Трудоустройство временно проживающего (РВП) гражданина Казахстана
Смотрите в этом материале:
- документы, предъявляемые при трудоустройстве;
На трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, распространяются правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с такими работниками регулируются иностранным правом (ст.ст. 11, 327.1 ТК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание (далее - РВП), считаются временно проживающими в России. Существенной особенностью правового положения данной категории лиц является отсутствие необходимости получения разрешений на работу или патентов для осуществления легальной трудовой деятельности в РФ (работодателю также не требуется разрешение на привлечение иностранцев к труду).
При этом, по общему правилу, иностранец с РВП может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключения из этого правила установлены приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н: для временно проживающих в РФ лиц (работающих по указанным в приказе профессиям и должностям) допускается осуществление трудовой деятельности за пределами "своего" региона при условии, что ее общая продолжительность не превышает 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев при направлении в служебную командировку и 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором*(1).
Документы, предъявляемые при трудоустройстве
Трудоустройство временно проживающего в РФ иностранца производится практически в том же порядке, что и гражданина России (с незначительными отличиями). Так, при трудоустройстве гражданин Казахстана, имеющий РВП, должен представить документы, указанные в ст.ст. 65, 327.3 ТК РФ:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);
- разрешение на временное проживание (см. приложение N 2 к приказу МВД России от 08.06.2020 N 407);
- трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (за исключением случаев, если трудовой договор заключается данным лицом впервые). Поскольку формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, то трудовые книжки на указанных лиц не оформляются (часть 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ);
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. На основании п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.) документы об образовании, выдаваемые в Казахстане, признаются в РФ без проведения установленных законодательством процедур их признания (за исключением случаев, когда иностранцы предполагают заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью). При этом работодатель вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на русский язык;
- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в электронной форме (может предоставляться также посредством информационной системы "личный кабинет зарегистрированного лица" (ст. 65 ТК РФ, п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ). Также в этом качестве может быть представлено свидетельство обязательного пенсионного страхования, выданное до 01.04.2019. Если соискателю ранее не открывался индивидуальный лицевой счет, работодатель представляет в территориальный орган СФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 ст. 65 ТК РФ);
- при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 27.09.2019 N 660);
- при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку, о том, подвергался ли он такому наказанию (см. Административный регламент, утв. приказом МВД России от 02.11.2020 N 746).
Документы воинского учета иностранные граждане работодателю не предъявляют, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
Особенности трудового договора
Трудовой договор с иностранцем должен включать расширенный перечень сведений и условий, по сравнению с предусмотренным ст. 57 ТК РФ: согласно части первой ст. 327.2 ТК РФ в отношении иностранного гражданина с разрешением на временное проживание дополнительно должны указываться сведения о таком разрешении. При этом в случае изменения правового статуса иностранного гражданина в период действия трудового договора в договор следует внести соответствующие изменения.
Договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ). При этом ст. 59 ТК РФ не предусматривает возможности заключения срочного трудового договора с иностранцем только по той причине, что его право на проживание в России ограничено определенным сроком.
По общему правилу, временно проживающий в России иностранный гражданин может быть уволен в связи с аннулированием РВП (п. 3 части первой ст. 327.6 ТК РФ) или окончанием срока действия данного документа (п. 6 части первой ст. 327.6 ТК РФ). Во втором случае трудовой договор подлежит прекращению через месяц со дня истечения срока действия РВП (если за указанное время работником не был получен вид на жительство в РФ, гражданство России и т.п.). До истечения месячного срока трудовой договор не может быть расторгнут по указанному основанию, но на этот срок работник должен быть отстранен от работы.
Однако, полагаем, что в отношении работников, являющихся гражданами государств - членов ЕАЭС, данные основания увольнения (отстранения) применяться не могут: лишившись РВП, они приобретут статус временно пребывающих в РФ лиц, но, оставаясь по-прежнему гражданами страны-участницы ЕАЭС, могут продолжать легально трудиться в РФ без оформления патента. Соответственно, ничто не будет препятствовать продолжению трудовых отношений с указанными лицами, пусть и в новом качестве (и с внесением изменений в трудовой договор).
Иностранный гражданин, не имеющий вида на жительство в РФ, в терминах валютного законодательства является нерезидентом (пункты 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). По общему правилу, выплаты в пользу таких лиц в валюте Российской Федерации, в том числе выплата заработной платы, должны производиться в безналичном порядке, через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств. Нарушение установленного порядка является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (штраф от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции). Подробнее смотрите в отдельном материале.
Уведомление органов МВД
В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения). Из буквального толкования данной нормы следует, что такое уведомление должно направляться работодателем независимо от того, какой статус имеет принимаемый на работу или увольняемый иностранный гражданин. Никаких исключений в отношении временно проживающих в РФ иностранных граждан законом не предусмотрено.
Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых утверждены приказом МВД России от 30.07.2020 N 536 (см. соответственно, приложения NN 7, 8, 9). Уведомление может быть подано (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 8 приложения N 9 к приказу N 536):
- на бумажном носителе (подается в территориальный орган МВД РФ на региональном уровне непосредственно, либо через ФГУП "Паспортно-визовый сервис" МВД РФ или уполномоченную г. Москвой организацию);
- путем направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа с использованием портала Госуслуг. При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется простая электронная подпись или усиленная неквалифицированная электронная подпись.
Миграционный учет
В соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" обязанность по постановке иностранца на миграционный учет может возлагаться на него самого или на принимающую сторону. При этом работодатель признается принимающей стороной в том случае, когда он предоставляет иностранцу жилое или иное помещение для фактического проживания (в том числе, когда иностранец-работник проживает по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 части 1 ст. 2, часть 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ).
По общему правилу, организация-работодатель, являющаяся принимающей стороной, обязана принять меры к постановке иностранного гражданина на миграционный учет, направив уведомление о его прибытии (форма уведомления утверждена приказом МВД России от 10.12.2020 N 856) в территориальное подразделение МВД России по вопросам миграции. Вместе с тем, если между иностранным гражданином и принимающей стороной заключен договор найма жилого помещения, обязанность по подаче уведомления возлагается на самого иностранца. В этом случае к уведомлению о прибытии прилагается копия соответствующего договора (ч. 3.5 ст. 22 Закона N 109-ФЗ)*(2). По общему правилу, уведомление должно быть подано не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца (части 2 и 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).
Отметим, что согласно п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС граждане государств-членов, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.
Подтверждением выполнения принимающей стороной или иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на миграционный учет по месту пребывания, является соответствующая отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Если уведомление подавалось в электронной форме, отрывная часть подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета.
Если принимающей стороной в терминах Закона N 109-ФЗ работодатель не является, обязанностей по постановке иностранного работника на миграционный учет он не несет.
______________________________
*(1) Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС работодатели государства-члена ЕАЭС вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда (а на наш взгляд, запрет, установленный п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, сложно рассматривать иначе как такое ограничение). Поскольку международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а их правила имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства (часть 4 ст. 15 Конституции РФ), полагаем, что запрет на работу за пределами субъекта РФ, на территории которого иностранцу разрешено временное проживание, не должен распространяться на граждан стран - участниц Договора о ЕАЭС.
Однако в настоящее время судебная практика, как правило, идет по иному пути (возможно в связи с недостаточной определенностью понятия "ограничения по защите национального рынка труда"). Смотрите, например: постановления Кировского горсуда Ленинградской области от 04.05.2016 по делу N 5-232/2016, Юргинского горсуда Кемеровской области от 02.07.2016 по делу N 5-309/2016, Княжпогостского райсуда Республики Коми от 24.06.2016 по делу N 5-75/2016 (все они касаются граждан Казахстана). Поэтому прием на работу гражданина страны-участницы ЕАЭС вне пределов того субъекта РФ, в котором ему разрешено временное проживание, представляется довольно рискованным мероприятием: работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ (для юридических лиц размер штрафа составляет от 250 000 до 1 000 000 рублей).
*(2) Другие ситуации, в которых иностранный гражданин самостоятельно направляет уведомление о прибытии в место пребывания, перечислены в частях 3-3.4, 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Тема
Условия осуществления трудовой деятельности временно проживающими в РФ иностранцами
См. также
Особенности выплаты заработной платы работникам - иностранцам
Трудоустройство временно пребывающего в РФ гражданина Казахстана
Трудоустройство постоянно проживающего в РФ (вид на жительство) гражданина Казахстана
Формы документов
Пример заполнения Уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах