Личная карточка работника
Хотя трудовое законодательство не предусматривает обязательного оформления личной карточки работника и вообще не содержит о ней каких-либо упоминаний, этот документ давно закрепился в кадровом делопроизводстве.
До 2013 года необходимость ведения работодателем личных карточек работников объяснялась специалистами тем, что форма соответствующего документа (N Т-2) была утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 в составе унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Указанная форма содержит 10 разделов, предназначенных для отражения в них следующей информации о работнике:
1. общие сведения (ФИО работника, дата и место его рождения, образование, стаж работы, состав семьи, место жительства и др.);
2. сведения о воинском учете;
3. прием на работу и переводы на другую работу;
4. аттестация;
5. повышение квалификации;
6. профессиональная переподготовка;
7. награды (поощрения), почетные звания;
8. отпуск;
9. социальные льготы, на которые работник имеет право в соответствии с законодательством;
10. дополнительные сведения (заполняется для полноты учета сведений о сотрудниках, обучающихся в учебных заведениях, учета работающих инвалидов и др.).
Перечень документов, на основании которых заполняется личная карточка по форме N Т-2, а также нюансы заполнения отдельных ее пунктов приведены в Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утв. постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.
С 1 января 2013 года работодателям частью 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в общем случае предоставлено право самостоятельно определять формы первичных учетных документов. По мнению многих правоприменителей, это изменение законодательства устранило для работодателей обязанность применять утвержденную Госкомстатом форму N Т-2 для ведения личной карточки работника (определения Санкт-Петербургского городского суда от 18.08.2020 N 33-11310/2020, Архангельского областного суда от 20.02.2019 N 33-1103/2019, Орловского областного суда от 20.02.2019 N 33-370/2019, Самарского областного суда от 30.06.2017 N 33а-8380/2017, Владимирского областного суда от 12.11.2013 N 33-3781/2013, решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 22.01.2018 N 2а-230/2018, постановление Девятого ААС от 03.09.2020 N 09АП-37711/20, письма Роструда от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1 и от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1, консультации с портала "Онлайнинспекция.РФ").
На произошедших в 2013 году изменениях в области бухучета базировалось не только мнение о праве работодателей самостоятельно определять форму личной карточки работника, но иногда и вывод об отсутствии у работодателя обязанности по ведению данного документа как таковой (определение Московского областного суда от 29.09.2014 N 33-21327/2014, решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 27.11.2018 N 2-3816/2018, Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 01.04.2019 N 2-412/2019).
Вместе с тем до недавнего времени указание на необходимость отражать определенные сведения в личной карточке работника содержалось в отдельных нормативных правовых актах, регламентирующих обязанности работодателя. Во-первых, Правила ведения и хранения трудовых книжек, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, предписывали использовать форму личной карточки, утвержденную органом статистики, дублировать в личную карточку записи из трудовой книжки и знакомить с ними работника под роспись в его личной карточке. При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник тоже должен был расписаться в личной карточке (п. 12, п. 41). Во-вторых, в силу п. 23 Методических рекомендаций Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях воинский учет призывников и военнообязанных запаса организациями осуществляется по личным карточкам работников формы N Т-2. Поэтому еще несколько лет сохранялись основания как для вывода о том, что вести личные карточки необходимо по крайней мере частично (заполнять соответствующие разделы тем, кому ведутся бумажные трудовые книжки и в отношении кого ведется воинский учет), так и для дискуссии о том, имеет ли форма Т-2 статус обязательной для применения в этих случаях (см., например, определения Хабаровского краевого суда от 18.04.2014 N 33-1965/2014, Московского городского суда от 26.10.2018 N 33а-8424/2018, консультации Роструда).
Однако постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 утратило силу с 1 сентября 2021 года. В Порядке ведения и хранения трудовых книжек, утв. приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н, каких-либо упоминаний о личной карточке работника не содержится. Методические рекомендации Генштаба являются действующим документом. Но Минобороны России во исполнение п. 27 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, для целей осуществления воинского учета призывников и военнообязанных в организациях утвердило специальную форму карточки - форму N 10 (п. 31 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утв. приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700). Соответственно, Методические рекомендации в части упоминания личных карточек формы N Т-2 более не актуальны.
Таким образом, на сегодняшний день оформление и ведение личной карточки работника ни по форме N Т-2, ни по разработанной самостоятельно форме от работодателя не требуется ввиду отсутствия каких-либо обязывающих к тому правовых норм (см. письмо Минтруда России от 24.12.2021 N 14-6/В-1487, консультации с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ для организаций бюджетной сферы формы первичных учетных документов устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В настоящее время регламентирующими этот вопрос нормативными правовыми актами являются приказы Минфина России от 30.03.2015 N 52н и от 15.04.2021 N 61н. Личная карточка формы N Т-2 в состав установленных этими приказами для применения унифицированных форм не входит, специальная форма личной карточки не утверждена. Ведение организациями бюджетной сферы личных карточек нормативными правовыми актами в области бухгалтерского учета не регулируется, что подтвердил Минфин России в письме от 26.01.2017 N 02-07-10/4004. Соответственно, вопрос ведения личных карточек не имеет бюджетной специфики, государственные и муниципальные учреждения, как и прочие работодатели, не обязаны в принципе вести личные карточки своих работников.
Безусловно, ведение такого документа, как личная карточка, может быть полезно. Так, форма Т-2 - единственный нормативно предусмотренный документ для комплексного отражения всех использованных работником отпусков, что значительно упрощает работу по выявлению права работника на очередной отпуск и определению размера компенсации при увольнении. Также этот документ позволяет в одном месте фиксировать все предоставляемые работнику гарантии. В то же время с учетом современного уровня развития технических средств, чаще всего с функцией аккумуляции и удобной выдачи такой информации лучше справляются специализированные программы по учету кадров. В любом случае работодатель не лишен возможности как продолжить ведение личных карточек по форме N Т-2, так и утвердить собственную форму личной карточки работника, которая будет предполагать указание в ней именно тех сведений о работнике, которые работодатель посчитает нужным фиксировать.
Личную карточку как документ, содержащий общую информацию о работнике, следует отличать от специализированных личных карточек, обязанность по ведению которых может быть возложена на работодателя различными нормативно-правовыми актами. Помимо упомянутой выше карточки гражданина, подлежащего воинскому учету в организации, можно отметить личную карточку учета выдачи СИЗ по форме, утв. приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах