Налог на прибыль в организациях госсектора
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Плательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе, и российские организации (п. 1 ст. 246 НК РФ), то есть юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ).
С учетом положений п. 1 ст. 48, ст. 123.21 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственные и муниципальные учреждения (казенные, бюджетные и автономные) признаются плательщиками налога на прибыль.
Кроме того, к числу плательщиков налога на прибыль организаций относятся органы государственной власти (местного самоуправления), включенные в Единый государственный реестр юридических лиц (см. письмо Минфина России от 14.09.2011 N 03-03-05/91).
Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая в общем случае представляет собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).
Налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 20%, если иное не предусмотрено положениями НК РФ (п. 2 ст. 284 НК РФ).
При выполнении ряда условий, установленных ст. 284.1 и ст. 284.5 НК РФ, образовательные и медицинские госучреждения, а также организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять налоговую ставку 0 процентов (п.п. 1.1, 1.9 ст. 284 НК РФ). Изменение типа государственного (муниципального) учреждения, не приводящее к образованию нового юридического лица, не влияет на право применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций (письмо Минфина России от 18.05.2015 N 03-03-06/4/28455).
Организации госсектора, получившие средства целевого финансирования или целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных, понесенных) в рамках:
- целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Отдельно налоговая база определяется также по объектам обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ, письмо Минфина России от 28.03.2016 N 03-03-06/3/17252).
При отсутствии раздельного учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). По смыслу положений п. 2 ст. 251 НК РФ в отношении целевых поступлений обязательным является требование об их целевом расходовании - при неисполнении данного требования эти поступления не могут рассматриваться в качестве целевых и подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
НК РФ не установлена методика ведения раздельного учета доходов (расходов). Поэтому организации госсектора могут вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить доходы (расходы), полученные (понесенные) в рамках целевого финансирования (целевых поступлений), и доходы (расходы), полученные (понесенные) при осуществлении приносящей доход деятельности (косвенно этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 09.2016 N 03-03-06/1/6641).
Раздельный учет доходов и расходов может быть организован с использованием:
- инструментария, предусмотренного п. 21 Инструкции N 157н - кодов видов деятельности (финансового обеспечения), которые используются при формировании номеров счетов бухгалтерского учета;
- дополнительных аналитических кодов (счетов)*(1).
Данные раздельного учета могут понадобиться, в частности, в целях:
- обоснования признания тех или иных расходов;
- признания расходов в виде сумм начисленной амортизации;
- определения доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения.
Налоговую декларацию согласно положениям ст. 289 НК РФ организации госсектора должны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, либо ответственного подразделения, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога по истечении каждого отчетного и налогового периода. При этом п. 2 указанной статьи предусмотрено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций по упрощенной форме по истечении налогового периода (см. дополнительно письма Минфина России от 19.08.2015 N 03-03-06/4/47832, ФНС России от 15.09.2015 N ГД-4-3/16258@). Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По общему правилу о получении и расходовании средств целевого финансирования и целевых поступлений организации госсектора отчитываются перед налоговыми органами путем предоставления в составе Декларации по налогу на прибыль Листа 07 (приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@; см. также письмо Минфина России от 11.10.2016 N 03-03-06/3/59294). При этом на основании п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, в Отчет не включаются средства в виде:
- лимитов бюджетных обязательств, доведенных до казенных учреждений;
- субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям.
______________________________
*(1) В рамках одного вида деятельности (финансового обеспечения) в бухгалтерском учете могут отражаться учитываемые и не учитываемые при налогообложении прибыли доходы. Например, в бухгалтерском учете с кодом вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность" отражаются некоторые виды средств целевого финансирования, в том числе гранты.
Темы
Налоги и взносы в организациях госсектора
См. также
Учет доходов в целях налогообложения прибыли (для госсектора)
Учет расходов в целях налогообложения прибыли в организациях госсектора
Налог на прибыль в органах власти (местного самоуправления)
Налог на прибыль в казенных учреждениях
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.