Платные услуги государственных и муниципальных учреждений
Смотрите в этом материале:
Порядок предоставления платных услуг
Кто устанавливает порядок определения платы и (или) размер платы?
Договор на оказание платных услуг (работ)
Требование о равных условиях оказания одной и той же услуги за плату и бесплатно
Деятельность государственных (муниципальных) учреждений (далее - учреждения) по оказанию услуг (выполнению работ) за плату признается приносящей доход деятельностью (см. п. 8 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
Учреждения могут оказывать (выполнять) платные услуги (работы) (далее - оказывать платные услуги) при следующих условиях:
- возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений (при этом в уставах должен содержаться исчерпывающий перечень этих видов деятельности);
- осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, отраженным в их уставах (см. п. 2 ст. 24, п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закона N 7-ФЗ), п. 3 ст. 161 БК РФ, ч.ч. 6, 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
В случае несоответствия приносящих доход видов деятельности целям создания учреждения органами финансового контроля может быть вынесено представление о приведении устава в соответствие с распоряжением о создании учреждения (см., например, п.п. 3 и 8 представления Счетной палаты РФ от 05.06.2015 N ПР 10-116/10-01).
Закрепления правовым актом перечня платных услуг, которые вправе оказывать учреждения, не требуется.
Оказывать платные услуги вправе учреждения всех типов.
Порядок предоставления платных услуг
Платные услуги оказываются, как правило, в основное рабочее время за счет повышения интенсивности труда либо в дополнительное время сверх нормы рабочего времени. В случае большого объема платных услуг могут вводиться штатные единицы за счет средств от приносящей доход деятельности. Услуги выполняются на основном рабочем месте, на площадях и оборудовании, свободных от выполнения госзадания.
Порядок и условия предоставления платных услуг зависят от сферы деятельности учреждения, его специфики. Регулируются нормами ГК РФ, отраслевыми нормативными правовыми актами (далее - НПА).
На отношения с участием граждан-потребителей распространяются также положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
Учреждение, предоставляющее платные услуги, обязано размещать информацию о них в порядке, предусмотренном законодательством РФ, постановлениями Правительства РФ*(1).
Так, например, 1) Образовательные организации обязаны разместить на официальном сайте организации в сети "Интернет" документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, в дошкольных учреждениях и т. п. (п.п. 4 - 4.1 ч. 2, ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", далее - Закон об образовании). Кроме того, вся информация должна размещаться в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.п. 9 - 11 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706, далее - Постановление N 706).
2) Разделом III Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006) также предусмотрено размещение информации об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах на сайте в сети "Интернет" и на информационных стендах (стойках) медицинской организации.
За отсутствие информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ, учреждение и должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.
Кто устанавливает порядок определения платы и (или) размер платы?
В казенных учреждениях порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги устанавливается государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, НПА Правительства РФ, законами субъекта РФ, НПА высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами (п. 3.1 ст. 161 БК РФ).
Бюджетное учреждение. Платные услуги бюджетных учреждений можно разделить на два вида:
- услуги, относящиеся к основным видам деятельности, выполняемые учреждением сверх государственного (муниципального) задания (далее - госзадание), а в случаях предусмотренных федеральными законами эти услуги могут включаются в госзадание (далее - основные платные услуги)*(2). Такие услуги для граждан и юрлиц должны осуществляться на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях;
- кроме того, бюджетное учреждение вправе осуществлять за плату иные виды деятельности, не отнесенные уставом к основным видам деятельности (далее - неосновные платные услуги), при удовлетворении выше названных условий (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, устанавливает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Например, для федеральных образовательных учреждений методика расчета цены утверждена приказом Минобрнауки России от 20.12.2010 N 1898.
Плата за неосновные платные услуги, если иное не предусмотрено федеральным законом, бюджетным учреждением устанавливается самостоятельно.
Автономные учреждения. Платные услуги автономных учреждений также как и у бюджетных делятся на два вида (основные и неосновные).
Однако в отличие от бюджетных учреждений Закон N 174-ФЗ положение, аналогичное п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ об установлении учредителем порядка определения платы за основные услуги, не содержит. Частями 6-7 ст. 4 указанного закона установлено, что основные платные услуги автономные учреждения оказывают в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, если федеральными законами не предусмотрен конкретный субъект, который может устанавливать порядок определения платы за основные платные услуги, то автономное учреждение самостоятельно в решении данного вопроса.
Плату за неосновные платные услуги автономное учреждение (также как и бюджетное) устанавливает самостоятельно.
В отношении муниципальных учреждений Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрены исключения. Так, например, определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 6 ч. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ). Органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения*(3) обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги (работы), предоставляемые муниципальными учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (см., например, п.п. 4, 4.1 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ).
В таблице приводятся субъекты, устанавливающие порядок определения платы и (или) ее размер
Тип учреждения | Вид деятельности | Принадлежность публично-правовому образованию | |
Федеральные, субъекта РФ | Муниципальные | ||
Казенные | Государственный орган, в ведении которого находится учреждение, устанавливает порядок определения платы и (или) размер платы, если иное не предусмотрено федеральными законами, НПА Правительства РФ, законами субъекта РФ, НПА высших исполнительных органов субъекта РФ | Представительный орган муниципального образования определяет порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения*(3) обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги (работы), предоставляемые муниципальными учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами | |
Бюджетные | Основной | Учредитель устанавливает порядок определения платы, если иное не предусмотрено федеральным законом | |
Неосновной | Самостоятельно, если иное не предусмотрено федеральным законом | ||
Автономные | Основной | Самостоятельно, если иное не предусмотрено федеральным законом | |
Неосновной | Самостоятельно, если иное не предусмотрено федеральным законом |
Кроме того, имеются федеральные законы, указывающие на конкретных субъектов, к ведению которых отнесено определение размера платы за оказание платных услуг или порядка ее определения:
- ст. 52 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", согласно которой организации культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты. Данная норма является специальной по отношению к нормам Закона N 131-ФЗ. Поэтому муниципальные учреждения культуры вправе самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на платные услуги;
- ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 8 Правил предоставления платных медицинских услуг (утв. постановлением N 1006), порядок определения цен (тарифов) на медуслуги, предоставляемые бюджетными и казенными учреждениями, устанавливается их учредителями. В этой связи некоторые ведомства, разработали положения определения цен (тарифов) на медуслуги, предоставляемые подведомственными медицинскими бюджетными и казенными государственными учреждениями*(4). Автономные учреждения (за исключением муниципальных) определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно;
- ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которой размер платы за услуги, являющиеся необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, устанавливается Правительством РФ. Порядок определения размера платы за услуги, являющиеся необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, устанавливается нормативным правовым актом соответственно высшего исполнительного органа субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления.
Договор на оказание платных услуг (работ)
Согласно ст. 161 ГК РФ на оказание платных услуг, как правило, заключается договор в простой письменной форме*(5). Отраслевыми нормативными правовыми актами могут предусматриваться обязательные для включения в договор условия или сведения.
Частью 1 ст. 54 Закона об образовании предписано, что договор об образовании заключается в простой письменной форме. Обязательные условия и сведения, подлежащие включению в договор, приведены в ч. 2 ст. 54 Закона об образовании, п. 12 Правил, утв. Постановлением N 706. В договоре на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (ч. 3 ст. 54 Закона N 273-ФЗ)*(6). Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте организации на дату заключения договора (п. 15 Постановления N 706).
Кроме того, могут быть разработаны примерные формы договоров об оказании государственных (муниципальных) услуг, в т.ч. платных или методические рекомендации (см., например, приказ Министерства спорта РФ от 16.08.2013 N 637, приказы Минобрнауки России от 21.11.2013 N 1267, от 25.10.2013 N 1185, письмо Минобрнауки России от 01.10.2002 N 31-ю-40/31-09). Вместе с тем, учреждение может самостоятельно разработать форму договора.
Определение стоимости услуг
На отдельные платные услуги распространяется государственное регулирование цен. К ним, например, относятся социальные услуги, оказываемые гражданам государственными организациями социального обслуживания. Установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги, утверждение размера платы за их предоставление относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (п. 11, 14 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
В других случаях анализ НПА показывает, что фактические цены на платные услуги (работы) складываются из затрат на их выполнение (калькуляция себестоимости) и необходимого уровня рентабельности.
В настоящее время федеральным законодательством не установлены предельные размеры рентабельности для учреждений, оказывающих платные услуги. Некоторые отраслевые и ведомственные НПА об определении себестоимости платных услуг (работ) лишь устанавливают ограничения размера рентабельности или указывают на необходимость обеспечить рентабельность. В большинстве случаев эти требования отсутствуют.
Требование о равных условиях оказания одной и той же услуги за плату и бесплатно
При определении платы за основные платные услуги бюджетных и автономных учреждений следует учитывать требования о том, что такие услуги должны оказываться на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, финансируемые из бюджета (см. п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). По мнению Минфина РФ, требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (п. 8 рекомендаций от 22.10.2013).
В рекомендациях Минфина отмечается, что установление платы за оказание основных платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках госзадания будет свидетельствовать:
- либо о некачественном планировании и, соответственно, завышенных объемах бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
- либо об оказании платных услуг за счет средств указанной субсидии, что противоречит принципу, установленному Законом N 83-ФЗ, о финансировании за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, исключительно выполнения государственного (муниципального) задания.
Поэтому необходимо учитывать данное обстоятельство при принятии решений по ценообразованию. В этой связи часто возникает вопрос о возможности предоставления учреждением различных скидок, каких-либо преференций при предоставлении платных услуг.
При оплате потребителем услуг банковской картой банк взимает с учреждения комиссию по договору эквайринга. В этом случае учреждение не может увеличить стоимость услуг на процент комиссии банка, сохраняя при этом цену при оплате за наличный расчет. Это связано с тем, что положения п. 4 ст. 16.1 Закона N 2300-I запрещают при оплате устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Предоставление льгот, скидок, преференций
Неосновные платные услуги.
Исходя из положений п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422, п. 1 ст. 424 ГК РФ, ч.ч. 6, 7 ст. 4 Закона РФ N 174-ФЗ и п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ следует, что закон ограничивает права автономных и бюджетных учреждений заключать "однородные" договоры на разных условиях (в том числе по разной цене) с разными субъектами только в отношении услуг, относящихся к основной деятельности. На договоры, исполнение по которым осуществляется учреждениями в рамках не основной, а "иной" деятельности, это ограничение, по смыслу приведенных норм, не распространяется. Следовательно, автономные и бюджетные учреждения вправе заключать договоры возмездного оказания услуг (выполнения работ), не относящихся к основной деятельности учреждения, по специальным тарифам для определенных категорий заказчиков.
Основные платные услуги.
Прямого запрета на установление системы скидок, как и норм, регулирующих возможность их предоставления, в НПА не содержится. Кроме того, ГК РФ в отношении публичных договоров (устанавливающих обязанности по выполнению работ, оказанию услуг, лицом, осуществляющим приносящую доход деятельность, которое по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится) предусматривают возможность установления различных цен услуг (работ) для разных категорий потребителей. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (см. п.п. 1 -2 ст. 426 ГК РФ).
Однако установление различных цен на одни и те же услуги для разных заказчиков суды могут признавать нарушением антимонопольного законодательства ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2013 N Ф09-10855/13 (определением ВАС РФ от 17.12.2013 N ВАС-18456/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 N 10083/12).
В некоторых случаях в отношении основных видов деятельности может быть предусмотрено право учреждения при определенных условиях снизить их стоимость.
В отношении платных образовательных услуг, ч. 5 ст. 54 Закона об образовании и п. 7 постановления N 706, установлено, что исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.
Аналогичным положением (п. 9) о праве снизить стоимость платных образовательных услуг в 2016 году был дополнен Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.12.2010 N 1898).
Нормы этих актов являются специальными по отношению к общим нормам Закона N 7-ФЗ, Закона N 174-ФЗ и другим нормам, касающимся порядка определения платы за услуги госучреждений.
В этом случае снижение стоимости платных услуг возможно, если:
- учреждением разработан локальный акт, устанавливающий основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг*(7);
- в договорах об оказании платных услуг, помимо стоимости услуги, оплачиваемой заказчиком, отражается полная ее стоимость (в соответствии с нормативными затратами)*(8);
- учреждение располагает собственными средствами, которые будут израсходованы на покрытие недостающей стоимости платных образовательных услуг;
- указанные расходы предусмотрены утвержденным в установленном порядке Планом ФХД;
- основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.
Также ст. 52 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", предусмотрено, что организации культуры при организации платных мероприятий могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, - органами местного самоуправления.
______________________________
*(1) см., например, ст.ст. 8-11 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 N 1239.
*(2) Для включения основной платной услуги в госзадание бюджетного учреждения необходимо прямое указание федерального закона. Например, ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре": "Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного и автономного учреждения: _ осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного и автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату;".
*(3) вопросы местного значения (глава 3 Закона N 131-ФЗ) - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Законом N 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ).
*(4) см., например, приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1631н "Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации";
приказ Минздрава России от 18.11.2013 N 853н "Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, оказываемые сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания";
приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 18.01.2017 N 10 "Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями войск национальной гвардии Российской Федерации";
приказ Минэкономразвития РФ от 25.05.2015 N 309 "Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации".
*(5) п. 2 ст. 27 Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
*(6) Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.01.2017 N АПЛ16-552 оставлено в силе принятое ВС РФ решение, которым было отказано в признании недействующим п. 8 Правил оказания платных образовательных услуг. Данная норма оспаривалась в той части, в которой она предусматривает возможность увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения договора с учетом уровня инфляции.
*(7) Отсутствие локального акта, устанавливающего основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг, а также недоведение информации до сведения заказчика и (или) обучающегося могут послужить основаниями для привлечения к административной ответственности (решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 18.09.2015 по делу N 12-381/2015, решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 06.10.2016 по делу N 12-388/2016, решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 08.08.2016 по делу N 12-152/2016).
*(8) Неуказание полной стоимости может послужить поводом для претензий в ходе проверок учреждения. См. решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 18.09.2015 по делу N 12-381/2015.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.