Учет коммунальных услуг с использованием приборов учета
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) используемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее - приборы учета).
Учет используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета распространяется на объекты, подключенные:
1) к электрическим сетям централизованного электроснабжения;
2) к системам централизованного:
- теплоснабжения,
- водоснабжения,
- газоснабжения.
Требования по учету используемых энергетических ресурсов с обязательным применением приборов учета не распространяются на следующие объекты:
1) ветхие и аварийные (см. ответ на вопрос 3 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике, данным в Обзоре судебной практики ВС РФ N 2 (2016), утвержденном Президиумом ВС РФ 06.07.2016);
2) подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года;
3) мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии);
4) максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии);
5) максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Согласно ч. 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ определенные при помощи приборов учета данные о количественном значении потребленных энергетических ресурсов используются для расчетов за энергетические ресурсы. Установленные приборы учета должны вводиться в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за днем их установки, а их применение для расчетов за энергетические ресурсы должно начаться не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета, а также при выходе их из строя, утрате или по истечении срока их эксплуатации расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов (см., например, раздел IV Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, приложение N 3 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442). При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Другими словами применение расчетных способов должно приводить к повышенному количественному значению энергетических ресурсов, явно превышающих количественное значение, определяемое при помощи приборов учета, что должно стимулировать потребителей к установке приборов учета.
В соответствии с ч.ч. 9, 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ оснащение многоквартирных домов приборами учета должно выполняться ресурсоснабжающими организациями как по инициативе собственников помещений в таком доме, так и по инициативе самой ресурсоснабжающей организации в случае выявления фактов нарушений требований об учете используемых коммунальных ресурсов с применением приборов учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента выявления нарушений. При этом собственники помещений должны обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов (см. постановление Девятнадцатого ААС от 01.02.2016 N 19АП-3798/14).
Кроме того, ресурсоснабжающие организации берут на себя обязанность по эксплуатации приборов учета в случае выявления фактов невыполнения собственниками приборов учета обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления с отнесением понесенных расходов на собственников приборов учета. Собственники приборов учета обязаны обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к таким приборам учета и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Тема
Деятельность управляющей организации в качестве исполнителя коммунальных услуг
См. также
Оснащение помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию
Основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах