Качество товара по договору купли-продажи (поставки)
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а при отсутствии в договоре условия о качестве - передать товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (ст. 469 ГК РФ). В силу п. 5 ст. 454 ГК РФ эти требования распространяются и на отдельные виды договора купли-продажи, такие как договор поставки, договор продажи недвижимости, договор розничной купли-продажи и т.п.
По смыслу ст. 469 ГК РФ, если покупатель предполагает использовать товар строго в определенных целях (не соответствующих обычным для соответствующего вида товара или отличающихся от них), это должно быть отражено в договоре. В ином случае покупатель будет лишен возможности ссылаться на несоответствие поставленного товара целям его приобретения (постановление Пятнадцатого ААС от 28.07.2014 N 15АП-10847/14).
Обязательные требования к качеству товара могут быть установлены законом или иными актами в соответствии с законом. Они могут относиться, в частности, к материалам, используемым при изготовлении товара, к сроку годности отдельных деталей товара и т.п. При их наличии продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий предъявляемым к товару требованиям (п. 4 ст. 469 ГК РФ). Доказательством ненадлежащего качества товара в таких случаях может являться факт несоответствия товара установленным требованиям (постановления АС Уральского округа от 01.10.2015 N Ф09-6620/15, АС Центрального округа от 27.07.2015 N Ф10-2404/15). Вместе с тем представляется, что если законом не запрещен оборот соответствующего вида товаров, не отвечающих установленным в соответствии с законом требованиям, договором может быть предусмотрено, что товар передается с соответствующими недостатками.
Проверка качества товара осуществляется в соответствии с обычаями или обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи. Специальный порядок проверки качества может быть предусмотрен договором купли-продажи или установлен в соответствии с требованиями правовых актов (п.п. 1, 2 ст. 474 ГК РФ). Так, при продаже технически сложных товаров бытового назначения лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара (п. 50 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Если законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, или договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.), продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара (п. 3 ст. 474 ГК РФ). Соблюдение правил, регламентирующих проверку качества товара, безусловно, является одним из критериев, которые учитываются при рассмотрении споров относительно качества переданного товара (постановления Двадцатого ААС от 05.03.2015 N 20АП-322/15, АС Волго-Вятского округа от 23.01.2015 N Ф01-5508/14, Восемнадцатого ААС от 30.04.2014 N 18АП-3367/14). Более того, в ряде случаев суды указывают на то, что нарушение правил приемки по качеству лишает покупателя права ссылаться на ненадлежащее качество продукции (постановление Пятнадцатого ААС от 27.11.2015 N 15АП-17737/15). Разумеется, нельзя полностью исключить вероятность удовлетворения требований покупателя, связанных с продажей ему товара ненадлежащего качества, даже в случае нарушения им правил проверки качества товара, однако такая вероятность невысока.
Последствия передачи товара ненадлежащего качества
Передача товара, качество которого не соответствует условиям договора, представляет собой ненадлежащее исполнение обязательств продавца (поставщика) и не является основанием для возникновения у покупателя встречной обязанности оплатить товар (ст. 309, 328, 469 ГК РФ). Если на момент передачи некачественного товара он уже оплачен, покупатель по договору поставки вправе потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков либо их замены (п. 2 ст. 520 ГК РФ). У покупателя по иным договорам купли-продажи такого права не возникает. Требования, которые могут быть им предъявлены в связи с обнаружением не оговоренных продавцом недостатков товара, предусмотрены ст. 475 ГК РФ*(1). Это требования о:
- соразмерном уменьшении покупной цены;
- безвозмездном устранении недостатков товара в разумный срок;
- возмещении расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.*(2)
В силу п. 1 ст. 520 ГК РФ неисполнение последнего из приведенных требований в установленный срок поставщиком по договору поставки дает покупателю право приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение (постановления АС Дальневосточного округа от 26.02.2016 N Ф03-6071/15, АС Западно-Сибирского округа от 10.11.2014 N Ф04-11030/14). Аналогичное право возникает у покупателя в случае, если в разумный срок после расторжения договора (в том числе вследствие поставки товара ненадлежащего качества) им приобретен у другого лица по более высокой, но разумной цене товар взамен предусмотренного договором (п. 1 ст. 524 ГК РФ).
К существенным нарушениям, помимо неустранимых недостатков, относятся недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, а также другие подобные недостатки. В целях определения того, могут ли имеющиеся недостатки товара квалифицироваться как существенные, суды принимают во внимание, в частности, то обстоятельство, препятствуют ли они использованию товара в соответствии с прямым назначением (постановления АС Московского округа от 07.05.2015 N Ф05-4858/15, АС Западно-Сибирского округа от 02.03.2016 N Ф04-25612/15).
В силу п. 1 ст. 518 ГК РФ, покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, также вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества. Своевременный отзыв поставщиком некачественного товара исключает возможность предъявления к нему требований в связи с передачей товара ненадлежащего качества (определение Верховного Суда РФ от 04.12.2015 N 305-ЭС15-12340). Кроме того, согласно п. 2 ст. 518 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором поставки, покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем. Соответствующее требование может быть предъявлено исключительно поставщику (контрагенту розничного продавца), но не производителю некачественного товара, не вступавшему в договорные отношения с розничным продавцом (постановления ФАС Уральского округа от 26.07.2010 N Ф09-4994/10-С2, АС Московского округа от 03.08.2015 N Ф05-4372/15).
Как уже отмечено, положения ГК РФ о качестве товара по договору купли-продажи применяются, в частности, к отношениям, основанным на договоре продажи жилья. Так, если в договоре отсутствуют условия о качестве, а переданное продавцом жилое помещение не соответствует требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным установленным законодательством требованиям, предъявляемым к жилью, покупатель, в частности, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (п. 2 ст. 469, п. 2 ст. 475 ГК РФ, см. также определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.02.2017 N 18-КГ16-187).
О ненадлежащем качества товара покупатель обязан известить продавца (п. 1 ст. 483, п. 2 ст. 513 ГК РФ). В случае невыполнения этого правила продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения части требований покупателя (п. 2 ст. 483 ГК РФ), если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или несоизмеримые расходы (см. определение Верховного Суда РФ от 19.02.2015 N 305-ЭС15-17, постановления АС Волго-Вятского округа от 13.04.2015 N Ф01-109/15, АС Московского округа от 16.09.2014 N Ф05-10004/14).
______________________________
*(1) Существенно расширен объем прав, предоставленных покупателю в случае продажи товара ненадлежащего качества, в отношениях с участием потребителей (глава II Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", ст. 503 ГК РФ).
*(2) Договором могут быть предусмотрены и иные последствия передачи (поставки) товаров ненадлежащего качества (в частности, стороны вправе по-иному определить критерии существенности недостатков товара или дополнить те права, которые предоставляются покупателю законом) (см. абзац второй п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
Тема
Передача товара по договору купли-продажи (поставки)
См. также
Срок годности и гарантийный срок
Возврат товара продавцу (поставщику)
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Извещение продавца о недостатках товара
Претензия о поставке некачественного товара (продукции)
Претензия о передаче товара ненадлежащего качества
Ещё...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах