НДС в организациях госсектора
В общем случае на основании п.1 ст. 146 НК РФ НДС облагается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав, включая безвозмездную передачу товаров, безвозмездное выполнение работ, оказание услуг.
Не признаются объектом обложения НДС следующие операции, осуществляемые организациями госсектора.
N п/п |
Операция, не признаваемая объектом обложения НДС |
Нормы НК РФ |
Примечание |
1. |
Выполнение работ (оказание услуг) органами власти (местного самоуправления) |
1. Обязательность выполнения соответствующих работ (оказания услуг) должна быть установлена: - законодательством РФ; - законодательством субъектов РФ; - актами органов местного самоуправления. 2. Выполнение работ (оказание услуг) должно осуществляться в рамках выполнения возложенных на орган исключительных полномочий в определенной сфере деятельности - возможность осуществления аналогичных операций иными органами и (или) третьими лицами не должна быть предусмотрена законодательством.
Если услуги (работы) не отвечают приведенным выше критериям, должен уплачиваться НДС, например: - операции по передаче имущества в аренду; - услуги по предоставлению владельцам рекламных конструкций за плату возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций, см. письма Минфина России от 04.08.2017 N 03-07-11/50018, от 06.04.2016 N 03-07-11/19520, от 08.05.2015 N 03-07-11/26714). - при реализации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) (письмо Минфина России от 31.08.2017 N 03-07-11/55858) |
|
2. |
Выполнение любых работ и оказание любых услуг казенными учреждениями |
|
Специалисты уполномоченных органов неоднократно подчеркивали, что в данной норме речь идет о любых работах (услугах), выполняемых (оказываемых) казенными учреждениями, в том числе на платной основе (письма Минфина России России от 01.06.2016 N 03-07-11/31666, от 08.05.2015 N 03-07-11/26714, от 19.09.2014 N 03-07-14/46917, от 19.08.2013 N 03-03-05/33760, от 22.04.2013 N 03-07-14/13904, от 16.04.2012 N 03-07-11/111, от 20.06.2012 N 03-07-15/62, от 23.07.2012 N 03-07-15/87, ФНС России от 01.08.2013 N ЕД-4-3/13952, от 23.04.2012 N ЕД-4-3/6814@).
Приведенное выше правило в полной мере распространяется на операции по сдаче в аренду имущества (письма Минфина России от 11.07.2017 N 03-07-11/43774, от 02.10.2015 N 03-07-11/56570, от 28.04.2015 N 03-03-05/24417), а также на предоставление коммунальных услуг казенными учреждениями-исполнителями. Однако операции по реализации казенными учреждениями коммунальных ресурсов (тепловой энергии и горячей воды) исполнителям коммунальных услуг подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 12.01.2017 N 03-07-11/530).
Норма пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не применяется при операциях по реализации имущественных прав. В частности, операции по реализации на торгах прав на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций подлежат обложению НДС (письма Минфина России от 26.01.2018 N 03-07-11/4405, от 27.12.2016 N 03-07-11/78126) |
3. |
Выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета
|
Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется путем предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий согласно абзацу первому п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Вопрос о налогообложении операций по выполнению работ (оказанию услуг) в рамках мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется путем предоставления субсидий на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ), не связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, остается открытым. При формальной трактовке положений главы 21 НК РФ контролирующие органы могут сделать вывод: данные операции должны облагаться НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 18.03.2014 N 03-07-15/11691, письмо ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7601@) |
Положения ст. 146 НК РФ не позволяют исключать из объекта налогообложения НДС операции по реализации (передаче) организациями госсектора имущества (товаров) и имущественных прав. Если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ, при осуществлении таких операций НДС должен быть исчислен и уплачен в общеустановленном порядке (см. в частности, письмо Минфина России от 20.06.2012 N 03-07-15/62; письма ФНС России от 17.07.2012 N ЕД-4-3/11763@, от 15.04.2014 N СА-4-7/7201). Например:
- операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, объектом налогообложения НДС (письма Минфина России от 19.05.2017 N 03-03-06/1/30818, от 30.09.2015 N 03-07-11/55714, п. 6 письма Минфина России от 16.08.2013 N 03-03-05/33508).
- предоставление учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) является объектом обложения НДС. При этом налоговая база определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина России от 16.08.2017 N 03-07-11/52468).
Таким образом, в общем виде порядок уплаты НДС организациями государственного сектора выглядит следующим образом.
Организация государственного сектора |
Налогообложение НДС |
|||
Оказание услуг, выполнение работ в рамках задания (полномочий) |
Оказание услуг, выполнение работ |
Передача имущества в аренду |
Реализация имущества, имущественных прав |
|
Бюджетное учреждение |
- |
+ |
+ |
+ |
Автономное учреждение |
- |
+ |
+ |
+ |
Казенное учреждение |
- |
- |
- |
+ |
Орган власти, местного самоуправления |
- |
- |
+*(2) |
+*(3) |
Ряд положений НК РФ, в которых перечислены не признаваемые объектом налогообложения НДС операции, распространяется на организации всех форм собственности, однако применяются преимущественно организациями госсектора.
N п/п |
Операция, не признаваемая объектом обложения НДС |
Нормы НК РФ |
Примечание |
1. |
Безвозмездная передача основных средств: - органам власти (местного самоуправления) - государственным и муниципальным учреждениям (казенным, бюджетным и автономным) |
При безвозмездной передаче любыми организациями госсектора любым организациям госсектора основных средств НДС уплачиваться не должен.
Если же речь идет о передаче объектов имущества, которые не учитываются в составе основных средств, может быть применена норма пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ (см. операцию N 2 в данной Таблице) |
|
2. |
Передача некоммерческим организациям: - основных средств; - нематериальных активов; - иного имущества |
Согласно данной норме не являются объектом налогообложения НДС операции по передаче от организации госсектора любым некоммерческим организациям (в том числе казенным, бюджетным и автономным учреждениям) любого имущества.
Правда, есть одно ограничение - имущество должно передаваться на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Таким образом, если имущество передается для одновременного использования в уставной и приносящей доход деятельности, то операция должна облагаться НДС в общеустановленном порядке (см. письмо Минфина России от 21.08.2009 N 03-03-06/1/542) |
|
3. |
Безвозмездная передача органам власти (местного самоуправления), эксплуатирующим организациям объектов: - социально-культурного назначения; - жилищно-коммунального назначения; - дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и др. подобных объектов |
Подобные операции осуществляются, в частности, в ходе передачи соответствующих объектов из федеральной в муниципальную собственность.
Норма применяется, в частности, при передаче: - жилых домов; - детских садов; - клубов; - санаториев
|
|
4. |
Передача в безвозмездное пользование объектов основных средств: - органам власти (местного самоуправления) - государственным и муниципальным учреждениям (казенным, бюджетным и автономным) |
При передаче в безвозмездное пользование любыми организациями госсектора любым организациям госсектора основных средств НДС уплачиваться не должен (см. письма Минфина России от 23.03.2018 N 03-03-06/1/18466, от 07.07.2014 N 03-07-11/32826).
Если же речь идет о передаче в безвозмездное пользование объектов имущества, которые не учитываются в составе основных средств, может быть применена норма пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ (см. операцию N 5 в данной Таблице) |
|
5. |
Передача некоммерческим организациям в безвозмездное пользование имущества казны |
Согласно данной норме не являются объектом налогообложения НДС операции по передаче в безвозмездное пользование от организации госсектора любым некоммерческим организациям (в том числе казенным, бюджетным и автономным учреждениям) имущества, учитываемого в составе казны любого публично-правового образования. При передаче учреждением в безвозмездное пользование иной организации госсектора любого имущества НДС может не уплачиваться при выполнении следующих условий: 1) передача была осуществлена "через казну"; 2) имущество предназначено для использования получателем (некоммерческой организацией) при осуществлении уставной деятельности |
|
6. |
Передача в собственность на безвозмездной основе имущества государственной (муниципальной) казны - образовательным некоммерческим организациям; - научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности |
Эта норма применяется с 1 декабря 2015 года в отношении любого имущества, учитываемого в составе государственной (муниципальной) казны (п. 1 ст. 1, п.п. 1, 6 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ). Обязательные условия применения: 1) имущество казны передается образовательным и научным некоммерческим организациям; 2) имущество предназначено для использования получателем при осуществлении уставной деятельности |
|
7. |
Передача организации госсектора - правопреемнику: - имущественных прав; - основных средств; - нематериальных активов; - иного имущества |
|
|
8. |
Передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации |
|
В соответствии с положениями ст. 145 НК РФ госучреждение вправе получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.
Помимо этого, ст. 149 НК РФ в отношении ряда социально значимых оказываемых учреждениями услуг, в том числе связанных с культурой, наукой и образованием, предусмотрена льгота в виде освобождения от налогообложения НДС при выполнении определенных условий.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС включает и освобождение от исполнения обязанности по представлению Налоговой декларации по НДС (если организация госсектора не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС и не исполняет обязанности налогового агента). А вот осуществление операций, освобожденных от НДС (не являющихся объектом обложения НДС), не освобождает от обязанности по представлению Налоговой декларации по НДС.
______________________________
*(1) Положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
*(2) НДС обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет налоговый агент - арендатор государственного (муниципального) имущества (подробнее см. материал Определение налоговой базы по НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти, местного самоуправления имущества в аренду).
*(3) При реализации органами власти (местного самоуправления) имущества казны по общему правилу НДС должен быть исчислен, удержан и уплачен налоговыми агентами - покупателями (получателями) имущества (подробнее см. материал Налогообложение операций по реализации имущества органами власти (местного самоуправления)).
Темы
Налоги и взносы (для госсектора)
Налог на добавленную стоимость
См. также
НДС в органах власти (местного самоуправления)
Восстановление вычетов по НДС (для госсектора)
Освобождение от обложения НДС отдельных операций, совершаемых организациями госсектора
Налогообложение при реализации имущества (для госсектора)
Раздельный учет НДС в бюджетном и автономном учреждениях
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.