Отражение в учете фактов хозяйственной жизни при поступлении первичных документов позднее даты выставления этих документов (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7 Инструкции N 157н). Поэтому одной из задач организации учета и, соответственно, элементом учетной политики, является установление правил (графика) документооборота, чтобы избежать ситуаций, когда документы от подрядчиков (исполнителей), или же формируемые в подразделениях учреждения, поступают в бухгалтерию с опозданием.
Но даже при налаженном документообороте в хозяйственной жизни учреждения часто бывают ситуации, когда дата документа не совпадает с датой (периодом) его поступления. Рассмотрим несколько ситуаций, кода первичные документы от контрагентов (например, акты выполнения работ, оказания услуг) поступили в учреждение более поздней, чем дата выставления документов датой при условии, что в учреждении не создается соответствующий резерв предстоящих расходов (п. 302.1 Инструкции N 157н).
Период поступления документов | Возможное решение | Основание |
Более поздней датой в этом же месяце | Факт хозяйственной жизни отражается в учете датой выставления документа или датой поступления этого документа в учреждение, если в учреждении (бухгалтерии) принято решение регистрировать все документы в журнале входящей корреспонденции | Учетная политика (правила документооборота) организации госсектора |
В начале месяца, следующего за отчетным (до даты закрытия отчетного месяца) | Документы могут быть проведены или датой составления документа, или последним днем отчетного месяца | Учетная политика (правила документооборота) |
В следующем месяце после даты закрытия месяца | Бухгалтерские записи отражаются в учете на дату получения документов (не позднее следующего дня после получения документа) | п. 11 Инструкции N 157н |
В следующем отчетном периоде (квартале, финансовом году) до подписания отчетности | Факты хозяйственной жизни необходимо отразить в учете последним днем отчетного периода | Учетная политика (правила документооборота). Такое решение обусловлено тем, что кассовые расходы и фактические расходы желательно отражать в одном финансовом году |
После подписания отчетности | Бухгалтерские записи отражаются в учете на дату получения документов (не позднее следующего дня после получения документа) | п. 11 Инструкции N 157н |
В соответствии с п. 11 Инструкции N 157н записи в регистрах бухгалтерского учета (журналах операций) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного документа. Поэтому принятие к учету документа позднее следующего дня после его получения будет является нарушением порядка ведения бухгалтерского учета. Чтобы избежать претензий проверяющих, дата получения документов должна быть подтверждена. Например, если документы получены по почте, необходимо сохранить конверт. Также полученные документы необходимо зарегистрировать в установленном порядке в журнале входящей корреспонденции.
Если факты хозяйственной жизни, по которым документы получены с опозданием, имели место в рамках приносящей доход деятельности, то неизбежно возникнет вопрос о том, как в налоговом учете признавать, например, расходы.
В общем случае при расчете прибыли организации, использующие метод начисления, признают расходы, принимаемые для целей налогообложения, в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Рассмотрим, всегда ли надо вносить исправления в налоговый учет и подавать уточненные декларации по налогу на прибыль, если первичные документы "опоздали".
Период поступления документов, условия | Возможное решение | Основание | |
До подачи налоговой декларации, документы подтверждают расходы, датированы отчетным периодом | Расходы признаются в отчетном периоде | п. 1 ст. 272, ст. 313 НК РФ | |
Документы по длящимся услугам (работам) поступили до подачи налоговой декларации (расчета) и датированы текущим периодом | Расходы могут быть учтены в отчетном периоде | п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ письма Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-05/42971, ФНС России от 02.07.2015 N ГД-4-3/11546@ | |
После представления декларации, документы подтверждают расходы, датированы истекшими периодами. Расходы не учтены, налог излишне уплачен | Расходы могут быть признаны в периоде получения документов (в текущем периоде) или организация госсектора вправе подать уточненную декларацию или не признавать расходы | абзац 3 п. 1 ст. 54 , абзац 2 п. 1 ст. 81 НК РФ письма Минфина России от 24.03.2017 N 03-03-06/1/17177, | |
После представления декларации, документы подтверждают расходы, датированы истекшими периодами. Расходы не учтены, но в истекшем налоговом (отчетном) периоде нет суммы налога к уплате (получен убыток) | Организация госсектора вправе признать расходы в том периоде, к которому относятся документы, и подать уточненную налоговую декларацию или не признавать расходы | абзац 2 п. 1 ст. 54, абзац 2 п. 1 ст. 81 НК РФ письмо Минфина России от 24.03.2017 N 03-03-06/1/17177 | |
После представления декларации. Расходы признаны в большей сумме или не учтены доходы. | Организация госсектора обязана подать подать уточненную декларацию. Если в результате внесения исправлений потребуется доплатить налог, то осуществить такую доплату необходимо до подачи уточненной декларации | абзац 2 п. 1 ст. 54, п. 1, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ |
Если учреждение предполагает принять к вычету НДС по принятым к учету товарам (работам, услугам), которые относятся к облагаемой этим налогом деятельности, а счет-фактура поставщика поступил в другом налоговом периоде, то надо учитывать следующие обстоятельства:
1. При получении счета-фактуры до 25-го числа (включительно) месяца, следующего за налоговым периодом, в котором товары (работы, услуги) приняты на учет, налогоплательщик вправе заявить к вычету НДС по таким товарам (работам, услугам) в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) были приняты на учет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ; письма Минфина России от 30.05.2016. N 03-03-06/1/31061, от 02.02.2016 N 03-07-11/4712). Эта норма применяется с 1 января 2015 года.
2. До 1 января 2015 года право на вычет могло быть заявлено только в периоде получения счета-фактуры (письмо Минфина России от 02.10.2013 N 03-07-09/40889). При этом факт получения документа в более позднем периоде должен быть подтвержден.
С 1 января 2015 года порядок получения вычетов по НДС несколько изменен. Согласно новому п. 1.1 ст. 172 НК РФ вычеты по НДС, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав (см. также письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-07-11/45515, от 12.05.2015 N 03-07-11/27161).
Тема
Бухгалтерские документы (для госсектора)
См. также
События после отчетной даты в учете и отчетности (для госсектора)
Формируем учетную политику для целей бухгалтерского учета (для госсектора)
Налоговый учет (для госсектора)
Налог на прибыль в организациях госсектора
Резерв под обязательства, по которым отсутствуют первичные документы (для госсектора)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.