Трудоустройство постоянно проживающего в РФ (вид на жительство) гражданина Казахстана
Смотрите в этом материале:
- документы, предъявляемые при трудоустройстве;
На трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, распространяются правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с такими работниками регулируются иностранным правом (ст. 11, 327.1 ТК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранные граждане, имеющие вид на жительство, считаются постоянно проживающими в России. Существенной особенностью правового положения данной категории лиц является:
- отсутствие необходимости получения разрешений на работу или патентов для осуществления трудовой деятельности в России (работодателю также не требуется разрешение на привлечение иностранцев к труду);
- отсутствие территориальных ограничений, связанных с работой (например, лица с разрешением на временное проживание РФ по общему правилу вправе трудиться только на территории того субъекта РФ, в котором им разрешено такое проживание).
Документы, предъявляемые при трудоустройстве
Иностранцы с видом на жительство принимаются на работу практически в том же порядке, как и граждане России. Так, при трудоустройстве гражданин Казахстана, имеющий вид на жительство в РФ, должен представить документы, указанные в ст. 65, 327.3 ТК РФ:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);
- вид на жительство (см. приложение N 1 к приказу МВД России от 03.06.2020 N 399 "Об утверждении форм бланков вида на жительство");
- трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (за исключением случаев, если трудовой договор заключается данным лицом впервые). Поскольку формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, то трудовые книжки на указанных лиц не оформляются (часть 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ);
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. На основании п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.) документы об образовании, выдаваемые в Казахстане, признаются в РФ без проведения установленных законодательством процедур их признания (за исключением случаев, когда иностранцы предполагают заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью). При этом работодатель вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на русский язык;
- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в электронной форме (может предоставляться также посредством информационной системы "личный кабинет зарегистрированного лица" (ст. 65 ТК РФ, п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ). Также в этом качестве может быть представлено свидетельство обязательного пенсионного страхования, выданное до 01.04.2019. Если соискателю ранее не открывался индивидуальный лицевой счет, работодатель представляет в территориальный орган СФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 ст. 65 ТК РФ);
- при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 27.09.2019 N 660);
- при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку, о том, подвергался ли он такому наказанию (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 02.11.2020 N 746).
Документы воинского учета иностранные граждане работодателю не предъявляют, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
Особенности трудового договора
Трудовой договор с иностранцем должен включать расширенный перечень сведений и условий, по сравнению с предусмотренным ст. 57 ТК РФ. Согласно части первой ст. 327.2 ТК РФ в отношении иностранного гражданина с видом на жительство дополнительно должны указываться сведения о таком документе. При этом в случае изменения реквизитов документа или правового статуса иностранного гражданина в период действия трудового договора в договор следует внести соответствующие изменения.
Договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ). При этом ст. 59 ТК РФ не предусматривает возможности заключения срочного трудового договора с иностранцем только по той причине, что его право на проживание в России ограничено определенным сроком.
По общему правилу, постоянно проживающий в России иностранный гражданин может быть уволен в связи с аннулированием вида на жительство в РФ (п. 4 части первой ст. 327.6 ТК РФ) или окончанием срока действия данного документа (п. 7 части первой ст. 327.6 ТК РФ). Во втором случае у работника есть один месяц на замену вида на жительство (оформление патента, гражданства РФ и т.п.), до истечения этого срока трудовой договор не может быть расторгнут (но на этот срок работник должен быть отстранен от работы).
Однако, полагаем, что в отношении работников, являющихся гражданами государств - членов ЕАЭС, данные основания увольнения (отстранения) применяться не могут: лишившись вида на жительство, они приобретут статус временно пребывающих в РФ лиц, но, оставаясь по-прежнему гражданами страны-участницы ЕАЭС, могут продолжать легально трудиться в РФ без оформления патента.
Уведомление органов МВД
В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения). Из буквального толкования данной нормы следует, что такое уведомление должно направляться работодателем независимо от того, какой статус имеет принимаемый на работу или увольняемый иностранный гражданин: никаких исключений в отношении постоянно проживающих в РФ иностранных граждан законом не предусмотрено.
Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых утверждены приказом МВД России от 30.07.2020 N 536 (см. соответственно, приложения NN 7, 8, 9). Уведомление может быть подано (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 8 приложения N 9 к приказу N 536):
- на бумажном носителе (подается в территориальный орган МВД РФ на региональном уровне непосредственно, либо через ФГУП "Паспортно-визовый сервис" МВД РФ или уполномоченную г. Москвой организацию);
- путем направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа с использованием портала Госуслуг. При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется простая электронная подпись или усиленная неквалифицированная электронная подпись.
Миграционный учет
В соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" (далее - Закона N 109-ФЗ) обязанность по постановке иностранца на миграционный учет может возлагаться на него самого или на принимающую сторону. При этом работодатель признается принимающей стороной в том случае, когда он предоставляет иностранцу жилое или иное помещение для фактического проживания (в том числе, когда иностранец-работник проживает по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ)).
По общему правилу, организация-работодатель, являющаяся принимающей стороной, обязана принять меры к постановке иностранного гражданина на миграционный учет, направив уведомление о его прибытии (форма уведомления утверждена приказом МВД России от 10.12.2020 N 856) в территориальное подразделение МВД России по вопросам миграции. Вместе с тем, если между иностранным гражданином и принимающей стороной заключен договор найма жилого помещения, обязанность по подаче уведомления возлагается на самого иностранца. В этом случае к уведомлению о прибытии прилагается копия соответствующего договора (ч. 3.5 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Также в силу ч. 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующее подразделение по делам миграции территориального органа МВД России непосредственно, через МФЦ либо по почте*(1). По общему правилу, уведомление должно быть подано не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца (части 2 и 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).
Отметим, что согласно п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС граждане государств-членов, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.
Подтверждением выполнения принимающей стороной или иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на миграционный учет по месту пребывания, является соответствующая отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Если уведомление подавалось в электронной форме, отрывная часть подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета.
Если принимающей стороной в терминах Закона N 109-ФЗ работодатель не является, обязанностей по постановке иностранного работника на миграционный учет он не несет.
______________________________
*(1) Другие ситуации, в которых иностранный гражданин самостоятельно направляет уведомление о прибытии в место пребывания, перечислены в частях 3-3.4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Тема
Условия осуществления трудовой деятельности постоянно проживающими в РФ иностранцами
См. также
Трудоустройство временно пребывающего в РФ гражданина Казахстана
Трудоустройство временно проживающего (РВП) гражданина Казахстана
Формы документов
Пример заполнения Уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах