Право профсоюзов на получение от работодателя информации по социально-трудовым вопросам Смотрите в этом материале: - случаи предоставления профсоюзам информации по социально-трудовым вопросам; - информация, которую профсоюзы вправе запрашивать у работодателей; Часть вторая ст. 53 ТК РФ гарантирует представителям работников (к которым, согласно части первой ст. 29 ТК РФ, относятся, в том числе профсоюзы) получение от работодателя информации по вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ) профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей информацию по социально-трудовым вопросам. Как указал Конституционный Суд РФ в определениях от 26.03.2019 N 657-О, от 15.01.2008 N 201-О-П, наделение профсоюзов соответствующими полномочиями необходимо в целях обеспечения свободы их уставной деятельности для надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан.
Случаи предоставления профсоюзам информации по социально-трудовым вопросам
Прежде всего, отметим, что Трудовой кодекс РФ и Закон N 10-ФЗ содержат конкретные нормы, обязывающие работодателей при принятии ряда нормотворческих или правоприменительных решений, а также в некоторых других случаях предоставлять профсоюзам без какого-либо предварительного запроса с их стороны определенную информацию. Так, согласно части первой ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации. Подробнее о сроках информирования профсоюзного органа и правовых последствиях их нарушения см. здесь.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 10-ФЗ ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов. ПримечаниеО необходимости соблюдения работодателями требований п. 2 ст. 12 Закона N 10-ФЗ в части информирования соответствующих профсоюзов указывают в своих от 23.11.2015 N 21-1374/2015, Нанайского районного суда Хабаровского края от 18.02.2019 N 2-35/2019, Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23.11.2018 N 2-10597/2018, Бураевского районного суда Республики Башкортостан от 03.09.2010 N 2-480/2010). Однако другие судьи полагают, что положения п. 2 ст. 12 Закона N 10-ФЗ не должны применяться, так как противоречат Трудовому кодексу РФ, который не предусматривает аналогичных обязательств работодателя (апелляционное определение Брянского областного суда от 15.12.2020 N 33-3657/2020, решение Октябрьского районного суда г. Белгорода Белгородской области от 08.09.2020 N 2-3372/2020). В рамках процедур, предусмотренных ст. ст. 372, 373, 374 ТК РФ при принятии локальных нормативных актов (в обозначенных ТК РФ случаях) либо при расторжении трудовых договоров с работниками - членами профсоюза, а также неосвобожденными от основной работы профсоюзными руководителями по пунктам 2, 3 или 5 части первой ст. 81 ТК РФ, установлена обязанность работодателя направить в соответствующий выборный профсоюзный орган проект локального нормативного акта либо проект приказа о предстоящем увольнении, а также документы, являющиеся обоснованием к ним. Подробнее о данных процедурах и правовых последствиях их несоблюдения работодателем см. отдельные материалы.
Согласно части пятой ст. 47 ТК РФ в случае получения со стороны соответствующей комиссии уведомления о начале коллективных переговоров по разработке проекта и заключению соглашения работодатель обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Кроме того, если у работодателя произошел групповой, тяжелый несчастный случай или несчастный случай со смертельным исходом, то в соответствии со статьей 228.1 ТК РФ он должен уведомить об этом по установленной форме соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов. О порядке и сроках извещения о несчастных случаях см. здесь.
В остальных случаях информация по социально-трудовым вопросам должна направляться работодателями в адрес профсоюзов по их запросам либо по результатам рассмотрения требований их органов. К таким случаям Трудовой кодекс РФ и Закон N 10-ФЗ, в частности, относят предоставление информации: - необходимой для заключения или изменения коллективного договора, соглашения, а также для контроля за их выполнением (абзац девятый части второй ст. 22, часть седьмая ст. 37, часть вторая ст. 51 ТК РФ); - по вопросам реорганизации или ликвидации организации (абзац второй части второй ст. 53 ТК РФ); - по вопросам введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников (абзац третий части второй ст. 53 ТК РФ); - по вопросам подготовки и дополнительного профессионального образования работников (абзац четвертый части второй ст. 53 ТК РФ); - в рамках исполнения органами профсоюзного контроля своих полномочий в сфере контроля за состоянием условий и охраны труда, в том числе обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, а также о результатах рассмотрения требований соответствующих профсоюзных органов об устранении выявленных нарушений и принятых мерах (абзац двенадцатый части второй ст. 22 ТК РФ, абзац шестнадцатый части третьей ст. 214 ТК РФ, часть вторая, абзац пятый части шестой ст. 370 ТК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 10-ФЗ); - о принятом решении по результатам рассмотрения требований работников, выдвинутых в соответствии со ст. 399 ТК РФ (часть первая ст. 400 ТК РФ).
Информация, которую профсоюзы вправе запрашивать у работодателей
Как следует из п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 17 Закона N 10-ФЗ, профсоюзы имеют право требования к работодателю о предоставлении информации по социально-трудовым вопросам в целях осуществления своей уставной деятельности, то есть в целях защиты прав и интересов своих членов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - в целях защиты прав и интересов независимо от членства в профсоюзе в случае наделения полномочиями в установленном законом порядке. При этом в статье 17 Закона N 10-ФЗ не указано, какую именно информацию (в том числе перечень документов) правомочны получать от работодателей профсоюзы. В связи с чем возможность предоставлении профсоюзу той или иной информации должна определяться в каждой конкретной ситуации и быть обоснована тем или иным социально-трудовым вопросом, требующим разрешения в целях защиты прав и интересов работников (определения Девятого КСОЮ от 09.09.2021 N 8Г-5300/2021, Седьмого КСОЮ от 22.12.2020 N 8Г-18613/2020, Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25.05.2011 N 4г/4-4082, от 16.11.2010 N 33-35545). ВниманиеВ судебной практике достаточно распространена правовая позиция, согласно которой установленные законом ограничения по целям предоставления информации предполагают обязанность профсоюза указать в рамках запроса, разрешением какого социально-трудового вопроса вызвана необходимость получения от работодателя тех или иных сведений. В случае отсутствия в запросе профсоюза соответствующего обоснования данное требование не подлежит удовлетворению (определения Свердловского областного суда от 19.08.2014 N 33-11093/2014, Магаданского областного суда от 06.09.2011 N 2-346/2011, решение Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 25.11.2019 N 2-1718/2019). При этом некоторые судьи считают несостоятельными доводы работодателей об отсутствии обязанности предоставить ответ на запрос профсоюзной организации о направлении информации, в котором не содержится его цель и ссылка на правовые основания, поскольку действующим законодательством РФ не установлено таких требований к запросам профсоюзных организаций (см., например, решение Ленинского районного суда г. Тюмени Тюменской области от 20.09.2022 N 2а-8225/2022). Полагаем, что в подобных ситуациях во избежание возникновения судебного спора работодателю целесообразно обратиться к профсоюзу с предложением о разъяснении целей запроса информации для принятия окончательного решения о ее предоставлении. Так, в силу части первой ст. 370 ТК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 10-ФЗ профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза. Соответственно, суды, как правило, считают обоснованным истребование профсоюзом у работодателя в указанных выше целях документов, представляющих собой локальные нормативные акты, которыми регламентированы социально-трудовые вопросы рабочего времени и времени отдыха работников - членов профсоюзной организации (правила внутреннего трудового распорядка и др.), оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ (положения об оплате труда, о премировании, обезличенное штатное расписание, карты специальной оценки условий труда и др.), организации труда (должностные инструкции, инструкции по охране труда, положение о проведении аттестации работников и др.) (см., например, определения Седьмого КСОЮ от 13.07.2022 N 8а-9650/2022, Свердловского областного суда от 26.10.2016 N 33-19304/2016, решения Костромского районного суда Костромской области от 03.03.2020 N 12-42/2020, Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.12.2019 N 2-8948/2019, Мещанского районного суда г. Москвы по делу N 2-6205/2015).
Что же касается документов и актов индивидуально-распорядительного характера, содержащих персональные данные работников (трудовых договоров, расчетных листков и ведомостей по заработной плате, приказов о привлечении к сверхурочной работе, выходные и праздничные дни, премировании работников и т.п.), то при проведении контроля по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, исходя из смысла п. 1 ст. 11 Закона N 10-ФЗ, профсоюзы вправе истребовать от работодателей такие документы без письменного согласия работников только в отношении своих членов. Поэтому суды в основном признают правомерными отказы работодателей в предоставлении подобной информации, относящейся к работникам, не состоящим в профсоюзе (см., например, определения Третьего КСОЮ от 15.01.2020 N 8Г-3831/2019, Нижегородского областного суда от 13.09.2012 N 33-11534/2012). ВниманиеВместе с тем встречаются судебные решения с противоположной позицией. Так, например, судьи обязали работодателя предоставить первичной профсоюзной организации копии приказов об установлении персональных повышающих коэффициентов и о премировании в том числе в отношении работников, не являющихся членами профсоюза и без их письменного согласия. Свои доводы суд мотивировал тем, что, запросив вышеуказанную информацию, профсоюзная организация действовала в целях осуществления контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, в том числе в целях защиты интересов работников - членов профсоюза от какой-либо дискриминации, а отказ работодателя в предоставлении указанной информации воспрепятствовал осуществлению первичной профсоюзной организации ее уставной деятельности (апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасия от 05.08.2019 N 33-1218/2019). Однако в области защиты коллективных прав и интересов, в частности по вопросам заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашения профсоюзы (в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном законом порядке) имеют право истребовать у работодателя документы и информацию по социально-трудовым вопросам как в отношении работников, являющихся членами профсоюза, так и в отношении работников, не относящихся к таковым. Верховный Суд РФ в п. 9 Обзора судебной практики за 3 квартал 2012 г. (утв. Президиумом ВС РФ 26.12.2012) указал, что в этом случае работодатель вправе сообщать персональные данные работников без их согласия, поскольку указанная информация связана с защитой коллективных прав и интересов членов трудового коллектива. Все работники (независимо от их принадлежности к профсоюзу) в лице первичной профсоюзной организации являются стороной коллективного договора, и их права и свободы как субъектов персональных данных такими запросами не нарушаются (см. также письмо Минцифры России от 28.08.2020 N ЛБ-С-074-24059). Как подчеркивают суды, отказ работодателя в предоставлении таких сведений не позволяет первичной профсоюзной организации, представляющей интересы трудящихся, осуществлять в полном объёме функции, возложенные на неё в силу закона, что может повлечь за собой массовые нарушения трудовых прав работников (см, например, апелляционные определения Верховного Суда Республики Хакасия от 29.11.2016 N 33-4059/2016, Хабаровского краевого суда от 17.10.2014 N 33-6616, Свердловского областного суда от 09.04.2014 N 33-4961/2014).
Реализация права на информацию, гарантированного профсоюзам Трудовым кодексом РФ и Законом N 10-ФЗ, по мнению судов, не означает наличие у них безусловного, немотивированного и неограниченного права на истребование от работодателей любых принимаемых документов, как в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений, так и в целях проверки соблюдения работодателями социально-трудовых прав работников (определение Свердловского областного суда от 30.05.2018 N 33-9558/2018). В частности, действующим законодательством не установлена обязанность работодателя предоставлять профсоюзам сведения об экономической деятельности, а также какие-либо финансовые и иные документы, обосновывающие принятие им тех или иных решений по социально-трудовым вопросам (например, документы, обосновывающие причины сокращения штата) (см. определение Свердловского областного суда от 15.03.2011 N 33-2197/2011, решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 07.12.2021 N 2-6662/2021). В то же время некоторые судьи считают правомерными требования профсоюзов о предоставлении им документов о финансовой деятельности работодателя, так как указанная информация раскрывает общее положение организации и перспективы ее дальнейшего развития, необходима профсоюзам для разработки стратегии и тактики профсоюзной работы по защите интересов работников, в частности, для разработки проекта коллективного договора (см., например, решение Благовещенского городского суда по делу N 2-6847/11).
Анализ судебной практики показывает, что запрос профсоюза о предоставлении информации должен быть заведомо исполнимым для работодателя, обусловлен наличием у него истребуемых документов и их конкретизацией, позволяющей их идентифицировать. В противном случае судьи могут не усмотреть обязанности по предоставлению профсоюзу информации, которая не содержит в себе какой-либо конкретизации либо отсутствует у работодателя (см. апелляционные определения Свердловского областного суда от 11.04.2018 N 33-6414/2018, от 13.09.2012 N 33-11505/2012, решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 27.01.2021 N 2-517/2021). Вместе с тем среди судей распространена правовая позиция о том, что отсутствие указания на конкретные документы в соответствующих запросах не может являться самостоятельным основанием для отказа в их удовлетворении, поскольку в силу ч. 1 ст. 17 Закона N 10-ФЗ профсоюзам предоставлено право запрашивать от работодателей не документы, а информацию в более широком значении этого слова (см. определении от 29.01.2013 N 33-552 со ссылкой на п. 3 ст. 13 и п. 1 ст. 17 Закона N 10-ФЗ подтвердил незаконность отказа работодателя в предоставлении первичной профсоюзной организации информации (отчета) о выполнении условий коллективного договора в установленный ст. 51 ТК РФ срок. При этом был отклонен довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции безосновательно наложил на работодателя несуществующую обязанность по предоставлению не установленной законом или сторонами коллективного договора информации в форме отчета. Как указали судьи апелляционной инстанции, не было представлено доказательств того, что указанные требования профсоюза являлись затруднительными в исполнении для работодателя, и он обращался с разъяснениями к профсоюзу, в какой форме необходимо предоставить информацию (отчет). Также необходимо отметить, что суды зачастую не считают обязательным предоставление по запросу профсоюза информации, размещенной работодателем в общедоступных источниках (на информационных стендах, официальных интернет-ресурсах и т.п.), признавая необоснованными доводы о том, что такие сведения не могли стать известными каким-либо иным способом, кроме направления в адрес профсоюза мотивированного ответа (см., например, определения Ленинградского областного суда от 05.06.2019 N 33-3143/2019, Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 20.05.2014 N 33-2111/2014, Самарского областного суда от 13.09.2011 N 33-9520).
Сроки предоставления информации по запросам профсоюзов либо по результатам рассмотрения требований профсоюзных органов
Что касается остальных случаев обязательного предоставления информации по запросам профсоюзов, по которым законодатель не установил каких-либо предельных сроков, то, по нашему мнению, такие сведения должны направляться в разумный срок. Норм, определяющих понятие разумного срока, законодательство не содержит. Полагаем, что под ним следует подразумевать такой срок, в течение которого работодатель может реально исполнить требование профсоюзной организации о предоставлении запрашиваемой информации.
В заключение отметим, что непредоставление информации по запросу либо требованию профсоюзов, а также нарушение сроков ее предоставления могут повлечь административную ответственность работодателя, его должностных лиц по части первой ст. 5.27, ст. ст. 5.29, 17.7 КоАП (см. решения Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22.09.2021 N 12-641/2021, Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27.08.2021 N 2а-6259/2021, Костромского районного суда Костромской области от 03.03.2020 N 12-41/2020). ПримерРаботодатель не предоставил по запросу первичной профсоюзной организации локальные акты учреждения по вопросам оплаты труда работников, режима труда и отдыха, порядка выдачи специальной одежды, обезличенное штатное расписание и др. Профсоюзная организация обратилась в прокуратуру, в результате чего последняя внесла представление в адрес руководителя учреждения об устранении нарушений Закона N 10-ФЗ. Однако работодателем требования прокуратуры не были выполнены, что явилось основанием для привлечения мировым судьей руководителя учреждения к административной ответственности в виде административного штрафа за правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). Решением Островского районного суда Костромской области от 22.10.2015 N 12-75/2015 постановление мирового судьи было оставлено без изменения, а жалоба руководителя учреждения - без удовлетворения.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах