблему: объект должен быть приведен в состояние, пригодное к использованию; имущество должно быть доставлено в организацию и т.п.
Если требуются дополнительные вложения в поступивший объект и иное не предусмотрено действующей методологией бухгалтерского учета, стоимость поступившего имущества, а также все суммы дополнительных вложений "накапливаются" на счете 106 01 "Вложения в основные средства", а затем относятся в дебет счета 101 00 "Основные средства".
В отдельных случаях, например при поступлении основных средств по договору дарения, стоимость имущества сразу может отражаться по дебету счета 101 00 "Основные средства", конечно, если необходимости в дополнительных вложениях не возникает.
В настоящее время действует требование об обособленном отражении в учете организаций госсектора имущества, используемого в различных видах деятельности. Однако достаточно часто имущество используется сразу в рамках нескольких видов деятельности. В таких случаях основные средства должны учитываться с указанием кода вида финансового обеспечения, определяемого с учетом трех факторов:
1) источников средств, за счет которых они приобретались;
2) источника средств, за счет которого преимущественно будет осуществляться дальнейшее содержание имущества;
3) вида деятельности, при осуществлении которого преимущественно будут использоваться поступившие объекты.
При приобретении (создании) активов за счет средств субсидий (бюджетных инвестиций) по каким-либо причинам может возникнуть необходимость в частичной оплате обязательств перед контрагентами за счет средств от приносящей доход деятельности. В таких ситуациях имущество не может учитываться в рамках приносящей доход деятельности, какой бы значительной не была сумма израсходованных учреждением собственных средств.
За счет средств целевой субсидии был приобретен томограф. В учреждении данное оборудование используется преимущественно при выполнении государственного задания, а также в приносящей доход деятельности. При планировании размера субсидии на выполнение госзадания учитывалась необходимость осуществления расходов, связанных с содержанием данного оборудования.
В подобной ситуации нет достаточных оснований для учета томографа с указанием в 18 разряде аналитического кода 5 "Субсидии на иные цели" - его учет вполне обоснованно может осуществляться в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания (код вида финансового обеспечения 4). С кодом 5 в данном случае могут учитываться только операции с денежными средствами целевой субсидии, а также вложения в основное средство (счет 106 01). Перевод вложений на вид деятельности "4" может осуществляться с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".
Отражение поступивших основных средств по дебету счета 101 00 "Основные средства" осуществляется на основании соответствующих первичных документов (актов), оформляемых непосредственно в учреждении профильной комиссией в порядке, установленном учетной политикой (см. образец). В свою очередь, на основании актов в бухгалтерии открываются Инвентарные карточки, регистрируемые в Описи инвентарных карточек по учету нефинансовых активов. В инвентарной карточке следует отразить информацию, характеризующую объект учета в соответствии с паспортом завода-изготовителя, технической и иной документацией. Отсутствие такой информации в регистре учета является нарушением (см. п. 18 представления Счетной палаты РФ от 24.08.2016 N ПР 07-218/07-03).
Кроме того, учреждением в установленном порядке в уполномоченные органы власти (местного самоуправления) должна быть предоставлена информация, необходимая для:
- учета поступивших основных средств в реестре государственного (муниципального) имущества;
- корректировки в бюджетном учете учредителя данных, учтенных им на счете 1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" (в отношении вновь поступающего в бюджетные (автономные) учреждения особо ценного движимого имущества, а также соответствующего недвижимого имущества).
Уже на этапе поступления в учреждение основных средств должна начаться работа по учету содержащихся в них драгоценных материалов (металлов, камней). Установленные профильной комиссией показатели в дальнейшем используются при списании основных средств, содержащих драгоценные материалы.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 20 Закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности установлен Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731). Кроме того, следует также руководствоваться Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее - Инструкция N 231н).
Согласно п. 6 Правил N 731 и п.п. 3, 5 Инструкции N 231н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней. Информация о содержании драгоценных материалов указывается в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Тема
Основные средства. Счет 101 00 (для госсектора)
См. также
Приобретение основных средств за плату (для госсектора)
Изготовление основных средств хозяйственным способом (для госсектора)
Приобретение бюджетным (автономным) учреждением основных средств по договору лизинга
Приобретение бюджетным (автономным) учреждением основных средств по договору мены
Вложения в основные средства (для госсектора)
Снабжение учреждений имуществом (для госсектора)
Формы документов
Пример заполнения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)
Примеры заполнения Инвентарной карточки учета нефинансовых активов
Пример заполнения Описи инвентарных карточек по учету нефинансовых активов
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.