Средний месячный заработок за период трудоустройства
Средний месячный заработок за период трудоустройства выплачивается работникам, уволенным из организации в связи с ее ликвидацией либо в связи с сокращением численности или штата ее работников. Обязанность работодателя по выплате возникает, если длительность периода трудоустройства работника превышает один месяц. Максимальная продолжительность оплачиваемого периода трудоустройства установлена статьями 178 и 318 ТК РФ.
Месяц со дня увольнения |
Общий случай |
Организация расположена в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
первый |
утрата заработка компенсируется выплаченным выходным пособием |
|
второй |
оплачивается в размере среднего месячного заработка или его части пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц |
|
третий |
оплачивается в размере среднего месячного заработка или его части пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц -
в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение 2 месяцев со дня увольнения |
оплачивается в размере среднего месячного заработка или его части пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц |
четвертый |
не оплачиваются |
оплачиваются последовательно в размере среднего месячного заработка или его части пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц -
в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно 3, 4 и 5 месяцев со дня увольнения |
пятый | ||
шестой |
Под трудоустройством нужно понимать именно работу по трудовому договору. Это следует как из ст. 1 ТК РФ, согласно которой отношения по трудоустройству непосредственно связаны с трудовыми отношениями, а их правовое регулирование является задачей трудового законодательства, так и из норм законодательства о занятости населения, в котором термин "трудоустройство" употребляется именно в контексте взаимоотношений с работодателем. Иные формы занятости, перечисленные в ст. 3 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ, трудоустройством не являются и поэтому поводом для отказа в выплате среднего заработка служить не могут (см. также письмо Минтруда России от 07.04.2021 N 14-2/ООГ-3079). В частности, нельзя лишить уволенного работника соответствующей выплаты на том основании, что он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, является учредителем (участником) коммерческой организации либо выполняет работы (оказывает услуги) по договору гражданско-правового характера (определения Девятого КСОЮ от 14.03.2024 N 8Г-1449/2024, Второго КСОЮ от 24.12.2019 N 8Г-2156/2019, Архангельского областного суда от 19.05.2016 N 33-2666/2016, Ленинградского областного суда от 25.02.2016 N 33-999/2016, Московского областного суда от 27.01.2016 N 33-2668/2016).
Лицо, работающее хотя бы по одному трудовому договору, является трудоустроенным. Поэтому за работником, который уволен с должности, занимаемой по совместительству, но при этом продолжил трудиться по основному месту работы, средний заработок на период трудоустройства сохраняться не должен (определения Седьмого КСОЮ от 17.10.2023 N 8Г-17344/2023, Московского областного суда от 05.12.2018 N 33-37217/2018, Алтайского краевого суда от 23.09.2014 N 33-7674/2014, Верховного Суда Республики Татарстан от 07.07.2011 N 33-8581). Данный вывод подтверждается и письмом Минтруда России от 03.08.2018 N 14-1/ООГ-6309.
На таком формальном основании, как наличие другой регулярной оплачиваемой работы, суды часто отказывали в праве на оплату бывшим работодателем периода трудоустройства и тем работникам, которые после прекращения основного трудового договора продолжили работать по совместительству (определения Хабаровского краевого суда от 13.12.2019 N 33-9272/2019, Оренбургского областного суда от 25.04.2018 N 33-2733/2018, Кемеровского областного суда от 29.09.2015 N 33-10081/2015, Пермского краевого суда от 30.07.2012 N 33-6446, Верховного Суда Республики Татарстан от 10.10.2011 N 33-12325/2011). Аналогичный вывод делал Роструд (письмо от 21.07.2023 N ПГ/15192-6-1).
Конституционный Суд РФ Постановлением от 22.11.2024 N 54-П признал такой подход несправедливым, а трактуемые подобным образом положения закона не соответствующими Конституции РФ. Поскольку увольнение с основной работы обычно приводит к утрате части (причем нередко весьма существенной) совокупного трудового дохода работника, продолжение выполнения им оплачиваемой работы на условиях ранее заключенного трудового договора о работе по совместительству не исключает необходимости поиска данным работником иной работы, которая стала бы для него основным местом работы, а получаемая в связи с этим заработная плата - основным источником дохода. Поиск такой работы, как правило, занимает определенное и подчас достаточно длительное время, в течение которого имеет место снижение уровня материального обеспечения работника и его семьи при одновременном отсутствии у него как у занятого лица права на получение пособия по безработице. В силу этого указанный работник объективно нуждается в материальной поддержке и потому не может, по общему правилу, лишаться права на предоставление предусмотренной законом гарантии в виде выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства. Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. До внесения таких изменений работникам, которые на день увольнения работали по совместительству у другого работодателя и продолжили выполнение соответствующей работы после увольнения с основной работы, предоставляется гарантия в виде выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства при соблюдении иных условий ее предоставления. Подобным образом должны применяться соответствующие положения и статьи 178 ТК РФ, и статьи 318 ТК РФ.
Из итогового решения Конституционного Суда РФ следует, что средний месячный заработок должен выплачиваться работнику за период до его устройства на другую работу, которая станет для него основной (в пределах установленных законом сроков). Полагаем, такой результат достигается как в случае заключения нового трудового договора об основной работе, так и в ситуации, когда по договоренности с работодателем в трудовой договор о работе по совместительству вносятся изменения, делающие такую работу основной.
Существует мнение, что за совместителями, увольняемыми по п. 1 или п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ, среднемесячный заработок на период трудоустройства в принципе не сохраняется, даже если они после такого увольнения остаются без какой-либо работы вообще (определения Хабаровского краевого суда от 15.01.2018 N 33-17/2018, Московского областного суда от 16.07.2014 N 33-15351/2014, Камчатского краевого суда от 17.02.2011 N 33-216/2011).
Нам ближе точка зрения, согласно которой всех уволенных совместителей нельзя автоматически исключать из числа получателей среднего заработка на том единственном основании, что они совместители. Ведь среди гарантий и компенсаций, которые согласно ст. 287 ТК РФ предоставляются только по основному месту работы, выплаты по ст. 178 ТК РФ не поименованы. Поэтому когда после расторжения трудового договора о работе по совместительству, вызванного ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, уволенный оказывается полностью лишен работы, то есть становится нетрудоустроенным, за ним в соответствии со ст. 178 ТК РФ подлежит сохранению средний заработок, утраченный им как совместителем (определение Тюменского областного суда от 05.06.2017 N 33-3444/2017, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 01.04.2015 N 21-296/2015, определения Московского городского суда от 10.03.2015 N 33-7440/15, Ростовского областного суда от 17.10.2011 N 33-14084). А работнику, одновременно уволенному по п. 1 или п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ как с основного места работы, так и с работы по совместительству, гарантия в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства предоставляется по каждому такому договору (определения Омского областного суда от 19.07.2023 N 33-4121/2023, Алтайского краевого суда от 09.08.2016 N 33-8656/2016, Верховного Суда Республики Татарстан от 15.08.2013 N 33-9359/13).
Установленная ст. 318 ТК РФ увеличенная продолжительность оплачиваемого периода трудоустройства относится к гарантиям и компенсациям для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В силу ст. 287 ТК РФ совместители права на такие гарантии и компенсации не имеют. Поэтому за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ее ликвидацией либо сокращением численности (штата), средний заработок сохраняется в течение периода, указанного в ст. 318 ТК РФ, только по основному договору. По договору о совместительстве на основании общей для всех ст. 178 ТК РФ оплачивается не более трех месяцев после увольнения (определения Девятого КСОЮ от 31.03.2022 N 8Г-1208/2022, Мурманского областного суда от 06.06.2012 N 33-1408-2012).
Органы службы занятости регистрируют в целях поиска подходящей работы всех обратившихся к ним граждан. Признание безработным для предоставления соответствующей меры государственной поддержки не является обязательным (ст. 22 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ, Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. постановлением Правительства РФ от 16.10.2024 N 1379). В частности, лица, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет, несмотря на то, что они не могут быть признаны безработными, регистрируются органом службы занятости в целях поиска подходящей работы на общих основаниях. Соответственно, орган, оказывавший уволенному пенсионеру содействие в трудоустройстве, вправе принять решение о выплате ему среднего месячного заработка за третий (для северных работников - за четвертый, пятый и шестой) месяц после увольнения (письмо Роструда от 27.10.2005 N 1754-61, доведенное до сведения работодателей письмом Минфина России от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234).
Трудовое законодательство не устанавливает, какие конкретно случаи относятся к исключительным для целей оплаты периода трудоустройства, и не позволяет однозначно определить, в чью компетенцию - работодателя или службы занятости - входит принятие окончательного решения об исключительности случая.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 29.11.2012 N 2214-О указал, что работодатель на основании ст. 178 ТК РФ обязан осуществить выплату среднего заработка за третий месяц со дня увольнения при наличии решения органа службы занятости. При этом суд подчеркнул, что для принятия такого решения органом службы занятости одних формальных условий (своевременное обращение и отсутствие трудоустройства) недостаточно, в каждом случае должны быть учтены все имеющие значение обстоятельства. Если работодатель не согласен с решением органа службы занятости, он может обжаловать его в судебном порядке.
Верховный Суд РФ также исходит из того, что своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются лишь предпосылкой для реализации права на сохранение среднего месячного заработка. Реализация же такого права связана с наличием исключительного случая, подлежащего установлению органом службы занятости населения при принятии соответствующего решения. Отсутствие в законе перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия службой занятости такого решения только потому, что работником и самим органом занятости соблюден установленный порядок предоставления государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. В качестве обстоятельств, делающих случай исключительным и позволяющих в связи с этим претендовать на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, органом занятости учитываются социальная незащищенность уволенного, отсутствие у него средств к существованию, тяжелая болезнь, наличие нетрудоспособных иждивенцев и тому подобное (п. 15 Обзора N 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).
По мнению судей, наличие пенсии у уволенных работников не лишает их права на получение предусмотренных статьями 178 и 318 ТК РФ выплат. Однако большая по сравнению с другими категориями работников социальная защищенность пенсионеров требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений закона о сохранении среднего заработка на период трудоустройства. В отсутствие доказательств, подтверждающих особую исключительность случая, решение службы занятости должно быть отрицательным (определения Архангельского областного суда от 03.06.2021 N 33-3256/2021, Вологодского областного суда от 13.10.2020 N 33а-4080/2020, Московского областного суда от 27.01.2020 N 33-3243/2020, Верховного Суда Удмуртской Республики от 19.12.2018 N 33-5622/2018, Кировского областного суда от 09.12.2014 N 33-4227, Тверского областного суда от 28.10.2014 N 33-4054). Разделяет эту точку зрения и Верховный Суд РФ (определение от 29.05.2017 N 89-КГ17-1).
Специальная норма
За работниками организаций и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, средняя заработная плата сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на 6 месяцев, с учетом месячного выходного пособия (п. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах