Учет субсидий на выполнение задания
Смотрите в этом материале:
Учет при предоставлении субсидии на задание у учреждения
Учет при предоставлении субсидии на задание у учредителя
Учет недофинансирования бюджетного (автономного) учреждения
Использование средств субсидии на выполнение задания в рамках внутреннего потребления
Учет любых операций бюджетных и автономных учреждений со средствами субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, соответствующих расчетов, а также нефинансовых активов, приобретенных за счет средств таких субсидий, ведется на счетах рабочего плана счетов с указанием в 18 разряде аналитического кода 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" (п. 21 Инструкции N 157н).
Согласно п. 200 Инструкции N 157н аналитический учет расчетов по поступлениям субсидий на выполнение задания ведется в одном из следующих регистров:
- Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051);
- Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071).
Учет при предоставлении субсидии на задание у учреждения
При условии, что бюджет публично-правового образования утверждается на три года, а также задание утверждено на 3 года, в соглашении о предоставлении субсидии также должна быть указана сумма на 3 года. При этом ожидаемые доходы на 500-х счетах отражаются в разрезе соответствующих финансовых периодов.
Ежегодно на основании вновь заключенного соглашения показатели каждого из трех лет как на балансовых счетах, так и на счетах санкционирования подлежат корректировке.
Если соглашение заключено в текущем году на текущий год до представления отчетности за прошлый год, факт заключения соглашения должен найти отражение в отчетности как существенное событие после отчетной даты.
Операции по получению субсидии на выполнение задания отражаются в соответствии с положениями Инструкций NN 174н, 183н.
Кроме того, Минфином России было доведено системное письмо "О признании в бухгалтерском (бюджетном) учете показателей доходов (расходов) отчетного периода по операциям от получения бюджетными и автономными учреждениями субсидий из бюджета" от 04.02.2020 N 02-06-07/6939, а также письмо от 06.02.2020 N 02-07-07/7802.
Начиная с субсидий на 2019 год на основании Соглашения в учете учреждения надо отражать только доходы будущих периодов (кредит счета 401 40) (п. 93 Инструкции N 174н, п.п. 96, 186 Инструкции N 183н, п. 3.2 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939). И совсем не важно, заключено соглашение в прошлом или текущем году - все равно можно использовать только счет 401 40. Ранее было допустимо использование кредита счета 401 10, если соглашение на предоставление субсидии для выполнения задания текущего года заключено в текущем году сроком на 1 год.
Получение субсидии на выполнение задания отражается по кредиту счета 4 205 31 661 в корреспонденции с:
- дебетом счета 4 201 11 510 с одновременным увеличением забалансового счета 17 (АнКВД 130; КОСГУ 131) (п. 72 Инструкции N 174н, п. 72 Инструкции N 183н, п. 365 Инструкции N 157н, п. 12.1.3 Порядка N 85н, п. 9.3.1 Порядка N 209н) бюджетными и автономными учреждениями;
- дебетом счета 4 201 21 510 с одновременным увеличением забалансового счета 17 (АнКВД 130; КОСГУ 131) (п. 77 Инструкции N 183н, п. 365 Инструкции N 157н, п. 12.1.3 Порядка N 85н, п. 9.3.1 Порядка N 209н) автономными учреждениями.
В настоящее время не предусмотрено требования об отражении на балансовых счетах каких-либо операций при наступлении даты предоставления субсидии согласно Графику. В учетной политике можно предусмотреть специальное субконто для счета 205 31, например, "Дебиторская задолженность с наступившим сроком погашения". Обороты по счету 205 31, связанные с изменением этого субконто, при составлении Сведений (ф. 0503769) учитывать не надо.
В составе доходов текущего отчетного периода субсидия отражается по мере исполнения задания (п.п. 30, 54 Стандарта "Доходы", п. 301 Инструкции N 157н). Данная норма применяется в увязке с положениями п.п. 150, 158 Инструкции N 174н и п.п. 178, 186 Инструкции N 183н, согласно которым доходы текущего года в сумме выполненного задания надо признавать на основании отчета о выполнении задания.
Периодичность представления и утверждения отчета о выполнении задания устанавливается соответствующим публично-правовым образованием и указывается, как правило, в Соглашении.
На федеральном уровне отчет о выполнении государственного задания предоставляется в сроки, установленные государственным заданием, но не позднее 1 марта финансового года, следующего за отчетным (п. 47 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640, далее - Постановление N 640).
Помимо обязательного к представлению итогового годового отчета, орган-учредитель вправе установить обязанность представления предварительного годового отчета, а также промежуточную (ежемесячную, ежеквартальную) отчетность о выполнении задания, например, установить плановые показатели достижения результатов на установленную им отчетную дату в процентах от годового объема или в натуральных показателях с разбивкой по периодам отчета в течение года (на федеральном уровне смотрите п.п. 46, 47 Положения N 640).
Как определить выполнение задания для составления промежуточной отчетности смотрите подробнее здесь.
Специалисты финансового ведомства в системном письме от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 разъясняют, что признание доходов текущего финансового года в виде полученной субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется на основании:
а) Отчета о выполнении государственного (муниципального) задания;
и (или)
б) Извещения (ф. 0504805);
и (или)
в) иного документа, предусмотренного Соглашением для целей отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете результатов использования субсидии.
Извещение (ф. 0504805) содержит информацию о результатах использования субсидии на выполнение задания. Оно составляется бюджетным (автономным) учреждением, если на дату формирования годовой отчетности отсутствует Отчет о выполнении государственного (муниципального) задания. В таком случае признание доходов от полученной субсидии отражается на основании Извещения (ф. 0504805).
Представление Извещений (ф. 0504805) осуществляется в порядке, аналогичном порядку представления Извещения (ф. 0504805) в целях формирования расчетов с учредителем по взаимосвязанным показателям отчетности учреждения (счет 0 210 06 000) и учредителя (счет 0 204 33 000).
Извещение (ф. 0504805) составляется бюджетным (автономным) учреждением в двух экземплярах и направляется учредителю. Причем для оперативности учреждение может отправить учредителю по электронной почте скан-копии документов.
Если учредитель принимает решение о признании в бюджетном учете расходов по предоставленной субсидии на выполнение задания в сумме, указанной учреждением в Извещении (ф. 0504805), то бухгалтерской службой учредителя направляется второй экземпляр Извещения (ф. 0504805) (или его скан-копия) бюджетному (автономному) учреждению. И тогда в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения отражаются записи по признанию расчетов по субсидии на задание учредителя. В частности, по признанию доходов будущих периодов доходами текущего года.
Таким образом, Извещение (ф. 0504805) формируется в целях завершения финансового года при невозможности представления Отчета о выполнении государственного (муниципального) задания в срок, позволяющий с учетом событий после отчетной даты отразить в учете объекты бухгалтерского учета по методу начисления. В то же время на первое число года, следующего за отчетным, в бухгалтерском учете должны быть сформированы записи по признанию расчетов по субсидии. В частности, в учете учреждения должны быть признаны доходы текущего года. Соответственно, такие бухгалтерские записи отражаются в учете (письма Минфина России от 26.02.2020 N 02-06-10/13507, от 06.02.2020 N 02-07-07/7802):
- либо датой Извещения (ф. 0504805), Отчета (промежуточного, предварительного) о выполнении условий Соглашения, если они утверждены в году предоставления субсидии;
- либо последним днем отчетного периода.
Формирование Извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанности представления Отчетов о выполнении задания, даже если они должны быть представлены учреждением после представления годовой бухгалтерской отчетности.
Отчет о выполнении государственного (муниципального) задания может показать факт недостижения объемных показателей задания. Соответственно, объем субсидии, ранее зафиксированный на основании Извещения (ф. 0504805), подлежит изменению. Минфин России в письме от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 прямо указывает: в этом случае корректировка является уточнением ранее принятых оценочных значений. Такие корректировки отражаются учредителем с направлением учреждению Извещения (ф. 0504805), содержащего соответствующие корректирующие бухгалтерские записи.
Проводки по уточнению ранее принятых в ходе завершения финансового года оценочных значений не являются исправлением ошибки, и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по предоставленным субсидиям.
Если показатели в итоговом отчете, Извещении (ф. 0504805) меньше, чем установлено заданием с учетом установленных отклонений, то субсидия в объеме, соответствующем показателям невыполнения задания, подлежит перечислению в бюджет. Такое требование устанавливается на уровне конкретного публично-правового образования. То же правило работает и по отдельным услугам/работам: остатки субсидии, приходящиеся на объем невыполненных услуг/работ, перечисляются в доход бюджета (письмо Минфина России от 11.04.2016 N 02-01-09/20628). В случае если требование о возврате в бюджет остатка субсидии не предусмотрено, при расходовании этого остатка в следующем году необходимо строго соблюдать те требования по целевому использованию, которые были установлены при предоставлении субсидии.
Если задание не выполнено, то на сумму его невыполнения следует списать доходы будущих периодов (счет 4 401 40 131) и отразить кредиторскую задолженность перед бюджетом (счет 4 303 05 731).
Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 N 1390-р федеральным бюджетным и автономным учреждениям, работающим в наиболее пострадавших отраслях экономики и приостановившим деятельность, предоставлена возможность осуществлять в 2020 году за счет субсидии на госзадание расходы:
- по оплате труда работников в целях обеспечения установленного уровня оплаты труда;
- по уплате страховых взносов, налогов и сборов;
- по оплате коммунальных услуг ;
- по оплате работ/ услуг по содержанию имущества,
в соответствии с Планом ФХД независимо от объема оказанных ими государственных услуг или выполненных работ.
Перечисление остатка субсидии на выполнение задания, предоставленной в прошлом году, в части его невыполнения отражается по статье 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов и по статье 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (п. 62.5.1 Порядка N 85н, п. 14.1 Порядка N 209н).
При перевыполнении задания с учетом установленных отклонений орган-учредитель может (но не обязан) предоставить соответствующую целевую субсидию (Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013). Мы же рекомендуем перевыполнение не указывать, а отчитываться выполнением 100%.
Любое увеличение/уменьшение субсидии должно сопровождаться соответствующим увеличением/уменьшением задания (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 2.2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ, п. 41 Положения N 640). В таком случае заключается Дополнительное соглашение, на основании которого учреждение корректирует учетные данные.
В бухгалтерском учете при этом отражается корректировка плановых назначений по доходам, по расходам согласно Плану ФХД. Отметим, что изменение размера субсидии на выполнение задания является одним из оснований для внесения изменений в План ФХД. Если объем субсидии увеличен, то отражается "прямая" бухгалтерская запись, аналогичная записи при отражении в учете плановых сумм при заключении Соглашения. Если же объем субсидии уменьшается, в учете отражаются "обратные" бухгалтерские записи (смотрите, к примеру, п. 5 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939).
Также корректируется показатель доходов будущих периодов. При уменьшении размера субсидии изменение доходов будущих периодов отражается обратной записью (п. 5 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939).
Если при уменьшении размера субсидии необходимо вернуть в бюджет часть субсидии на задание, предоставленной в текущем году, в учете следует показать уменьшение забалансового счета 17 (АнКВД 130; КОСГУ 131).
В бухгалтерском учете учреждения операции по получению субсидии на выполнение задания отражаются в следующем порядке:
ДЕБЕТ |
КРЕДИТ |
Содержание операции |
Датой заключения соглашения о предоставлении субсидии | ||
4 205 31 561 |
4 401 40 131 |
Отражено начисление доходов будущих периодов |
Датой утверждения Плана ФХД | ||
4 507 10 131 |
4 504 10 131 |
Утверждены плановые назначения по доходам в размере субсидии на текущий год |
4 507 20 131 |
4 504 20 131 |
Утверждены плановые назначения по доходам в размере субсидии на очередной год и плановый период |
4 507 Х0 131 |
4 504 Х0 131 |
|
Датой фактического перечисления денежных средств | ||
4 508 10 131 |
4 507 10 131 |
Отражено зачисление средств субсидии на лицевой счет учреждения, либо на счет в кредитной организации, открытый автономному учреждению |
4 201 11 510, 4 201 21 510 |
4 205 31 661 |
|
Увеличение | ||
Датой подписания соглашения об изменении размера предоставляемой субсидии | ||
4 507 10 131 |
4 504 10 131 |
Отражено увеличение размера субсидии, предоставленной на текущий финансовый год |
4 507 Х0 131 |
4 504 Х0 131 |
Отражено увеличение размера субсидии в плановом периоде |
4 504 10 131 |
4 507 10 131 |
Отражено уменьшение размера субсидии в плановом периоде |
4 504 Х0 131 |
4 507 Х0 131 |
Отражено уменьшение размера субсидии в плановом периоде |
4 205 31 561 |
4 401 40 131 |
Отражена корректировка доходов будущих периодов при увеличении размера субсидии |
4 401 40 131 |
4 205 31 661 |
Отражена корректировка доходов будущих периодов при уменьшении размера субсидии |
Датой возврата средств ранее полученной субсидии при уменьшении ее размера | ||
4 508 10 131 |
4 507 10 131 |
Отражена корректировка полученного финансового обеспечения способом "Красное сторно" |
4 205 31 561 |
4 201 11 610, 4 201 21 610 |
Отражено списание средств с лицевого счета учреждения или со счета в кредитной организации, открытого автономному учреждению |
Уменьшение | ||
Датой утверждения Отчета о выполнении задания, в том числе "промежуточного", Извещения (ф. 0504805), если они утверждаются в текущем году либо последним днем отчетного периода | ||
4 401 40 131 |
4 401 10 131 |
Отражено признание доходов текущего периода |
Датой утверждения Отчета о выполнении задания, Извещения (ф. 0504805) в случае недостижения объемных показателей | ||
4 401 40 131 |
... 610 4 303 05 731 |
Отражена задолженность по возврату в доход бюджета остатка субсидии при недостижении объемных показателей задания |
Датой возврата остатка субсидии прошлых лет в доход бюджета (письмо Минфина России от 02.09.2019 N 02-06-10/67478) | ||
... 610 4 303 05 831 |
4 201 11 610, 4 201 21 610 |
Отражен возврат остатка субсидии в доход бюджета |
Увеличение | ||
При недостаточности средств в рамках субсидии на задание для возврата в доход бюджета | ||
2 304 06 832 |
2 201 11 610, 2 201 21 610 |
Отражен перенос собственных средств на КФО "4" в сумме, необходимой для исполнения обязанности по возврату остатка субсидии в доход бюджета. Согласно контрольным соотношениям орган-учредитель в отчетности 2019 года должен был сверять показатель Раздела 1 Отчета (ф. 0503127) по КБК 000 1 13 02990 00 0000 130 с показателями строк 592 Раздела 3 и 911 (код 131) Раздела 4 Отчета (ф. 0503737), сформированного учреждением по КФО "4". |
Увеличение | ||
4 201 11 510, 4 201 21 510 |
4 304 06 832 |
|
Увеличение (АнКВИ 510, КОСГУ 510) |
Пример 1. Получение бюджетным (автономным) учреждением субсидии на госзадание. Задание выполнено в полном объеме
Между государственным бюджетным (автономным) учреждением и учредителем 9 января текущего года было подписано соглашение о предоставлении в текущем году субсидии на выполнение государственного задания на сумму 350 000 000,00 рублей.
В Плане ФХД были отражены доходы от предоставления субсидии на выполнение государственного задания в сумме 350 000 000,00 рублей и спланированы расходы за счет данной субсидии. План ФХД был утвержден 9 января текущего года.
Субсидия была перечислена учреждению 30 января в сумме 350 000 000,00 руб.
Государственное задание выполнено учреждением в полном объеме.
В целях завершения финансового года 1 февраля очередного года учреждением было сформировано Извещение (ф. 0504805) и направлено в адрес учредителя. Учредитель принял решение о формировании по итогам отчетного года расчетов по субсидии в суммах, указанных учреждением в Извещении (ф. 0504805). Бухгалтерской службой Учредителя был направлен второй экземпляр Извещения (ф. 0504805) бюджетному (автономному) учреждению.
В бухгалтерском учете учреждения будут отражены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
9 января | |||
4 507 10 131 |
4 504 10 131 |
350 000 000,00 |
На основании Плана ФХД отражены плановые доходы от субсидии на выполнение госзадания |
4 504 10 ХХХ |
4 506 10 ХХХ |
350 000 000,00 |
На основании Плана ФХД отражены плановые расходы за счет субсидии на госзадание |
4 205 31 561 |
4 401 40 131 |
350 000 000,00 |
На основании Соглашения начислены доходы будущих периодов от субсидии на выполнение госзадания |
30 января | |||
4 201 11 510 |
4 205 31 561 |
350 000 000,00 |
На лицевой счет бюджетного учреждения поступили средства субсидии на выполнение госзадания |
Увеличение 17 | |||
4 508 10 131 |
4 507 10 131 |
350 000 000,00 |
Отражено полученное финансовое обеспечение текущего финансового года по субсидии на госзадание |
31 декабря | |||
4 401 40 131 |
4 401 10 131 |
350 000 000,00 |
Последним днем отчетного периода начислен доход текущего финансового года на основании данных Извещения (ф. 0504805) |
Пример 2. Получение бюджетным (автономным) учреждением субсидии на госзадание. Задание выполнено не в полном объеме. Остаток возвращен в очередном году
Между государственным бюджетным (автономным) учреждением и учредителем 9 января текущего года было подписано соглашение о предоставлении в текущем году субсидии на выполнение государственного задания на сумму 350 000 000,00 рублей.
В Плане ФХД были отражены доходы от предоставления субсидии на выполнение государственного задания в сумме 350 000 000,00 рублей и спланированы расходы за счет данной субсидии. План ФХД был утвержден 9 января текущего года.
Субсидия была перечислена учреждению 30 января в сумме 350 000 000,00 руб.
Государственное задание выполнено учреждением не в полном объеме. В бюджет в очередном году необходимо вернуть 50 000 000,00 руб.
В целях завершения финансового года 1 февраля очередного года учреждением было сформировано Извещение (ф. 0504805).
Остаток был возвращен 15 января очередного года.
В бухгалтерском учете учреждения будут отражены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
9 января текущего года | |||
4 507 10 131 |
4 504 10 131 |
350 000 000,00 |
На основании Плана ФХД отражены плановые доходы от субсидии на выполнение госзадания |
4 504 10 ХХХ |
4 506 10 ХХХ |
350 000 000,00 |
На основании Плана ФХД отражены плановые расходы за счет субсидии на госзадание |
4 205 31 561 |
4 401 40 131 |
350 000 000,00 |
На основании Соглашения начислены доходы будущих периодов от субсидии на выполнение госзадания |
30 января текущего года | |||
4 201 11 510 |
4 205 31 561 |
350 000 000,00 |
На лицевой счет бюджетного учреждения поступили средства субсидии на выполнение госзадания |
Увеличение 17 | |||
4 508 10 131 |
4 507 10 131 |
350 000 000,00 |
Отражено полученное финансовое обеспечение текущего финансового года по субсидии на госзадание |
31 декабря текущего года | |||
4 401 40 131 |
4 401 10 131 |
300 000 000,00 |
Последним днем отчетного периода начислен доход текущего финансового года на основании данных Извещения (ф. 0504805) |
4 401 40 131 |
...610 4 303 05 731 |
50 000 000,00 |
Отражена обязанность по возврату в очередном году остатка субсидии в части невыполнения госзадания |
15 января очередного года | |||
...610 4 303 05 831 |
4 201 11 610 |
50 000 000,00 |
Возвращен в доход бюджета остаток субсидии в связи в невыполнением госзадания |
|
Увеличение 18 |
Учет при предоставлении субсидии на задание у учредителя
Соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания, заключенное между учреждением и учредителем, является основанием для отражения показателей принятых бюджетных обязательств (п. 140 Инструкции N 162н, Приложение 4.1 к Порядку N 221н, п. 3.1 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939).
Основанием для отражения принятых денежных обязательств у учредителя при предоставлении субсидии на задание является График перечисления денежных средств, которым по общему правилу оговариваются предельные сроки перечисления средств субсидии (см., в частности, Приложение N 1 к Типовой форме соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утв. приказом Минфина России от 31.10.2016 N 198н, п. 3.3 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939).
Денежные обязательства отражаются датой планового перечисления средств субсидии согласно Графику в том случае, если субсидия не перечислена своевременно. Если сроки перечисления соблюдены, то принятие денежных обязательств отражается датой фактического перечисления средств.
Расходы на предоставление субсидии на задание отражаются:
- бюджетным учреждениям: по КВР 611 в увязке с подстатьей 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ;
- автономным учреждениям: по КВР 621 в увязке с подстатьей 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ.
Операции по предоставлению субсидии на выполнение задания отражаются в соответствии с положениями Инструкции N 162н.
Кроме того, Минфином России было доведено системное письмо "О признании в бухгалтерском (бюджетном) учете показателей доходов (расходов) отчетного периода по операциям от получения бюджетными и автономными учреждениями субсидий из бюджета" от 04.02.2020 N 02-06-07/6939. А также письмо Минфина России от 06.02.2020 N 02-07-07/7802.
При перечислении субсидии в бюджетном учете учредителя отражается увеличение дебиторской задолженности на счете 206 41 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям". Пока учреждение не отчитается о выполнении задания, дебиторская задолженность должна числиться именно на счете 206 41, в т.ч. при заполнении Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769).
При определенных обстоятельствах за несвоевременное перечисление субсидии подведомственным учреждениям могут оштрафовать по ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Признание учредителем расходов текущего финансового года от предоставления субсидии на выполнение задания может отражаться на основании Отчета о выполнении задания (промежуточного, предварительного).
Кроме того, специалисты финансового ведомства в системном письме от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 разъясняют, что признание учредителем расходов текущего финансового года по операциям от предоставления субсидии на выполнение задания осуществляется по методу начисления.
При выявлении факта формирования финансового результата от предоставления субсидий на выполнение задания по кассовому методу, корректировка показателей финансового результата по расходам в бюджетном учете по методу начисления отражается в порядке, предусмотренном для отражения операций по исправлению ошибок прошлых лет.
Признание расходов по методу начисления текущего финансового года по операциям от предоставления субсидии на выполнение задания осуществляется на основании (письма Минфина России от 26.02.2020 N 02-06-10/13507, от 04.02.2020 N 02-06-07/6939):
а) Отчета о выполнении государственного (муниципального) задания;
и (или)
б) Извещения (ф. 0504805);
и (или)
в) иного документа, предусмотренного Соглашением для целей отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете результатов использования субсидии.
Извещение (ф. 0504805) содержит информацию о результатах использования субсидии на выполнение задания. Оно оформляется бюджетным (автономным) учреждением, если на дату формирования годовой отчетности отсутствует Отчет о выполнении государственного (муниципального) задания. В таком случае признание по методу начисления расходов по предоставлению субсидии на выполнение задания осуществляется на основании Извещения (ф. 0504805).
Извещения (ф. 0504805) представляются в порядке, аналогичном порядку представления Извещения (ф. 0504805) в целях формирования расчетов с учредителем по взаимосвязанным показателям отчетности учреждения (счет 210 06) и учредителя (счет 204 33).
Извещение (ф. 0504805) составляется бюджетным (автономным) учреждением в двух экземплярах и направляется учредителю. Причем для оперативности учреждение может направить учредителю по электронной почте скан-копии документов.
Если учредитель принимает решение о признании в бюджетном учете расходов по предоставленной субсидии в сумме, указанной учреждением в Извещении (ф. 0504805), бухгалтерской службой учредителя направляется второй экземпляр Извещения (ф. 0504805) (или его скан-копия) бюджетному (автономному) учреждению.
Показатели отчетности учредителя и бюджетных (автономных) учреждений в части признания расходов (доходов) текущего года от предоставления субсидий на выполнение задания должны быть сопоставимы. Поэтому рассмотрение учредителем представленных учреждением документов, содержащих информацию о результатах использования субсидий в текущем финансовом году, в частности Извещений (ф. 0504805), осуществляется в сроки, обеспечивающие формирование учреждением годовой отчетности.
Таким образом, Извещение (ф. 0504805) формируется в целях завершения финансового года при невозможности представления Отчета о выполнении государственного (муниципального) задания в срок, позволяющий с учетом событий после отчетной даты отразить в учете объекты бухгалтерского учета по методу начисления. В то же время на первое число года, следующего за отчетным, в бюджетном учете должны быть сформированы записи по признанию расчетов по предоставленной субсидии на выполнение задания. В частности, у учредителя должны быть признаны расходы текущего года, зачтен аванс. Соответственно, такие бухгалтерские записи отражаются в учете (письма Минфина России от 26.02.2020 N 02-06-10/13507, от 06.02.2020 N 02-07-07/7802):
- либо датой Извещения (ф. 0504805), Отчета о выполнении государственного (муниципального) задания (промежуточного, предварительного), если они утверждены в году предоставления субсидии
- либо последним днем отчетного периода.
Формирование Извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанности представления Отчета о выполнении задания, даже если он должен быть представлен учреждением после представления годовой бухгалтерской отчетности.
Отчет о выполнении государственного (муниципального) задания может показать факт недостижения показателей задания. Соответственно, объем субсидии, ранее зафиксированный на основании Извещения (ф. 0504805), подлежит изменению. Минфин России в письме от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 прямо указывает: в этом случае корректировка является уточнением ранее принятых оценочных значений. Такие корректировки отражаются учредителем с направлением учреждению Извещения (ф. 0504805), содержащего соответствующие корректирующие бухгалтерские записи.
Проводки по уточнению ранее принятых в ходе завершения финансового года оценочных значений не являются исправлением ошибки, и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по предоставленным субсидиям.
Когда учреждение предоставляет учредителю документ, содержащий информацию о достижении условий предоставления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, в бюджетном учете отражаются:
1. Расходы текущего года в сумме согласно представленному документу:
Дт КРБ 1 401 20 241 Кт 1 302 41 732;
2. Начисление денежных обязательств в сумме согласно представленному документу:
Дт КРБ 1 502 11 241 Кт КРБ 1 502 12 241;
3. Зачет аванса в сумме согласно представленному документу:
Дт КРБ 1 302 41 832 Кт КРБ 1 206 41 662
4. Уточнение принятых денежных обязательств способом "Красное сторно" в сумме зачета ранее принятых денежных обязательств:
Дт КРБ 1 502 11 241 Кт КРБ 1 502 12 241.
Возврат остатков средств субсидии, предоставленной бюджетным (автономным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, в связи с его невыполнением, отражается в учете учредителя с применением счета 205 36 "Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания" с учетом положений проекта Приказа Минфина России "О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н ..." (смотрите также п. 8 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939).
В бюджетном учете учредителя операции по предоставлению субсидии на задание отражаются в следующем порядке:
ДЕБЕТ |
КРЕДИТ |
Содержание операции |
||
Датой заключения в текущем году Соглашения о предоставлении субсидии на очередной год и плановый период | ||||
КРБ 1 501 23 000 |
КРБ 1 502 21 241 |
Приняты бюджетные обязательства на очередной финансовый год |
||
КРБ 1 501 33 000 |
КРБ 1 502 31 241 |
Приняты бюджетные обязательства на первый год, следующий за очередным |
||
КРБ 1 501 43 000 |
КРБ 1 502 41 241 |
Приняты бюджетные обязательства на второй год, следующий за очередным |
||
Первым рабочим днем очередного года | ||||
КРБ 1 501 13 000 |
КРБ 1 501 23 000 |
Перенос показателей на счета санкционирования текущего финансового года |
||
КРБ 1 502 21 241 |
КРБ 1 502 11 241 |
|||
КРБ 1 501 23 000 |
КРБ 1 501 33 000 |
Перенос показателей на счета санкционирования очередного финансового года |
||
КРБ 1 502 31 241 |
КРБ 1 502 21 241 |
|||
КРБ 1 501 33 000 |
КРБ 1 501 43 000 |
Перенос показателей на счета санкционирования первого года, следующего за очередным |
||
КРБ 1 502 41 241 |
КРБ 1 502 31 241 |
|||
Датой планового перечисления средств субсидии согласно Графику, если субсидия не перечислена своевременно, либо датой фактического перечисления средств | ||||
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
Принято денежное обязательство в сумме, подлежащей перечислению |
||
Датой фактического перечисления денежных средств | ||||
КРБ 1 206 41 832 |
КРБ 1 304 05 241 |
Субсидия перечислена подведомственному учреждению |
||
Датой подписания соглашения об изменении размера предоставляемой субсидии | ||||
КРБ 1 502 13 000 |
КРБ 1 502 11 241 |
Отражена корректировка бюджетных обязательств при увеличении объема субсидии на текущий год |
||
КРБ 1 502 Х3 000 |
КРБ 1 502 Х1 241 |
Отражена корректировка бюджетных обязательств при увеличении объема субсидии на плановый период |
||
КРБ 1 502 13 000 |
КРБ 1 502 11 241 |
Отражена корректировка бюджетных обязательств при уменьшении объема субсидии на текущий год |
||
"Красное сторно" | ||||
КРБ 1 502 Х3 000 |
КРБ 1 502 Х1 241 |
Отражена корректировка бюджетных обязательств при уменьшении объема субсидии на плановый период |
||
"Красное сторно" | ||||
Датой восстановления кассовых расходов при возврате предоставленной в текущем году субсидии при уменьшении ее размера | ||||
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
Отражена корректировка денежных обязательств в части сумм с наступившим сроком перечисления согласно Графику, подлежащих возврату |
||
"Красное сторно" | ||||
КРБ 1 304 05 241 |
КРБ 1 206 41 662 |
Отражено восстановление кассовых расходов |
||
Датой утверждения Отчета о выполнении задания, в том числе "промежуточного", Извещения (ф. 0504805), если они утверждаются в текущем году, либо последним днем отчетного периода | ||||
КРБ 1 401 20 241 |
КРБ 1 302 41 732 |
Начислены расходы текущего года |
||
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
Начислены бюджетные обязательства |
||
КРБ 1 302 41 832 |
КРБ 1 206 41 662 |
Отражен зачет аванса |
||
КРБ |
КРБ |
Скорректированы принятые ранее денежные обязательства |
||
"Красное сторно" | ||||
Датой утверждения Отчета о выполнении задания по итогам года, Извещения (ф. 0504805) в случае недостижения объемных показателей | ||||
КДБ 1 205 36 562*(1) |
КРБ 1 206 41 662 |
Отражено начисление дебиторской задолженности по возврату остатков субсидии на задание прошлого года в связи с недостижением его объемных показателей |
||
Датой возврата в доход бюджета остатка субсидии на задание прошлого года в связи с недостижением его объемных показателей | ||||
КДБ 1 210 02 136 |
КДБ 1 205 36 662 |
Отражено поступление в бюджет возврата остатка субсидии на задание прошлых лет |
_______________________________
*(1) С учетом положений проекта Приказа Минфина России "О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н ..." начисление доходов от возврата остатков субсидий, образовавшихся в связи с невыполнением государственного (муниципального) задания (цели не достигнуты), отражается по дебету счета 020536560 "Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания" и кредиту счета 020641660 "Увеличение дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям.
Пример 1. Предоставление субсидии бюджетному (автономному) учреждению. Задание выполнено в полном объеме.
Между государственным бюджетным учреждением и учредителем 9 января текущего года было подписано соглашение о предоставлении в текущем году субсидии на выполнение государственного задания на сумму 350 000 000,00 рублей.
Лимиты были доведены 9 января текущего года.
Согласно Графику субсидия должна была быть перечислена учреждению 25 января.
Фактически субсидия была перечислена учреждению 30 января в сумме 350 000 000,00 руб.
Государственное задание выполнено учреждением в полном объеме.
В целях завершения финансового года 1 февраля очередного года учреждением было сформировано Извещение (ф. 0504805) и направлено в адрес учредителя. Учредитель принял решения о формировании по итогам отчетного года расчетов по субсидии в суммах, указанных учреждением в Извещении (ф. 0504805). Бухгалтерской службой Учредителя был направлен второй экземпляр Извещения (ф. 0504805) бюджетному (автономному) учреждению.
В бюджетном учете учредителя будут отражены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
9 января | |||
КРБ 1 501 12 000 |
КРБ 1 501 13 000 |
350 000 000,00 |
Учредителю доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление бюджетному (автономному) учреждению субсидии на выполнение госзадания |
КРБ 1 501 13 000 |
КРБ 1 502 11 241 |
350 000 000,00 |
Приняты бюджетные обязательства |
25 января | |||
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
350 000 000,00 |
Приняты денежные обязательства |
30 января | |||
КРБ 1 206 41 562 |
КРБ 1 304 05 241 |
350 000 000,00 |
Перечислены учреждению средства субсидии на госзадание |
31 декабря | |||
КРБ 1 401 20 241 |
КРБ 1 302 41 732 |
350 000 000,00 |
Последним днем отчетного периода начислены расходы текущего финансового года на основании данных Извещения (ф. 0504805) |
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
350 000 000,00 |
Приняты денежные обязательства по выполненному госзаданию |
КРБ 1 302 41 832 |
КРБ 1 206 41 732 |
350 000 000,00 |
Зачтен аванс |
"Красное сторно" | |||
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
350 000 000,00 |
Скорректированы принятые ранее денежные обязательства |
Пример 2 .Предоставление субсидии бюджетному (автономному) учреждению. Задание выполнено не в полном объеме. Остаток в части невыполнения возвращен в очередном году
Между государственным бюджетным (автономным) учреждением и учредителем 9 января текущего года было подписано соглашение о предоставлении в текущем году субсидии на выполнение государственного задания на сумму 350 000 000,00 рублей.
Лимиты были доведены 9 января текущего года.
Согласно Графику дата перечисления субсидии - 2 февраля.
Субсидия была перечислена учреждению 30 января в сумме 350 000 000,00 руб.
Государственное задание выполнено учреждением не в полном объеме. В бюджет в очередном году необходимо вернуть 50 000 000,00 руб.
В целях завершения финансового года 1 февраля очередного года учреждением было сформировано Извещение (ф. 0504805).
Остаток был возвращен 15 января очередного года.
В бюджетном учете учредителя будут отражены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
||
9 января текущего года | |||||
КРБ 1 501 12 000 |
КРБ 1 501 13 241 |
350 000 000,00 |
Учредителю доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление бюджетному учреждению субсидии на выполнение госзадания |
||
КРБ 1 501 13 000 |
КРБ 1 502 11 241 |
350 000 000,00 |
Приняты бюджетные обязательства |
||
30 января текущего года | |||||
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
350 000 000,00 |
Приняты денежные обязательства |
||
КРБ 1 206 41 562 |
КРБ 1 304 05 241 |
350 000 000,00 |
Перечислены учреждению средства субсидии на госзадание |
||
31 декабря текущего года | |||||
КРБ 1 401 20 241 |
КРБ 1 302 41 732 |
300 000 000,00 |
Последним днем отчетного периода начислены расходы текущего финансового года на основании данных Извещения (ф. 0504805) |
||
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
300 000 000,00 |
Приняты денежные обязательства в части выполненного госзадания |
||
КРБ 1 302 41 832 |
КРБ 1 206 41 732 |
300 000 000,00 |
Зачтен аванс |
||
"Красное сторно" |
|
|
|||
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
300 000 000,00 |
Скорректированы принятые ранее денежные обязательства. |
||
КДБ 1 205 36 562 |
КРБ 1 206 41 732 |
50 000 000,00 |
Начислен остаток, который учреждение должно вернуть в очередном году в части невыполнения госзадания |
||
15 января очередного года | |||||
КДБ 1 210 02 136 |
КДБ 1 205 36 662 |
50 000 000,00 |
Поступил в доход бюджета остаток субсидии в связи в невыполнением госзадания прошлого года |
Учет недофинансирования бюджетного (автономного) учреждения
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении самого задания (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 2.2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Несоблюдение данного правила может стать основанием для привлечения должностных лиц органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, к административной ответственности согласно ст. 15.15.15 КоАП РФ (см., в частности, решения Краснодарского краевого суда от 05.08.2016 по делу N 12-2799/2016, Вологодского облсуда от 27.06.2016 по делу N 7-525/2016, Оренбургского облсуда от 27.06.2014 по делу N 21-278/2014).
В случае, если по каким-либо причинам по итогам финансового года учредителем были не в полном объеме перечислены средства субсидии бюджетному (автономному) учреждению в соответствии с Соглашением, то данный факт должен найти отражение на соответствующих счетах бюджетного (бухгалтерского) учета и в отчетности организаций бюджетной сферы.
При недоперечислении подведомственным учреждениям средств субсидии в соответствии с условиями Соглашения в бюджетном учете учредителя должна быть отражена кредиторская задолженность в сумме недофинансирования на счете 1 302 41 000 "Расчеты по перечислениям государственным и муниципальным организациям" (смотрите также письмо Минфина России от 28.04.2015 N 02-05-10/24457). Кроме того, бюджетное и денежное обязательства, принятые учредителем, будут не исполнены в части недофинансирования.
Так как дебиторская задолженность, отраженная бюджетным (автономным) учреждением на счете 4 205 31 561, уменьшается при поступлении от учредителя средств субсидии, то в случае неполного поступления средств субсидии в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения дебиторская задолженность на счете 4 205 31 561 останется "незакрытой" (смотрите также письмо Минфина России от 28.04.2015 N 02-05-10/24457). Кроме того, поступивший доход в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания будет меньше запланированных плановых назначений.
Таким образом, сумма недофинансирования отражается в бюджетом учете учредителя в качестве кредиторской задолженности на счете 1 302 41 000 и в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения в качестве дебиторской задолженности на счете 4 205 31 000.
Остатки по счетам 302 41, 205 31 в конце текущего года "переходят" на очередной год. Принимая во внимание порядок отражения показателей на счетах санкционирования (п.п. 310, 312 Инструкции N 157н) показатели бюджетных обязательств и денежных обязательств участника бюджетного процесса текущего года, формируются с учетом принятых в прошлые годы и неисполненных обязательств (денежных обязательств) (см. также письмо Минфина России от 28.04.2015 N 02-05-10/24457) при условии, что исполнение их в текущем году планируется. То есть, в очередном году учредителю необходимо будет перерегистрировать бюджетные и денежные обязательства с учетом неисполненных обязательств (см. также письмо Минфина России от 06.02.2020 N 02-07-07/7802 в части субсидии на иные цели) в том случае, если он планирует погасить кредиторскую задолженность.
Кредиторская задолженность по счету 302 41 и дебиторская задолженность по счету 205 31 числятся на балансе учредителя и бюджетного (автономного) учреждения соответственно до момента погашения.
Погашение органом-учредителем долга отражается так же, как и плановое поступление (перечисление) субсидии.
Если погашение задолженности учредителем не планируется, то она может быть списана в общеустановленном порядке.
Задолженность прошлых лет по предоставлению учреждению субсидии на государственное (муниципальное) задание, выполненное в прошлые годы, может быть компенсирована в текущем году путем предоставления этому учреждению субсидии на иные цели (см. Раздел 7 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
Пример. Отражение недофинансироания в учете учредителя и учреждения
Между государственным бюджетным (автономным) учреждением и учредителем 9 января текущего года было подписано соглашение о предоставлении в текущем году субсидии на выполнение государственного задания на сумму 350 000 000,00 рублей.
Лимиты были доведены 9 января текущего года.
В Плане ФХД были отражены доходы от предоставления субсидии на выполнение государственного задания в сумме 350 000 000,00 рублей и спланированы расходы за счет данной субсидии. План ФХД был утвержден 9 января текущего года.
Согласно Графику дата перечисления субсидии - 2 февраля.
Субсидия была перечислена учреждению 30 января в сумме 250 000 000,00 руб.
Государственное задание выполнено учреждением в полном объеме.
В целях завершения финансового года 1 февраля очередного года учреждением было сформировано Извещение (ф. 0504805) и направлено в адрес учредителя. Учредитель принял решение о формировании по итогам отчетного года расчетов по субсидии в суммах, указанных учреждением в Извещении (ф. 0504805). Бухгалтерской службой Учредителя был направлен второй экземпляр Извещения (ф. 0504805) бюджетному (автономному) учреждению.
По итогам года у учредителя учитывается кредиторская задолженность перед учреждением на счете 302 41 в сумме 100 000 000,00 руб. Также на конец года в сумме 100 000 000,00 руб. имеются неисполненные обязательства и денежные обязательства, которые подлежат перерегистрации в очередном году первым рабочим днем (9 января очередного года).
По итогам года у учреждения учитывается дебиторская задолженность в отношении учредителя на счете 205 31 в сумме 100 000 000,00 руб. Кроме того, плановые доходы меньше фактически поступивших на 100 000 000,00 руб.
Задолженность учредителя перед учреждением была погашена 15 января очередного года.
В бюджетном учете учредителя и бухгалтерском учете учреждения будут отражены следующие записи:
У учредителя |
У учреждения |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
9 января текущего года | |||||
КРБ 1 501 12 000 |
КРБ 1 501 13 000 |
|
|
350 000 000,00 |
Учредителю доведены ЛБО на предоставление учреждению субсидии на выполнение госзадания |
КРБ 1 501 13 000 |
КРБ 1 502 11 241 |
4 205 31 561 |
4 401 40 131 |
350 000 000,00 |
Заключено Соглашение о предоставлении субсидии на задание |
|
|
4 507 10 131 |
4 504 10 131 |
350 000 000,00 |
На основании Плана ФХД отражены плановые доходы от субсидии на выполнение госзадания |
|
|
4 504 10 ХХХ |
4 506 10 ХХХ |
350 000 000,00 |
На основании Плана ФХД отражены плановые расходы за счет субсидии на госзадание |
30 января текущего года | |||||
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
|
|
250 000 000,00 |
Приняты денежные обязательства |
КРБ 1 206 41 562 |
КРБ 1 304 05 241 |
4 201 11 510 |
4 205 31 561 |
250 000 000,00 |
На лицевой счет учреждения поступили средства субсидии на выполнение госзадания |
Увеличение 17 | |||||
|
|
4 508 10 131 |
4 507 10 131 |
250 000 000,00 |
Отражено полученное финансовое обеспечение текущего финансового года по субсидии на госзадание |
2 февраля | |||||
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
|
|
100 000 000,00 |
Приняты денежные обязательства согласно Графику |
31 декабря текущего года | |||||
КРБ 1 401 20 241 |
КРБ 1 302 41 732 |
4 401 40 131 |
4 401 10 131 |
350 000 000,00 |
Последним днем отчетного периода начислены доходы/расходы текущего финансового года на основании данных Извещения (ф. 0504805) |
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
|
|
350 000 000,00 |
Приняты денежные обязательства в части выполненного госзадания |
КРБ 1 302 41 832 |
КРБ 1 206 41 732 |
|
|
250 000 000,00 |
Зачтен аванс |
Красное сторно |
|
||||
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
|
|
350 000 000,00 |
Скорректированы принятые ранее денежные обязательства. |
9 января очередного года | |||||
КРБ 1 501 13 000 |
КРБ 1 502 11 241 |
|
|
100 000 000,00 |
Перерегистрированы в очередном году неисполненные бюджетные обязательства текущего года (в пределах доведенных ЛБО) |
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
|
|
100 000 000,00 |
Перерегистрированы в очередном году неисполненные денежные обязательства текущего года (в пределах доведенных ЛБО и перерегистрированных бюджетных обязательств); |
15 января очередного года | |||||
КРБ 1 302 41 732 |
КРБ 1 304 05 241 |
|
|
100 000 000,00 |
Погашена кредиторская задолженность перед учреждением в части недофинансирования |
|
|
4 201 11 510 |
4 205 31 661 |
100 000 000,00 |
Учреждению поступили средства недофинансирования субсидии на выполнение задания прошлого года - погашена дебиторская задолженность |
|
|
|
Увеличение 17 |
||
|
|
4 508 10 131 |
4 507 10 131 |
100 000 000,00 |
Отражено полученное дохода в части недофинансирования по субсидии на госзадание |
|
|
4 507 10 131 |
4 504 10 131 |
100 000 000,00 |
Внесены изменения в План ФХД в части плановых назначений по доходам |
Использование средств субсидии на выполнение задания в рамках внутреннего потребления
Субсидия на выполнение задания предоставляется бюджетным и автономным учреждениям для выполнения государственного или муниципального задания. За счет данных средств учреждение приобретает имущество, услуги, работы. Наряду с выполнением задания бюджетное (автономное) учреждение может оказывать платные услуги, выполнять работы, реализовывать товары и производить продукцию.
Бывают ситуации, когда для выполнения задания учредителя учреждению необходимо использовать продукцию или услугу, которые оно изготавливает или оказывает в рамках приносящей доход деятельности.
Отметим, что заключить договор "само с собой" учреждение не может хотя бы в силу ст. 154 ГК РФ. Кроме того, потребляя собственную продукцию либо услугу, изготовленную либо оказываемую в рамках иного вида деятельности с оплатой "самому себе", то есть одновременным признанием доходов от реализации (КФО 2), признанием расходов (КФО 4) и "переводом" денежных средств между КФО 4 и КФО 2, учреждение значительно увеличивает риск претензий со стороны контролирующих органов по вопросам:
- целевого использования средств субсидии на выполнение задания: в том случае, когда учредитель считает целесообразным использование учреждением на цели выполнения задания собственной продукции или услуг, финансовое обеспечение таких расходов осуществляется посредством предоставления учреждению субсидии в целях компенсации понесенных затрат (КФО 5);
- соблюдения требований законодательства о закупках, фактически осуществления "закупки" на нужды учреждения "в обход" законодательства о закупках;
- включения соответствующих расходов в План ФХД, и, соответственно, в План-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формируемый в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, либо в План закупок, формируемый в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ;
- соблюдения требований к бухучету и отчетности, в том числе в части положений стандартов "Доходы" и "Запасы" при отражении в учете факта признания доходов и выбытия готовой продукции.
В случае если учреждение может обоснованно подтвердить целесообразность и экономическую эффективность потребления собственной продукции или услуги на цели выполнения задания, минуя закупочные процедуры, снизить риски возникновения претензий может решение о временном заимствовании средств субсидии на задание в целях оплаты обязательств, возникающих по КФО 2, в размере расходов, включенных в себестоимость готовой продукции либо услуги, потребленных на цели выполнения задания. При условии, что решение о "внутреннем потреблении" (без применения закупочных процедур) было экономически целесообразно, у учреждения по итогам года должна образоваться экономия субсидии на задание, которая при условии выполнения задания может быть направлена на цели, ради которых учреждение создано. Соответственно, может быть принято решение об отсутствии необходимости восстановления ранее заимствованных средств, то есть о списании дебиторской и кредиторской задолженности перед самим собой в разрезе соответствующих источников финансового обеспечения деятельности. При этом порядок отнесения задолженности на финансовый результат в разрезе соответствующих источников финобеспечения деятельности необходимо определить в рамках учетной политики.
В том случае, если задание по итогам года не будет выполнено, то в учете необходимо будет отразить операцию по восстановлению ранее заимствованных средств, в результате чего (при их достаточности) не потребуется дополнительно отражать операции по привлечению средств приносящей доход деятельности для возврата в бюджет остатка субсидии на задание.
В бухгалтерском учете могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Дебет |
Кредит |
Содержание операции |
При использовании на цели выполнения задания готовой продукции | ||
2 105 Х6 346 |
2 105 Х7 446 |
Отражен перевод готовой продукции в состав прочих матзапасов |
2 401 20 272 |
2 105 Х6 446 |
Отражено выбытие матзапасов, использованных на цели выполнения задания |
2 201 11 510 Увеличение 17 (АнКВИ 510 КОСГУ 510) |
2 304 06 732 |
Отражено заимствование средств субсидии на задание в целях оплаты обязательств, возникших в рамках приносящей доход деятельности, в размере себестоимости готовой продукции, использованной в целях выполнения задания |
4 304 06 832 |
4 201 11 610 Увеличение 18 |
|
При выполнении работ/оказании услуг в рамках приносящей доход деятельности на цели выполнения задания | ||
2 401 10 131 |
2 109 60 ХХХ |
Фактическая себестоимость выполненных работ, оказанных услуг отнесена на уменьшение финансового результата текущего финансового года |
2 201 11 510 Увеличение 17 |
2 304 06 732 |
Отражено заимствование средств субсидии на задание в целях оплаты обязательств, возникших в рамках приносящей доход деятельности, в размере себестоимости работы или услуги, потребленной в целях выполнения задания |
4 304 06 832 |
4 201 11 610 Увеличение 18 |
|
При достижении экономии субсидии по итогам выполнения задания | ||
2 304 06 832 |
2 401 30 000 *(1) или 2 401 Х0 ХХХ |
На финансовый результат по завершению текущего финансового года отнесена задолженность по восстановлению средств по иному источнику финобеспечения деятельности (согласно Учетной политике) |
4 401 30 000 *(1) или 4 401 Х0 ХХХ, 4 109 ХХ ХХХ |
4 304 06 732 |
_____________________________________
*(1) При использовании счета 401 30 для "закрытия" расчетов по заимствованию денежных средств между различными источниками финобеспечения деятельности не будет оснований для отражения указанной операции в Сведениях (ф. 0503769) и Отчете (ф. 0503737): по общему правилу обороты в корреспонденции с указанным счетом не включаются в операции отчетного периода. При использовании счета 401 30 для "закрытия" указанных расчетов не будет оснований для отражения указанной операции в Сведениях (ф. 0503769): по общему правилу обороты в корреспонденции с указанным счетом не включаются в операции отчетного периода, а "закрытие" расчетов счету 304 06 в течение отчетного периода как раз будет указывать на отсутствие необходимости восстановления заимствованных средств при наличии показателя в строке 830 Отчета (ф. 0503737), в которой отражаются суммы заимствованных в пределах остатка средств на лицевом счете (в кассе) учреждения денежных средств.
Пример. Использование бюджетным (автономным) учреждением средств субсидии на задание в рамках внутреннего потребления готовой продукции
Бюджетное (автономное) учреждение в рамках муниципального задания выполняет работы по благоустройству и (или) озеленению территорий, в том числе, высаживает саженцы. При этом в рамках приносящей доход деятельности оно занимается выращиванием и реализацией посадочного материала.
Для выполнения задания использованы 10 саженцев хвойных деревьев, плановая себестоимость одного саженца - 5000 руб. По итогам года фактическая себестоимость 1 саженца соответствует плановой.
По итогам выполнения задания достигнута экономия субсидии в размере, превышающем размер заимствованных средств. Учреждением принято решение не восстанавливать заимствованные ранее средства субсидии, направленные на погашение обязательств в рамках приносящей доход деятельности.
В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения могут отражены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
2 105 36 346 |
2 105 37 446 |
50 000,00 |
Саженцы, используемые на цели выполнения задания, переведены из состава готовой продукции в состав прочих матзапасов |
2 401 20 272 |
2 105 36 446 |
50 000,00 |
По факту использования саженцев при выполнении задания отражено их списание |
4 304 06 832 |
4 201 11 610 |
50 000,00 |
Денежные средства переведены с КФО "4" в качестве заимствования |
Увеличение 18 | |||
2 201 11 510 |
2 304 06 732 |
50 000,00 |
Денежные средства учтены по КФО "2" в качестве заимствования |
Увеличение 17 | |||
По завершении текущего финансового года | |||
2 304 06 832 |
2 401 20 272 |
50 000,00 |
Отражено "восстановление" расходов в размере стоимости списанной готовой продукции в результате использования ее на цели выполнения задания |
4 401 20 272 или 4 109 60 272 |
4 304 06 732 |
50 000,00 |
Сумма заимствованных средств отнесена на расходы в рамках деятельности по выполнению задания |
Пример. Оказание услуг, оказываемых в рамках приносящей доход деятельности, в целях выполнения задания
Учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает консультационные услуги, потребность в получении которых возникла в деятельности, связанной с выполнением задания. Себестоимость услуги составляет 700 руб. Стоимость аналогичной услуги, оказываемой другими учреждениями, значительно превышает стоимость платной услуги, оказываемой учреждением.
По итогам выполнения задания достигнута экономия субсидии в размере, превышающем размер заимствованных средств. Учреждением принято решение не восстанавливать заимствованные ранее средства субсидии, направленные на погашение обязательств в рамках приносящей доход деятельности.
В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения могут отражены следующие записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
2 401 10 131 |
2 109 60 ХХХ |
700,00 |
По факту оказания услуги фактическая ее себестоимость отнесена на уменьшение финансового результата текущего финансового года |
4 304 06 832 |
4 201 11 610 |
700,00 |
Денежные средства переведены с КФО "4" в качестве заимствования |
Увеличение 18 | |||
2 201 11 510 |
2 304 06 732 |
700,00 |
Денежные средства учтены по КФО "2" в качестве заимствования |
Увеличение 17 | |||
По завершении текущего финансового года | |||
2 304 06 832 |
2 401 10 131 |
700,00 |
Отражено "восстановление" расходов в размере стоимости списанной готовой продукции в результате использования ее на цели выполнения задания |
4 401 20 226 или 4 109 60 226 |
4 304 06 732 |
700,00 |
Сумма заимствованных средств отнесена на расходы в рамках деятельности по выполнению задания |
Тема
Субсидия на выполнение задания
См. также
Учет по счетам санкционирования в бюджетном и автономном учреждениях
Доходы будущих периодов. Счет 401 40 (для бюджетной сферы)
Определение размера субсидии на выполнение госзадания
Увеличение объема субсидии на выполнение госзадания
Уменьшение объема субсидии на выполнение госзадания
Учет субсидий на иные цели (для бюджетной сферы)
Учет расчетов по предоставлению субсидий в соответствии со ст. 78 БК РФ
Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания в 2018 году
Формы документов
Пример заполнения Карточки учета средств и расчетов (ф. 0504051)
Пример заполнения Журнала операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.