Понятие сельской местности для целей применения трудового законодательства
Трудовое законодательство содержание понятия "сельская местность" не раскрывает. Для целей его определения некоторые специалисты обращаются к Положению о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденному Указом Президиума ВС РСФСР от 17.08.1982 (далее - Положение) (см., например, ответы с портала "Онлайнинспекция.РФ"). На основании данного нормативного акта к сельским населенным пунктам относятся все населенные пункты, кроме городов республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочих, курортных и дачных поселков (п. 4 Положения, письмо Государственного комитета РСФСР по экономике от 12.12.1990 N 19-117).
Однако следует помнить, что в силу п. 2 постановления ВС РСФСР от 12.12.1991 N 2014-I нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей законодательству, до принятия соответствующих законодательных актов. Вместе с тем вопрос установления административно-территориального устройства субъектов РФ на сегодняшний день урегулирован путем предоставления соответствующих полномочий законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ (пп. "л" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ). Таким образом, вопрос наделения населенных пунктов статусом сельских решается на уровне законодательства субъектов РФ (см. ответ комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления). Следовательно, Положение, на наш взгляд, применению на сегодняшний день не подлежит.
Примером того, как в зависимости от региона может отличаться статус населенных пунктов, служат рабочие, дачные и курортные поселки, а также поселки городского типа. Так, Положение относит рабочие, дачные и курортные поселки к городским населенным пунктам, а поселки городского типа не упоминает вообще, из чего некоторые специалисты делают вывод о том, что такие населенные пункты относятся к категории сельских (см. ответ с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Вместе с тем на уровне регионального законодательства все обстоит несколько сложнее: в некоторых регионах поселки городского типа являются собирательной категорий для рабочих, дачных и курортных поселков и относятся к городским населенным пунктам (ст. 13, 14 Закона Иркутской области от 21.06.2010 N 49-ОЗ, ст. 13 Закона Белгородской области от 15.12.2008 N 248, ст. 2, 5 Закона Новосибирской области от 16.03.2006 N 4-ОЗ, п. 1 ст. 5 Закона Ленинградской области от 15.06.2010 N 32-оз). В других - поселки городского типа представляют собой отдельный тип населенных пунктов относительно рабочих, дачных и курортных поселков, но все вместе эти населенные пункты отнесены к городским (п. 3 ст. 6 Закона Калининградской области от 10.06.2010 N 463). В третьих - поселки городского типа являются сельскими населенными пунктами (ч. 3 ст. 5 Закона Республики Крым от 06.06.2014 N 18-ЗРК).
Таким образом, работодателям при решении вопроса о том, необходимо ли руководствоваться в отношении работников, трудящихся в конкретном населенном пункте, нормами трудового законодательства, регулирующими особенности труда в сельской местности, следует ориентироваться на законодательство об административно-территориальном устройстве соответствующего региона (см. ответ с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Подчеркнем, что, на наш взгляд, территории должны относиться к сельской местности именно по принципу административно-территориального деления. Муниципально-территориальное деление, предусмотренное для целей применения законодательства о местном самоуправлении, в данном случае роли не играет. Так, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусматривает возможность включения сельских населенных пунктов в состав таких муниципальных образований, как городской округ и городское поселение (п. 3.3, п. 5 ч. 1 ст. 11). Сельские населенные пункты могут оказаться и в составе внутригородских муниципальных образований (см. Закон г. Севастополя от 03.06.2014 N 17-ЗС). Это не меняет статуса таких населенных пунктов и не исключает необходимости для работодателей на соответствующих территориях руководствоваться особенностями регулирования труда, установленными для сельской местности (см. ответ комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, определение Калининградского областного суда от 14.04.2021 N 33-2007/2021, решение Приозерского городского суда Ленинградской области по делу N 2-391/2011).
Отдельно следует рассматривать вопрос о работниках, трудящихся вне пределов каких-либо населенных пунктов. Напомним, что Трудовой кодекс использует именно понятие "сельская местность", а не "сельский населенный пункт". Представляется логичным, что сельская местность включает в себя территории сельских населенных пунктов, но, на наш взгляд, из закона не следует, что она этими территориями ограничивается. Полагаем, что по смыслу закона к сельской местности следует относить любые территории, не являющиеся территориями городских населенных пунктов.
Однако в судебной практике имеется и иное мнение по данному вопросу. Так, например, Хабаровский краевой суд в определении от 20.08.2014 N 33-5134/2014 пришел к выводу о том, что для целей трудового законодательства под сельской местностью следует понимать именно сельские населенные пункты. В пользу такого вывода можно привести определение понятия "сельская местность", применяемое в иных отраслях права. Так, в распоряжении Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р сельская местность дефиницирована как совокупность сельских населенных пунктов (причем на это распоряжение суды ссылаются и при рассмотрении трудовых споров - см., например, определение Калининградского областного суда от 14.04.2021 N 33-2007/2021, решение Ярославского областного суда от 16.07.2020 N 30-2-217/2020).
В качестве других примеров того, как суды отказывались признавать лиц, трудящихся на территории, расположенной за пределами населенных пунктов, работающими в сельской местности, можно привести определения Восьмого КСОЮ от 24.12.2020 N 8а-21392/2020[88а-19574/2020], Липецкого областного суда от 29.04.2019 N 33-1476/2019.
Вместе с тем случаи, когда суды признавали территории за чертой населенных пунктов сельской местностью для целей предоставления гарантий трудящимся на них работникам, также имеются (см. постановление Президиума Верховного Суда Удмуртской Республики от 27.05.2016 N 4Га-323/2016). Иногда в таких случаях суды опираются на муниципально-территориальное устройство соответствующих территорий, что, однако, на наш взгляд, тоже не совсем верно (определения Седьмого КСОЮ от 07.07.2020 N 8а-10165/2020[88а-11600/2020], Тамбовского областного суда от 26.05.2014 N 33-1807).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах