Путевой лист (для госсектора)
Смотрите в этом материале:
Оформление путевого листа при аренде автомобиля
Порядок оформления путевого листа
Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства (далее - ТС), водителя (п. 14 ст. 2 УАТ). Запрещается перевозить пассажиров и грузы без оформления путевого листа на транспортное средство (ч. 2 ст. 6 УАТ). За управление транспортным средством без оформления путевого листа предусмотрена административная ответственность ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.
Спорный момент
Должна ли организация, не осуществляющая деятельность по оказанию услуг автомобильным транспортом, оформлять путевой лист?
Требование об оформлении путевого листа установлено Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ). Однако согласно ч. 1 ст. 1 УАТ РФ он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, являющихся частью транспортной системы РФ. Под перевозчиком в целях данного Закона понимаются юрлицо или ИП, принявшие на себя по договору обязанность перевезти пассажира (багаж, груз) (п. 13 ст. 2 УАТ РФ). Нормы Обязательных реквизитов были разработаны в соответствии с положениями УАТ РФ и в связи с этим не должны иметь сферу действия более широкую, чем указанный Закон.
Вместе с тем в судебной практике, как правило, встречается расширительное толкование положений указанных выше нормативных правовых актов. В частности, основываясь на положениях ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), обязывающих всех юрлиц, осуществляющих любую деятельность, связанную с эксплуатацией ТС, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, суды приходят к выводу о том, что нормы УАТ РФ и Обязательных реквизитов об обязательном оформлении путевого листа при перевозке пассажиров и грузов распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (см., например, определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529). Ведь именно в путевом листе фиксируются, например, сведения о прохождении водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, предрейсового техконтроля ТС *(1).
Акцентируя внимание на обеспечении безопасности дорожного движения, суды более широко, чем в УАТ РФ, толкуют понятие "пассажир", относя к нему не только лицо, перевозка которого осуществляется на основании договора (п. 12 ст. 2 УАТ РФ), но и любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем (п. 1.2 ПДД). На этом основании делается вывод, что перевозка пассажиров даже для собственных нужд организации (например, работников) требует оформления путевого листа.
Таким образом, организациям, осуществляющим перевозку грузов и пассажиров для собственных нужд, целесообразно оформлять и выдавать путевые листы водителям ТС, на которых производится перевозка.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевого листа утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее - Приказ N 152) и должны применяться всеми юрлицами, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (п.п. 2, 9 Приказа N 152).
Ранее в силу положений Приказа Минфина России от 15.12.2010 N 173н форма путевого листа, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, являлась первичным документом, обязательным для применения в бюджетном и бухгалтерском учете. В настоящее время (после вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н) такие формы необязательны для применения и путевой лист не является первичным документом для списания ГСМ.
Тем не менее нормы Приказа Минтранса N 152 об обязательных реквизитах путевого листа остаются в силе, поэтому путевой лист по-прежнему является документом учета и контроля работы ТС и водителя. ГСМ списывается на основании первичного документа - Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), а путевой лист используется как основание для:
- расчета объема израсходованного топлива и обоснования его списания;
- контроля рабочего времени водителя, расчета заработной платы водителя (приложение 7 к письму ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/660);
- подтверждения срока командировки при использовании личного или служебного транспорта для проезда в командировку (письмо Минфина России от 13.04.2007 N 14-05-07/6);
- начисления компенсации за использование личного транспорта в служебных поездках;
- подтверждения производственного характера понесенных расходов (см. письмо Минфина России от 11.06.2014 N 03-04-05/28243).
Необходимость оформления путевого листа при направлении работника в командировку на личном или служебном транспорте
При направлении работника в командировку на личном транспорте или автомобиле, принадлежащем организации, оформление путевого листа связано с необходимостью подтверждения срока пребывания работника в командировке, маршрута следования, для расчета расходов на ГСМ в целях компенсации их работнику (при использовании личного автомобиля) или списания ГСМ (если используется служебный транспорт).
Возможность использования формы путевого листа для этих целей при проезде работника к месту командирования и обратно на служебном транспорте или на личном транспорте работника предусмотрена п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки". Аналогичная норма содержится в п. 2 Перечня документов, подтверждающих фактический срок пребывания федерального государственного гражданского служащего в служебной командировке при отсутствии проездных документов (билетов) (утв. приказом Минфина России от 10.03.2015 N 33н).
В случае направления работника в командировку на служебном транспорте в путевом листе должны стоять отметки о прохождении осмотров. Проведение осмотров (ТС и водителя) не требуется, если поездка совершается на личном транспорте.
Оформление путевого листа при аренде автомобиля
При аренде автомобиля обязанность оформления путевого листа ложится на того, кто его эксплуатирует.
Если ТС арендуется с экипажем, то в силу ст. 632 ГК РФ услуги по управлению ТС и по его технической эксплуатации оказывает арендодатель. Следовательно, он оформляет путевой лист, несет расходы на ГСМ, обеспечивает прохождение медицинского и технического осмотров.
Если аренда без экипажа, в силу ст. 642 арендатор осуществляет управление и эксплуатацию своими силами и несет соответствующие расходы. Следовательно, в этом случае путевой лист оформляет арендатор.
Порядок оформления путевого листа
Учреждение может использовать:
- унифицированные формы путевых листов, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78;
- формы, разработанные самостоятельно.
При использовании унифицированных форм в них следует добавить:
- основной государственный регистрационный номер юрлица (ОГРН) в сведениях о собственнике (владельце) ТС (пп. 1 п. 5 Приказа N 152);
- сведения о дате и времени предрейсового и послерейсового медосмотров водителя, ФИО и подпись (штамп) медработника, проводившего осмотр;
- сведения о дате, времени проведения предрейсового контроля технического состояния ТС, подпись, ФИО контролера технического состояния ТС.
Печать или штамп организации теперь в путевом листе проставлять не обязательно.
Отсутствие данных реквизитов в унифицированных формах связано с тем, что с момента вступления в силу Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм, не являются обязательными к применению (см. информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Последние изменения, которые вносились в Приказ N 152, в них не учитывались.
При принятии решения об использовании унифицированных форм путевого листа (с внесенными изменениями) или форм, разработанных самостоятельно, следует утвердить их локальным нормативным актом, приложив образцы форм.
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом для перевозок на дорогах общего пользования (п. 9 Приказа N 152).
Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно ТС нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя. В этом случае дата, время и показания одометра при выезде автомобиля с места постоянной стоянки вносятся в путевой лист водителя, выезжающего первым со стоянки. А дата, время и показания одометра при возвращении на стоянку - в путевом листе водителя, который заезжает на место постоянной стоянки последним (п. п. 11, 15 Приказа N 152). Место постоянной стоянки устанавливается приказом руководителя организации.
Реквизиты путевого листа.
Форма путевого листа должна содержать наименование документа "Путевой лист". В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства (например, "Путевой лист легкового автомобиля", "Путевой лист грузового автомобиля" и т. п.) (п. 12 Приказа N 152). Каждый путевой лист должен быть пронумерован в хронологическом порядке в соответствии с принятой в учреждении системой нумерации.
Срок действия путевого листа:
- может оформляться на каждый день;
- форма путевого листа может предусматривать иной срок его использования - до 1 месяца (п. 10 Приказа N 152). Если путевой лист оформляется более чем на один день, указываются даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Если путевой лист оформляется на срок более одного дня, его форма должна предусматривать возможность проставления отметок о проведении медосмотров и техконтролей перед каждым рейсом.
К обязательным реквизитам также относятся:
- сведения о собственнике (владельце) ТС (наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН)) (пп. 1 п. 5 Приказа N 152);
- модель транспортного средства, а также модель автоприцепа (полуприцепа) при их использовании;
- государственный регистрационный знак транспортного средства;
- дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты), показания одометра (полные км. пробега) при выезде транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезде на указанную стоянку (проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя учреждения, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий);
- дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния ТС (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ) (п. 6 Приказа N 152);
- сведения о водителе (фамилия, имя, отчество; дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра) (п. 7 Приказа N 152).
Руководителем учреждения назначаются лица, ответственные за оформление путевых листов - фиксацию дат, времени и показаний одометра при выезде и въезде транспортного средства с места и на место постоянной стоянки. Эти данные должны быть заверены штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий ответственных лиц (п. 13 Приказа N 152). Кроме того, в путевом листе должны содержаться подписи водителя о принятии ТС, медработника, проводившего предрейсовый и послерейсовый осмотр водителя, и контролера технического состояния, проводившего предрейсовый осмотр ТС.
Путевые листы не являются бланками строгой отчетности, поэтому учреждение может изготовить их самостоятельно. Если учреждение их все же заказывает, то изготовление из материалов типографии следует отражать в учете по КОСГУ 340.
Оформляются путевые листы в одном экземпляре на каждый автомобиль и хранятся не менее пяти лет (п. 18 Приказа N 152).
Дополнительные реквизиты
На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа.
Сведения о маршруте (пунктах назначения в течение срока действия путевого листа) отнесены к дополнительным реквизитам, которые вносит водитель во время смены. Однако, по мнению специалистов, эта информация должна обязательно фиксироваться на оборотной стороне путевого листа, поскольку отражает содержание хозяйственной операции. Отсутствие сведений о пунктах следования автомобиля (отсутствие путевого листа) не позволяет судить о факте его использования сотрудником в служебных целях. Это означает возникновение у физического лица (водителя) экономической выгоды. Такой доход подлежит обложению НДФЛ. Кроме того, такой путевой лист не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ (см. письма Минфина России от 11.06.2014 N 03-04-05/28243, 03.10.2012 N 02-06-10/4066, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129; определение ВАС РФ от 30.08.2013 N ВАС-11880/13; постановление Седьмого ААС от 25.01.2016 N 07АП-12336/15; решения Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2018 N А40-76951/2017, Тындинского районного суда Амурской области от 08.06.2017 N 2-395/2017). Отражение в налоговом учете расходов на ГСМ в отсутствие в путевом листе детализированного маршрута автомобиля может явиться причиной споров с налоговой инспекцией.
Поэтому для подтверждения экономической обоснованности расходов на ГСМ целесообразно, чтобы в путевом листе была запись не "поездки по городу", а прослеживался конкретный маршрут следования, включающий все пункты назначения, например:
- отправление - (ООО "Ромашка") г. Москва, пр-т. Вернадского, д. 101, время; прибытие в место назначения - (ПАО "Василек") г. Москва, ул. 1905 года, д. 5, время, километраж;
- отправление - (ПАО "Василек") г. Москва, ул. 1905 года, д. 5, время; прибытие в место назначения - (МБУ 1-я Городская больница) г. Наро-Фоминск, ул. Жукова, д. 10, время, километраж и т. д.
В локальном акте учреждения может быть описано, каким образом следует детализировать маршрут движения в путевых листах. При этом следует учитывать рекомендации органа-учредителя. Детализация маршрута должна быть достаточной, чтобы надежно обосновать расходы. Однако детализация маршрута движения с указанием до каждого дома или улицы, по которым двигался автомобиль из пункта отправления в место назначения, является излишней.
В то же время для подтверждения произведенных расходов налогоплательщик вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, при составлении которых могут использоваться, например, данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь (см. письмо Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354).
Унифицированные формы путевых листов, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, содержат раздел "Движение горючего", в том числе фактический расход и расход по норме.
Фактический расход (ФР) топлива в литрах можно рассчитать, если из суммы остатка ГСМ на момент выезда автомобиля (Он) и количества заправленного ГСМ(З) вычесть остаток ГСМ на конец дня (Ок).
Он + З - Ок = ФР
Расход по норме можно рассчитать в соответствии с разделом II "Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенных в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях, носят рекомендательный характер. При должном обосновании в учреждении могут применяться нормы, отличающиеся от приведенных в данном документе. Учреждениям госсектора использование норм необходимо для подтверждения экономности расходов.
Расходование ГСМ сверх установленных норм не всегда является нарушением. Однако при превышении норм должно быть проведено разбирательство. Возможно, по его итогам будет выявлено злоупотребление и в учете нужно будет начислить доход по компенсации нанесенного учреждению ущерба. А возможно, что превышение норм обусловлено неисправностью автомобиля и необходимо будет запланировать средства на его ремонт.
Журнал регистрации путевых листов
Оформленные путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Приказа N 152). При этом может использоваться форма Журнала учета движения путевых листов, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78 или разработанная самостоятельно.
Отсутствие журнала или неосуществление регистрации путевых листов в журнале может явиться основанием для привлечения автотранспортных организаций, имеющих лицензию, к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Журнал ведется с целью контроля выдачи и движения путевых листов, выданных водителю, и сдачи обработанных путевых листов в бухгалтерию.
Записи в журнале делаются в момент выдачи водителю путевого листа лицом, ответственным за его оформление. Также записи делаются в момент сдачи путевого листа водителем и при передаче его в бухгалтерию.
Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры
Медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) и по окончании рабочего дня (смены, рейса) (п.п. 4, 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), п.п. 4, 5 Порядка, утв. приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н (далее - Приказ N 835н)).
Если водитель направляется в командировку на несколько дней, срок командировки признается за один рейс. В этом случае оформляется один путевой лист на весь срок командировки (п.п. 4, 10 Приказа N 152), водитель должен пройти медосмотр перед рейсом. Требований о прохождении водителем ежедневного медосмотра в ходе многодневного рейса нормы действующего законодательства не содержат (см. решения Ашинского городского суда Челябинской области от 03.10.2017 N 12-93/2017, Сысольского районного суда Республики Коми от 31.01.2017 N 12-7/2017).
При организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в силу п. 15 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ под рейсом понимается путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт. Поэтому медицинский осмотр должен проводиться также при отправке транспортного средства из конечного пункта в начальный (см. решение Приморского краевого суда от 16.10.2017 N 21-1135/2017).
По результатам прохождения медосмотров при вынесении заключения, в путевых листах ставится дата и время проведения осмотра, штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен " или, соответственно, "прошел послерейсовый медицинский осмотр ", который заверяется подписью с указанием фамилии, имени и отчества и штампом медицинского работника, проводившего медицинский осмотр (п.п. 16, 17 Приказа N 835н, п. 16 Приказа N 152).
Результаты проведенных медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (п.п. 14, 15 Приказа N 835н). В журналах указывается следующая информация о работнике:
1) дата и время проведения медосмотра;
2) фамилия, имя, отчество работника;
3) пол работника;
4) дата рождения работника;
5) результаты исследований;
6) заключение о результатах медосмотров;
7) подпись медработника с расшифровкой подписи;
8) подпись работника.
Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесённые в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Медосмотры могут проводиться медработниками, имеющими высшее и (или) среднее профобразование, медорганизацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медработником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии, предусматривающей осуществление предрейсовых и послерейсовых медосмотров (п. 8 Приказа N 835н).
Следует учитывать, что медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотры, должен помимо высшего и (или) среднего профессионального образования иметь действующий сертификат специалиста и документ, подтверждающий прохождение специального обучения по программе подготовки медперсонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медосмотров водителей транспортных средств, утв. приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 (приложение N 8) (п. 1 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ, введение к Методическим рекомендациям, утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002).
Организация проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров возлагается на работодателя и осуществляется за его счет (п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, п. 9 Приказа N 835).
Для проведения медосмотров учреждение может:
- заключить договор с медорганизацией, имеющей лицензию на осуществление медосмотров;
- принять в штат медработника для проведения медосмотров и получить лицензию на соответствующий вид деятельности. При отсутствии лицензии учреждение может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ (см. постановления Калачинского городского суда Омской области от 09.09.2015 N 5-28/2015, Бежаницкого районного суда Псковской области от 16.06.2017 N 5-38/2017);
- заключить гражданско-правовой договор с медработником на оказание услуг предрейсовых и послерейсовых осмотров. В этом случае необходимо учитывать, что такая деятельность медработника может признаваться лицензируемой предпринимательской деятельностью (см. постановление Оренбургского областного суда от 01.03.2017 N 4А-92/2017). Поэтому при заключении такого договора следует иметь в виду, что при отсутствии у медработника лицензии на соответствующий вид деятельности, учреждение может быть привлечено к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за неправомерный допуск (с нарушением установленного порядка) к выполнению трудовых обязанностей по управлению транспортными средствами (см. решение Яранского районного суда Кировской области от 30.01.2018 N 12-9/2018).
Нарушение требования о проведении медосмотров или проведение его медработником, не имеющим соответствующей квалификации, является основанием для привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Вместе с тем объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ состоит в нарушении установленных требований при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов. Допуск водителя, не прошедшего предрейсовый медосмотр, к управлению транспортным средством, не осуществляющего перевозку перевозку пассажиров, багажа, грузов, не образует состав указанного правонарушения (см. постановление Верховного Суда РФ от 30.03.2015 N 303-АД15-1437, решения Брянского районного суда Брянской области от 05.11.2014 N 12-212/2014, Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.02.2014 N А79-7445/2013, Угличского районного суда Ярославской области от 09.01.2018 N 12-13/2018).
Однако, если в автомобиле присутствует хотя бы один пассажир или какой-либо груз, это признается перевозкой пассажиров или грузов и обязывает к проведению медосмотра.
Под "пассажиром" судами, как правило, понимается лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него) (п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
В этом случае обязанность по организации предрейсовых медосмотров лиц, управляющих транспортным средством, возникает у любого юрлица, осуществляющего перевозки, даже если оно не оказывает услуги в сфере транспорта.
Обязанность проходить предрейсовый медосмотр не зависит от должности того, кто управляет автомобилем (см. решение Брянского районного суда Брянской области от 05.11.2014 N 12-212/2014).
Водитель - это лицо, управляющее транспортным средством. Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя (ст. 2 Закона N196-ФЗ).
Непроведение послерейсовых медосмотров также является основанием для привлечения к административной ответственности юрлица, осуществляющего перевозки, даже если ТС используется юрлицом исключительно для перевозки своих сотрудников (см. решение Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2013 N А50-11485/2013).
Отсутствие в путевом листе информации о прохождении предрейсового или послерейсового осмотра или проведение их с нарушением не является препятствием для списания ГСМ с учета на основании таких путевых листов.
Предрейсовый контроль технического состояния автомобиля
Обязанность не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, и обеспечения соответствия технического состояния ТС требованиям безопасности дорожного движения лежит на всех юридических лицах, эксплуатирующих ТС, независимо от того, осуществляют или нет они перевозки пассажиров, грузов и багажа, поскольку связана с безопасностью дорожного движения (п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ). Наличие в путевом листе отметки о прохождении автомобилем предрейсового контроля свидетельствует о его исправности.
При этом обязанность проведения предрейсового контроля техсостояния ТС в порядке, установленном Минтрансом, возложена на юрлиц, осуществляющих перевозки (п. 4 ст. 20 Закона N 196-ФЗ). В этом случае при отсутствии отметки о прохождении контроля может применяться ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, если не будет доказано его проведение (ответственность предусмотрена не за отсутствие информации о предрейсовом контроле в путевом листе, а за нарушение требований к его проведению).
Порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 06.04.2017 N 141 (далее - Приказ N 141).
Без отметки о прохождении предрейсового контроля и подписи контролера выпуск транспортного средства на линию не допускается (п. 10 Приказа N 141).
Если транспортное средство направляется в рейс на несколько дней, оформляется один путевой лист, и предрейсовый контроль проводится перед рейсом. Требование о прохождении ежедневного техосмотра в ходе многодневного рейса нормы действующего законодательства не содержат (с 15 декабря 2017 г. п. 2.5 Перечня мероприятий, утвержденного приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7, исключено требование о проведении предрейсового контроля ежедневно).
При организации регулярных перевозок пассажиров и багажа следует учитывать, что в силу п. 15 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ под рейсом понимается путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт. Поэтому технический осмотр должен проводиться также при отправке транспортного средства из конечного пункта в начальный (см. решение Приморского краевого суда от 16.10.2017 N 21-1135/2017).
При проведении контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, а при наличии конструктивных особенностей специальных и специализированных транспортных средств - состояние и исправность других систем, механизмов, агрегатов, узлов и деталей, характерных для данных типов транспортных средств, влияющих на безопасность дорожного движения.
Если в процессе контроля не выявлены неисправности, в путевом листе ставится отметка "прошел предрейсовый контроль технического состояния " и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, дата и время его проведения (п. 8 Приказа N 141, п. 16.1 Приказа N 152).
Согласно п. 11 Приказа N 141 субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения предрейсового контроля, фиксируя в Журнале регистрации его результаты. Унифицированной формы журнала нет, но предусмотрены обязательные реквизиты:
1) наименование марки, модели транспортного средства;
2) государственный регистрационный знак транспортного средства;
3) фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
4) фамилия, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего предрейсовый контроль;
5) дата, время проведения предрейсового контроля;
6) показания одометра (полные км пробега) при проведении предрейсового контроля;
7) отметка о прохождении предрейсового контроля;
8) подпись водителя транспортного средства;
9) подпись контролера, проводившего предрейсовый контроль.
В журнале регистрации результатов предрейсового контроля допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
К контролерам технического состояния автотранспортных средств предъявляются профессиональные и квалификационные требования, утвержденные приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287, которые должны и удовлетворять одному из следующих условий:
- наличие диплома о среднем профобразовании по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.03, с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля техсостояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профпереподготовке по программе профпереподготовки с присвоением квалификации контролера техсостояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Несоответствие контролера указанным требованиям является основанием для признания предрейсового контроля непройденным.
Для проведения предрейсового контроля учреждение может:
- назначить своего (или принять нового) работника, соответствующего профессиональным и квалификационным требованиям, или направить на обучение своего работника, квалификация которого не соответствует указанным выше требованиям;
- заключить гражданско-правовой договор со специалистом, соответствующим профессиональным и квалификационным требованиям на оказание услуг предрейсового контроля в месте нахождения учреждения;
- заключить договор со сторонней организацией, осуществляющей техническое обслуживание транспортных средств, которая будет присылать своего специалиста для проведения предрейсового контроля.
Предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки (п. 3 Приказа N 141, п. 2.5 Перечня мероприятий, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7). Поэтому при заключении договора со сторонней организацией на проведение осмотров следует учитывать, что транспортное средство не может выезжать для проведения осмотра в другую организацию. Это будет являться нарушением. Специалист для проведения осмотра должен прибыть на место постоянной стоянки ТС.
Лицо, ответственное за проведение контроля, назначается приказом руководителя учреждения (п. 4 Приказа N 141).
За осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Как и в случае с медицинскими осмотрами, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, состоит в нарушении установленных требований при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов. Использование транспортного средства, не прошедшего предрейсовый контроль, в поездках без пассажиров, багажа, грузов, не образует состав указанного правонарушения (см. постановление ВС РФ от 30.03.2015 N 303-АД15-1437). Однако, если в автомобиле присутствует хотя бы один пассажир или какой-либо груз, это признается перевозкой пассажиров или груза и обязывает к проведению контроля технического состояния автомобиля.
Отсутствие в путевом листе информации о прохождении предрейсового контроля технического состояния автомобиля не является препятствием признания расходов на ГСМ в налоговом учете.
Нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Правила дорожного движения РФ, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090;
- Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов";
- Приказ Минтранса России от 06.04.2017 N 141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств";
- Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации";
- Приказ Минтранса России от 28.09.2015 N 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом";
- Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров";
- Методические рекомендации "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002).
______________________________
*(1) Вместе с тем имеется противоположная практика (см. определение ВС РФ от 22.04.2016 N 301-КГ16-3321), где отмечается, что на учреждение, не являющееся юридическим лицом, осуществляющим на основании договоров перевозки коммерческую деятельность по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения, не распространяются требования ч.ч. 1, 4 ст. 20 Закона N 196-ФЗ и требования Устава автомобильного транспорта, а также положения иных нормативных правовых актов, относящихся к деятельности юридических лиц по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Тема
Документальное оформление списания материальных запасов (для госсектора)
См. также
Нормы списания топлива и смазочных материалов (для госсектора)
Учет в госучреждении операций при заправке автомобилей с использованием топливных пластиковых карт
Расходы на содержание служебного транспорта (в целях налогообложения прибыли)
Формы документов
Примерные формы путевых листов
Образцы заполнения унифицированных форм
Договор на проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.