Ответственность перевозчика за нарушение обязательств по перевозке грузов
При перевозках грузов перевозчик несет ответственность:
- за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором; при этом перевозчик освобождается от ответственности, если неподача транспортных средств имела место вследствие обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 794 ГК РФ, в частности, непреодолимой силы, иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений), военных действий, введения в установленном порядке прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях и т. д.;
- за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 794, п. 1 ст. 796 ГК РФ)*(1).
В судебной практике признается, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза независимо от наличия вины, и основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза является наличие обстоятельств, которые являются объективно непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми, то есть перевозчик несет ответственность за случайное причинение вреда. Такие обстоятельства, приведшие к повреждению (порче) или утрате груза, как дорожно-транспортное происшествие, пожар, вызванный экстренным торможением транспортного средства, на котором перевозился груз, похищение груза третьими лицами, не освобождают перевозчика от ответственности, поскольку он отвечает за сохранность вверенного ему груза и несет риск возникновения убытков, которые связаны с наступлением обстоятельств, не носящих внешний характер по отношению к его деятельности (п. 1 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2017, далее - Обзор, абзац шестой п. 23 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26, далее - Постановление N 26).
Условия об ответственности детализируются в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы перевозки грузов конкретными видами транспорта. Так, согласно чч. 1, 3 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф:
- за невывоз по вине перевозчика груза;
- за несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренное договором перевозки груза.
В первом случае размер штрафа является твердым (20% платы, установленной за перевозку груза), но договором перевозки груза могут быть предусмотрены другие условия. Во втором случае штраф уплачивается за каждый полный час просрочки в размере, установленном договором перевозки груза. Однако, если размер штрафа договором не установлен, применяются следующие правила:
- при перевозке в городском или пригородном сообщении штраф уплачивается в размере 5% провозной платы;
- при перевозке в междугородном сообщении - в размере 1% среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки.
Исходя из положений ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 и ст. 36 УАТ, перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли:
- вследствие обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ);
- в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств;
- вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки груза (ст. 404 ГК РФ);
- вследствие естественной убыли массы груза, не превышающей ее норму (см. п. 23 Постановления N 26).
Перевозчик также несет ответственность в виде штрафа за просрочку доставки груза. Штраф уплачивается грузополучателю в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза, при этом общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы (ч. 11 ст. 34 УАТ). Также перевозчик обязан возместить грузоотправителю убытки, причиненные просрочкой доставки груза (ст. 15, 393 ГК РФ), например, в виде сумм договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю, которую уплатил грузоотправитель, являющийся продавцом по договору купли-продажи этого товара (п. 24 Постановления N 26).
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 796 ГК РФ перевозчик, наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза. Эта норма продублирована в ч. 9 ст. 34 УАТ, п. 3 ст. 119 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ, ст. 96 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Если груз утрачен и не доставлен, провозная плата возвращается в полном объеме, поскольку в этом случае обязательство по перевозке груза не исполнено (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 01.04.2021 N Ф04-952/21, Семнадцатого ААС от 05.03.2021 N 17АП-1111/21). В случае частичной утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, провозная плата возвращается пропорционально стоимости утраченного, недостающего, испорченного, поврежденного груза. Как указывают суды, по смыслу закона возврату подлежит часть провозной платы, соответствующая стоимости несохраненного груза, определяющее значение для возврата взысканной провозной платы имеет соотношение суммы провозной платы и стоимости утраченного, испорченного или поврежденного груза (см., например, постановления Восемнадцатого ААС от 24.02.2021 N 18АП-11700/20, от 20.02.2020 N 18АП-896/20, Одиннадцатого ААС от 09.04.2019 N 11АП-2771/19, Тринадцатого ААС от 01.08.2019 N 13АП-17421/19, Третьего ААС от 21.06.2011 N 03АП-1968/11).
Срок возврата провозной платы в соответствии п. 3 ст. 796 ГК РФ законом не установлен. Имеются как судебные решения, в которых делается вывод о том, что требование к перевозчику о возврате провозной платы должно быть удовлетворено им в течение 7 дней на основании п. 2 ст. 314 ГК РФ (постановление АС Западно-Сибирского округа от 31.08.2020 N Ф04-2696/20), так и судебные решения, в которых обязательство по возврату провозной платы считается неисполненным со дня, когда груз считается утраченным (решение АС Алтайского края от 14.12.2018 N А03-11374/2018).
_____________________________
*(1) Имущественные интересы собственника груза (грузоотправителя) и перевозчика, связанные с утратой, гибелью и повреждением груза, могут быть застрахованы по договору страхования имущества или договору страхования риска гражданской ответственности (см. в связи с этим также п. 12 Обзора).
Темы
Ответственность за нарушение обязательств по перевозке
См. также
Ответственность грузоотправителя за нарушение обязательств в связи с перевозкой груза
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Генеральный договор страхования грузов (Генеральный полис)
Договор страхования груза при перевозке, заключаемый собственником груза
Договор страхования груза при перевозке, заключаемый перевозчиком
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах