Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ
Исключение сведений о МКД из регионального реестра лицензий на управление МКД означает, что УК, "чей" дом исключен из реестра, утратила право управлять им, в том числе - выставлять жителям дома квитанции за коммунальные услуги и содержание жилья (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ).
Исключение МКД из реестра лицензий может произойти по вполне "невинным" причинам (жители дома "поменяли" УК, либо создали ТСЖ, решили управлять домом непосредственно и т.п.), а может иметь характер наказания - в таком случае орган ГЖН просто "отбирает" дом у недобросовестной УК. Такое может произойти в следующих ситуациях:
- УК признана банкротом, и соответствующее решение арбитражного суда вступило в силу. Орган ГЖН исключает из реестра лицензий сведения ОБО ВСЕХ МКД, которые находятся под управлением УК-банкрота (ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ);
- УК злостно нарушала закон и получала административные наказания за эти нарушения. В этой ситуации орган ГЖН "отберет" у УК либо все управляемые дома сразу, либо только тот, который и пострадал от нарушения, а зависит это от того, в чем именно повинна УК:
Суть нарушения |
Необходимые условия |
Последствия |
УК в течение 12 месяцев "не пускает" ГЖИ в "свои" дома, провести лицензионную проверку |
на УК / её должностные лица за эти 12 месяцев наложено три административных наказания за противодействие лицензионным проверкам органа ГЖН по ст. 19.4, ст. 19.4.1 КоАП РФ |
из реестра лицензий исключаются сведения О ТОМ МКД, проверке которого мешала УК (ч. 5.3 ст. 198 ЖК РФ) |
УК в течение 12 месяцев не исполняет предписание ГЖН по устранению фундаментальных нарушений лицензионных требований (п.п. 1-5 ч.1 ст. 193 ЖК РФ: госрегистрация, квалификационный аттестат, отсутствие судимости и т.п.) |
на УК / её должностные лица за 12 месяцев со дня выдачи предписания наложено хотя бы одно административное наказание за неисполнение указанного предписания по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
из реестра лицензий исключаются сведения ОБО ВСЕХ МКД, которые находятся под управлением УК-нарушителя (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ) |
УК в течение 12 месяцев не исполняет "простое" предписание ГЖН по устранению любых иных нарушений, не связанных с исполнением п.п. 1-5 ч.1 ст. 193 ЖК РФ |
на УК / её должностные лица за 12 месяцев со дня выдачи предписания наложено хотя бы два административных наказания за неисполнение указанного предписания (по ч. 24 или по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) |
из реестра лицензий исключаются сведения О ТОМ МКД, в отношении которого было выдано неисполненное предписание (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ) |
|
Внимание! У УК есть шанс "сохранить" за собой такой дом: нужно провести ОСС (общее собрание собственников помещений) дома и убедить его проголосовать за то, чтобы управлять домом продолжила именно эта УК (ч. 7 ст. 198 ЖК РФ). Провести такое ОСС нужно в течение двух месяцев с того дня, как орган МСУ уведомит жителей об угрозе отобрания дома у УК согласно ст. 197 ЖК РФ, п. Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 г. N 289 |
|
УК дважды грубо нарушила лицензионные требования, причем второй раз - в течение 12 мес после назначения наказания за первое грубое нарушение |
Наказание зависит от второго (последнего во времени) грубого нарушения, совершенного УК (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ, п. 4.2 Положения о лицензировании*(1)) |
|
УК в первый месяц управления МКД не заключила договор ВДГО |
в течение года до нарушения УК уже привлекалась к ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
из реестра лицензий исключаются сведения ОБО ВСЕХ МКД, которые находятся под управлением УК-нарушителя (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ, абз. 2 п. 4.2 Положения о лицензировании) |
УК в первый месяц управления МКД договоров не заключила договор об эксплуатации/ обслуживании/ ремонте лифтов согласно ПОБЛ *(2) N 743 (кроме работ, которые УК выполняет самостоятельно) Подробнее - в материале Требования к УК МКД как владельцу лифта в многоквартирном доме |
в течение года до нарушения УК уже привлекалась к ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
из реестра лицензий исключаются сведения ОБО ВСЕХ МКД, которые находятся под управлением УК-нарушителя (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ, абз. 2 п. 4.2 Положения о лицензировании) |
УК не передаёт "новой" УК (ТСЖ, ЖК, ЖСК, собственнику) техдокументы на МКД, ключи от помещений ОИ, электронные коды доступа к оборудованию ОИ, иные документы, техсредства и оборудование, необходимые для эксплуатации и управления МКД |
в течение года до нарушения УК уже привлекалась к ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
из реестра лицензий исключаются сведения ОБО ВСЕХ МКД, которые находятся под управлением УК-нарушителя (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ, абз. 2 п. 4.2 Положения о лицензировании) |
УК не прекращает деятельности по управлению МКД в течение 3 дней со дня исключения сведений о нем из реестра лицензий субъекта РФ (и прекращения договора управления)*(3) |
в течение года до нарушения УК уже привлекалась к ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
из реестра лицензий исключаются сведения ОБО ВСЕХ МКД, которые находятся под управлением УК-нарушителя (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ, абз. 2 п. 4.2 Положения о лицензировании) |
УК виновата в смерти (или тяжком вреде здоровью) человека по причине ненадлежащего содержания МКД либо из-за предоставления УК некачественных коммунальных услуг |
в течение года до нарушения УК уже привлекалась к ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, связь между смертью/увечьем человека и действиями/бездействием УК подтверждается судебным актом, вступившим в законную силу |
из реестра лицензий исключаются сведения О ТОМ МКД, в котором произошла трагедия (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ, абз. 1 п. 4.2 Положения о лицензировании) |
УК не провела гидравлические испытания узлов ввода и систем отопления, промывку и регулировку систем отопления |
в течение года до нарушения УК уже привлекалась к ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
из реестра лицензий исключаются сведения О ТОМ МКД, где не проведены испытания, промывка, регулировка (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ, абз. 1 п. 4.2 Положения о лицензировании) |
УК в первый месяц управления МКД не заключила договоры с РСО о КР на СОИ (покупке коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в МКД) |
в течение года до нарушения УК уже привлекалась к ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
из реестра лицензий исключаются сведения О ТОМ МКД, для нужд которого не заключены данные договоры (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ, абз. 1 п. 4.2 Положения о лицензировании) |
УК накопила долг перед РСО в размере не менее 2 среднемесячных платежей в адрес РСО. Относится как к договору приобретения КР на СОИ, так и к покупке ресурсов для предоставления коммунальных услуг жителям МКД |
в течение года до нарушения УК уже привлекалась к ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, долг перед РСО признан самой УК или судебным актом. Факт последующей оплаты задолженности не спасет УК! |
из реестра лицензий исключаются сведения О ТОМ МКД, который потребил неоплаченный УК коммунальный ресурс (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ, абз. 1 п. 4.2 Положения о лицензировании) |
УК не соблюдает правила аварийно-диспетчерского обслуживания МКД |
в течение года до нарушения УК уже привлекалась к ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
из реестра лицензий исключаются сведения О ТОМ МКД, жители которого не могут воспользоваться услугами аварийно-диспетчерской службы (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ, абз. 1 п. 4.2 Положения о лицензировании) |
Если сведения об МКД удалены из реестра не из-за виновного поведения УК, а по ее собственному заявлению в связи с истечением срока действия договора управления, то она не обязана продолжать управление домом и вправе "оставить" его сразу после изменения реестра лицензий (определения ВС РФ от 07.06.2021 N 309-ЭС21-295 и N 307-ЭС21-1863, от 19.04.2021 N 303-ЭС20-23313).
Еще до "вычеркивания" МКД из реестра, но уже после того, как УК (ее должностное лицо) получили второе за календарный год наказание за неисполнение предписаний ГЖН по поводу управляемого УК дома, - орган ГЖН обязан сообщить в орган МСУ о том, что возникло основание для исключения сведений об этом МКД из реестра лицензий (ч. 1 ст. 197 ЖК РФ, пп. "а" п. 2 Правил информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 N 289, далее - Правила N 289). Проинформировать ОМСУ необходимо не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу второго или последующего решения суда о назначении наказания за неисполнение предписания, выданного ГЖН (пп. "а" п. 4 Правил N 289, однако срок не пресекательный, см. определение ВС РФ от 09.10.2018 N 309-КГ18-15261, постановления Двенадцатого ААС от 19.02.2019 N 12АП-422/19, Семнадцатого ААС от 21.02.2018 N 17АП-19199/17).
Орган МСУ, получив такое извещение от ГЖН, в 3 дня информирует о ситуации РСО, иных заинтересованных лиц, а главное, - жителей того МКД, который могут исключить из реестра, в том числе напоминает им, что они вправе провести ОСС в ближайшие 2 месяца и оставить "себя" в реестре лицензий (п.п. 5, 6 и 7 Правил N 289).
Когда (и если) сведения об МКД все-таки исключаются из реестра лицензий, процедура информирования повторяется заново (пп. "б" п. 2, пп. "б" п. 4, п. 8 Правил " 289).
Согласно ч. 2 ст.200 ЖК РФ УК - в случае исключения сведений о МКД из реестра лицензий - прекращает управление МКД в Порядке, установленном Правилами N 416*(4). Если МКД исключили из реестра за виновное поведение самой УК, то она - несмотря на исключение дома - обязана управлять им вплоть до того, как МКД на законных основания "перейдет" в новые руки (ч. 3 ст. 200 ЖК РФ):
Лицо, к которому переходит управление МКД |
Момент прекращения договора управления со "старой" УК |
"новая" УК |
"новая" УК приступает к управлению МКД в день внесения дома в реестр лицензий (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ). Следовательно, договор управления со "старой" УК прекращается предшествующим днем (п. 1, п. 2 ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, п. 24 Правил N 416, см. также определение ВС РФ от 08.08.2019 N 306-ЭС19-12903) |
собственники (в случае, если они решили управлять МКД самостоятельно) |
В этом случае договоры о приобретении коммунальных ресурсов заключаются каждым собственником самостоятельно (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ), а договоры оказания услуг по содержанию/ремонту - на основании решений ОСС (ч. 1 ст. 164 ЖК РФ). Договор управления со "старой" УК действует до дня возникновения обязательств по упомянутым договорам (п.3 ч. 3 ст. 200 ЖК РФ) |
ТСЖ, жилищный или иной специализированный потребкооператив |
договор управления со "старой" УК действует до дня регистрации ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (п.4 ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, п. 24 Правил N 416) |
Орган МСУ, узнав от ГЖН об исключении МКД из реестра лицензий, обязан в течение 15 дней созвать ОСС для решения вопроса о выборе способа управления, а если ОСС не состоится или не примет никакого решения - провести открытый конкурс по выбору новой УК для данного МКД (ч. 4, ч. 5 ст. 200 ЖК РФ).
______________________________
*(1) Положение о лицензировании - Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110)
*(2) ПОБЛ N 743 - Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743
*(3) в некоторых случаях исключение МКД из реестра лицензий не влечет прекращения договора управления, и УК обязана управлять своим "бывшим" домом до тех пор, пока не "отыщется" новое управляющее лицо, - новая УК, либо созданное жителями ТСЖ (иной кооператив), либо жители решат управлять домом непосредственно (ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, п. 24 Правил 416)
*(4) Правила N 416 - Правила осуществления деятельности по управлению МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах