Заимствование средств от приносящей доход деятельности (для госсектора)
Смотрите в этом материале:
Бухгалтерский учет операций по заимствованию денежных средств с КФО 2
Привлечение средств от приносящей доход деятельности на погашение обязательств, возникших по КФО 4
Отражение заимствования средств с КФО 2 в бухгалтерской отчетности
Бухгалтерский учет операций по заимствованию денежных средств с КФО 2
Доходы бюджетного (автономного) учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ; ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Соответственно, именно денежные средства, получаемые учреждениями от приносящей доход деятельности, становятся источником для заимствования в целях погашения обязательств, принятых в рамках других видов деятельности.
Операции по направлению денежных средств на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности (финансового обеспечения), отражаются в учете бюджетных и автономных учреждений с использованием счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (п.п. 72, 73, 146, 147 Инструкции N 174н; п.п. 72, 73, 77, 78, 174, 175 Инструкции N 183н).
Пунктами 365, 367 Инструкции N 157н установлено, что к счету 0 304 06 000 в части денежных расчетов открываются забалансовые счета 17 "Поступления денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств". При этом к счету 0 304 06 000 счета 17 и 18 открываются в том же порядке, что и к корреспондирущим с ним счетам аналитического учета счета 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" (см., в частности, письмо Минфина России от 28.12.2016 N 02-06-10/79177).
При привлечении собственных средств учреждения (КФО 2) на погашение обязательств, возникших в рамках иного вида деятельности, применяются корреспонденции:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
2 304 06 830 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 2 201 11 610 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 2 304 06 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 2 201 11 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | Привлечение денежных средств на погашение задолженности перед контрагентом (сотрудником, физическим лицом) за счет остатка средств в рамках приносящей доход деятельности |
Х 201 11 510 Увеличение (510 КОСГУ) | Х 304 06 730 Увеличение (510 КОСГУ) | Х 201 11 000 Увеличение (510 КОСГУ) | Х 304 06 000 Увеличение (510 КОСГУ) | |
Х 304 06 830 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | Х 201 11 610 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | Х 304 06 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | Х 201 11 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | Восстановление средств по КФО 2, привлеченных на исполнение обязательств, принятых в рамках иного КФО |
2 201 11 510 Увеличение (510 КОСГУ) | 2 304 06 730 Увеличение (510 КОСГУ) | 2 201 11 000 Увеличение (510 КОСГУ) | 2 304 06 000 Увеличение (510 КОСГУ) |
Операции по привлечению средств иного источника финансового обеспечения, восстановлению соответствующих расходов могут осуществляться и через кассу учреждения. На такую возможность указывают положения п. 147 Инструкции N 174н и п. 175 Инструкции N 183н.
Положения Инструкций NN 174н, 183н допускают возможность использования альтернативного варианта организации бухгалтерского учета.
Так, решение о погашении какой-либо задолженности за счет иного источника финансового обеспечения может быть отражено в учете путем переноса на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) кредиторской задолженности, числящейся на счетах расчетов, на тот код финансового обеспечения, за счет которого будет произведена оплата (п.п. 97, 146 Инструкции N 174н, п.п. 100, 174 Инструкции N 183н, письмо Минфина России от 01.11.2016 N 02-07-10/63976).
Далее погашение обязательств отражается в регистрах бухгалтерского учета в общеустановленном порядке. А при поступлении денежных средств по соответствующему источнику финансового обеспечения осуществляется корректировка показателей по счетам 0 201 11 000, 0 201 21 000 с использование счета 0 304 06 000.
Привлечение средств от приносящей доход деятельности на погашение обязательств, возникших по КФО 4
Как правило, денежные средства по кодам видов финансового обеспечения 2 и 4 у учреждений учитываются на одном лицевом счете. В такой ситуации технических сложностей с реализацией заимствования средств с КФО 2 для исполнения обязательств, принятых по КФО 4, а также дальнейшего восстановления заимствованных средств возникнуть не должно.
Заимствование средств с КФО 2 для погашения обязательств, возникших в рамках КФО 4:
У бюджетного (автономного) учреждения в установленном порядке возникают обязательства по выдаче сотрудникам прочих выплат за счет средств субсидии на выполнение госзадания в сумме 250 000 руб. Произведено начисление выплат, однако остатка средств на лицевом счете по данному виду финансового обеспечения недостаточно для исполнения обязательств.
4 апреля руководителем принято решение о выплате за счет остатка средств по приносящей доход деятельности и произведены выплаты.
9 апреля поступила субсидия на выполнение госзадания в сумме 3 000 000 руб.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
4 109 60 212 | 4 302 12 730 | 4 109 60 212 | 4 302 12 000 | 250 000,00 | В учете отражено начисление прочих выплат |
4 апреля | |||||
2 304 06 830 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 2 201 11 610 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 2 304 06 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 2 201 11 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 250 000,00 | Привлечение денежных средств на погашение задолженности, возникшей по КФО 4, за счет остатка средств по КФО 2 |
4 201 11 510 Увеличение (510 КОСГУ) | 4 304 06 730 Увеличение (510 КОСГУ) | 4 201 11 000 Увеличение (510 КОСГУ) | 4 304 06 000 Увеличение (510 КОСГУ) | ||
4 302 12 830 | 4 201 11 610 Увеличение 18 (112 КВР 212 КОСГУ) | 4 302 12 000 | 4 201 11 000 Увеличение 18 (112 КВР 212 КОСГУ) | 250 000,00 | Произведена выплата |
9 апреля | |||||
4 201 11 510 Увеличение (130 КОСГУ) | 4 205 31 660 | 4 201 11 000 Увеличение (130 КОСГУ) | 4 205 30 000 | 3 000 000,00 | На основании выписки из лицевого счета отражено поступление средств субсидии на выполнение госзадания |
4 304 06 830 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 4 201 11 610 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 4 304 06 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 4 201 11 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 250 000,00 | Отражено направление средств субсидии на компенсацию затрат, ранее произведенных за счет средств от приносящей доход деятельности |
2 201 11 510 Увеличение (510 КОСГУ) | 2 304 06 730 Увеличение (510 КОСГУ) | 2 201 11 000 Увеличение (510 КОСГУ) | 2 304 06 000 Увеличение (510 КОСГУ) |
Привлечение средств от приносящей доход деятельности на погашение обязательств, возникших по КФО, отличным от КФО 4
Средства от приносящей доход деятельности и средства субсидий на выполнение госзадания, как правило, учитываются на одном лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения. Поэтому заимствование средств от приносящей доход деятельности в пределах остатка средств на лицевом счете в целях погашения обязательств, возникших по КФО 4, не требует перечисления средств с одного лицевого счета на другой.
Иные средства бюджетных (автономных) учреждений учитываются на специально предназначенных для них лицевых счетах - отдельных лицевых счетах, лицевом счете по учету средств ОМС, лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (п. 8.2 Порядка открытия и ведения лицевых счетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н).
То есть, заимствование средств в пределах остатка денежных средств на лицевом счете по КФО 2 для погашения обязательств, возникших в рамках КФО 1, 5, 6 или 7, требует перечисления средств между лицевыми счетами учреждения.
У автономных учреждений операции со средствами субсидий на иные цели могут учитываться на счетах, открытых в кредитных организациях, но только после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы. По мнению специалистов Федерального казначейства, данное требование означает, что средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений только в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/295).
Что касается заимствования средств с КФО 2 для оплаты обязательств, принятых по КФО 1, 5 или 6, то здесь могут возникнуть некоторые сложности. Оплатить любой счет с привлечением средств по КФО 2 учреждение может без проблем. А вот возместить эти расходы за счет средств по КФО 1, 5 или 6 получается далеко не всегда - бюджетное законодательство прямо не предусматривает возможность предоставления бюджетным (автономным) учреждениям бюджетных средств, средств целевых бюджетных субсидий в целях возмещения ранее произведенных расходов (см., в частности, п. 2 письма Минфина России от 21.08.2014 N 02-03-10/41846, письма Минфина России от 24.06.2013 N 02-13-09/23797, от 23.08.2013 N 02-13-07/34764). Тем не менее специалисты Минфина России в прошлые годы допускали возможность осуществления подобных операций, но лишь в исключительных случаях (письма Минфина России от 09.02.2012 N 02-03-09/428, от 25.03.2013 N 02-06-07/9374).
Таким образом, прежде чем осуществлять указанные выше расходы, желательно согласовать с казначейским органом возможность последующего перечисления денежных средств с отдельных лицевых счетов на "основной" лицевой счет учреждения. Такую операцию в целях восстановления произведенных кассовых выплат придется проводить через некоторое время, когда поступят соответствующие бюджетные средства, средства бюджетных субсидий.
Привлечение средств от приносящей доход деятельности на погашение обязательств, возникших в рамках КФО 5:
2 апреля текущего года бюджетным (автономным) учреждением произведено начисление сотрудникам прочих выплат за счет средств целевой субсидии в сумме 105 000 руб. Однако остатка средств на лицевом счете по данному виду финансового обеспечения недостаточно для осуществления выплат.
3 апреля руководителем принято решение о выплате компенсаций за счет остатка средств по приносящей доход деятельности. В казначейство направлена Заявка на получение наличных денежных средств в кассу с основного лицевого счета.
4 апреля денежные средства получены в кассу и произведены выплаты.
9 апреля на отдельный лицевой счет поступила целевая субсидия в размере 300 000 руб.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 апреля | |||||
5 401 20 212 | 5 302 12 730 | 5 401 20 212 | 5 302 12 000 | 105 000,00 | В учете отражено начисление прочих выплат |
4 апреля | |||||
2 210 03 560 Увеличение 17 (510 КОСГУ) | 2 201 11 610 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 2 210 03 000 Увеличение 17 (510 КОСГУ) | 2 201 11 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 105 000,00 | Согласно принятому решению о выплате компенсаций за счет средств от приносящей доход деятельности отражено получение наличных денежных средств для выплаты компенсаций |
2 201 34 510 Увеличение 17 (510 КОСГУ) | 2 210 03 660 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 2 201 34 000 Увеличение 17 (510 КОСГУ) | 2 210 03 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 105 000,00 | Отражено поступление денежных средств в кассу |
2 304 06 830 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 2 201 34 610 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 2 304 06 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 2 201 34 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 105 000,00 | Привлечение денежных средств на погашение задолженности, возникшей по КФО 5, за счет средств по КФО 2 |
5 201 34 510 Увеличение (510 КОСГУ) | 5 304 06 730 Увеличение (510 КОСГУ) | 5 201 34 000 Увеличение (510 КОСГУ) | 5 304 06 000 Увеличение (510 КОСГУ) | ||
5 302 12 830 | 5 201 34 610 Увеличение 18 (112 КВР 212 КОСГУ) | 5 302 12 000 | 5 201 34 000 Увеличение 18 (112 КВР 212 КОСГУ) | 105 000,00 | Произведена выплата |
9 апреля | |||||
5 201 11 510 Увеличение (180 КОСГУ) | 5 205 81 660 | 5 201 11 000 Увеличение (180 КОСГУ) | 5 205 81 000 | 300 000,00 | На основании выписки из лицевого счета отражено поступление средств субсидии на иные цели |
5 304 06 830 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 5 201 11 610 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 5 304 06 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 5 201 11 000 Увеличение 18 (610 КОСГУ) | 105 000,00 | Отражено направление средств субсидии на иные цели на компенсацию затрат, ранее произведенных за счет средств от приносящей доход деятельности |
2 201 11 510 Увеличение (510 КОСГУ) | 2 304 06 730 Увеличение (510 КОСГУ) | 2 201 11 000 Увеличение (510 КОСГУ) | 2 304 06 000 Увеличение (510 КОСГУ) |
Отражение заимствования средств с КФО 2 в бухгалтерской отчетности
В соответствии с Инструкцией N 33н информация о движении средств от приносящей доход деятельности, в том числе в случае их заимствования, отражается в Отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (далее - Отчет (ф. 0503723)) и в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее - Отчет (ф. 0503737)).
Отчет (ф. 0503737) составляется в разрезе КФО. Операции по увеличению расчетов по внутреннему привлечению остатков средств (кредитовый оборот счета 0 304 06 000) отражаются в соответствующих графах строки 831 раздела 3 Отчета (ф. 0503737) (п. 44 Инструкции N 33н). Операции по уменьшению соответствующих расчетов (дебетовый оборот счета 0 304 06 000) отражаются в соответствующих графах строки 832 раздела 3 Отчета (ф. 0503737).
Показатели строки 831 раздела 3 Отчета (ф. 0503737) отражаются в положительном значении, показатели строки 832 - в отрицательном. Невосстановленная на отчетную дату сумма заимствований отражается по строке 830 графы 9 Отчета (ф. 0503737).
В случае наличия невосстановленных заимствований по состоянию на отчетную дату в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760) следует раскрыть не только причины, повлекшие заимствование, но и причину непогашения заимствованных средств на отчетную дату.
Положениями п. 55.1 Инструкции N 33н не предусмотрено заполнение Отчета (ф. 0503723) по данным забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счету 0 304 06 000.
При этом специалисты финансового ведомства обращают внимание на необходимость заполнения информации в части заимствования денежных средств, отраженной на счете 0 304 06 000 в Отчете (ф. 0503723) (см., например, письмо Минфина России от 28.12.2016 N 02-06-10/79177, а также п. 2.11 приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120). Операции по заимствованию средств с КФО 2 отражаются в Отчете (ф. 0503723) в следующем порядке:
- по строке 464 (в положительном значении) указываются показатели выбытия денежных средств при заимствовании (дебетовый оборот счета 0 304 06 000);
- по строке 463 (в отрицательном значении) указываются показатели поступления денежных средств при заимствовании (кредитовый оборот счета 0 304 06 000).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.