Определение срока исполнения обязательства
В случаях, когда обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ). Начало течения срока исполнения обязательства должником может быть обусловлено совершением кредитором определенных действий, например, уплатой аванса (п. 23 постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54, далее - Постановление N 54).
Как указывается в п. 28 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2020) (утв. Президиумом ВС РФ 22.07.2020), в случае, если срок исполнения обязательства определен указанием на событие и дату, ограничивающую его наступление, и это событие не наступило на дату, указанную в договоре, срок исполнения обязательства необходимо исчислять с этой даты. Так, если договором установлено, что передача застройщиком участнику долевого строительства квартиры осуществляется в течение шести месяцев с момента получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, которое должно быть получено не позднее определенной договором календарной даты, и на эту дату разрешение не получено, то шестимесячный срок передачи квартиры исчисляется именно с этой календарной даты.
Если же обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а также в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
Правило о необходимости заявления кредитором требования об исполнении обязательства и предоставлении должнику семидневного срока направлено на достижение определенности в отношениях сторон относительно срока исполнения обязательства. Должник считается просрочившим только после истечения указанного семидневного срока (см. также определение Верховного Суда РФ от 26.11.2014 N 304-ЭС14-4446, постановление АС Уральского округа от 25.10.2018 N Ф09-6874/18, АС Северо-Западного округа от 10.10.2019 N Ф07-12649/19).
Если кредитор в обязательстве, которое не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, либо срок исполнения которого определен моментом востребования, в разумный срок не предъявляет должнику требование об исполнении такого обязательства, должник вправе предложить кредитору принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства (п. 2 ст. 314 ГК РФ). При отказе кредитора принять исполнение, в том числе посредством уклонения от принятия, он считается просрочившим, что дает по общему правилу должнику право на возмещение причиненных просрочкой убытков (ст. 406 ГК РФ, см. также п. 24 Постановления N 54).
Не во всех случаях отсутствие установленного законом или договором срока исполнения обязательства означает необходимость применять правило п. 2 ст. 314 ГК РФ о предоставлении должнику для исполнения семидневного срока с момента заявления требования кредитором.
Нормы особенной части ГК РФ в ряде случаев не определяют конкретный срок исполнения обязательства, однако позволяют его определить, к примеру, указанием на необходимость исполнения обязательства непосредственно до или после совершения какого-либо действия, незамедлительно и пр.
Так, например, по договору купли-продажи покупатель должен оплатить товар непосредственно после получения и просрочка с его стороны наступает по истечении предусмотренного законом или в установленном им порядке срока на осуществление банковского перевода, исчисляемого со дня, следующего за днем получения товара покупателем (получателем) (п. 1 ст. 486 ГК РФ; см. также п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18).
Обязательство по оплате разницы в ценах по договору мены должно быть исполнено непосредственно до или после исполнения обязанности передать товар (п. 2 ст. 568 ГК РФ); начисление процентов на неуплаченную сумму производится со второго дня после передачи товара, т.е. на следующий день после истечения срока, когда ответчик должен был исполнить свою обязанность (см. п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.09.2002 N 69).
Исходя из ст. 999 ГК РФ обязательство по перечислению комитенту сумм, полученных от третьих лиц, комиссионер должен исполнить на следующий день после того, как узнал или должен был узнать об их поступлении (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85).
По договору вклада любого вида, заключенному с гражданином, банк в любом случае обязан выдать по первому требованию вкладчика сумму вклада или ее часть и соответствующие проценты (за исключением вкладов, внесение которых удостоверено сберегательным сертификатом, условия которого не предусматривают право вкладчика на получение вклада по требованию) (п. 2 ст. 837 ГК РФ).
В указанных случаях семидневный срок для исполнения обязательства, исчисляемый с момента заявления требования кредитором, не применяется (п. 2 ст. 314 ГК РФ), а само требование кредитора об исполнении обязательства не является обязательным (аналогичное регулирование предусмотрено абзацем вторым п. 2 ст. 513, п. 2 ст. 865, ст. 904, абзацем третьим ст. 974, п. 3 ст. 975 ГК РФ и т.д.).
Кроме того, из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев или существа обязательства может вытекать обязанность исполнить обязательство не в семидневный, а в иной срок со дня предъявления требования кредитором (п. 2 ст. 314 ГК РФ). К примеру, согласно п. 1 ст. 810 ГК РФ сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.
Закон не содержит норм, посвященных порядку направления требования об исполнении обязательства. Такое требование считается предъявленным с момента доставки должнику соответствующего сообщения (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). В связи с этим кредитор должен располагать доказательствами направления требования должнику (или его представителю).
Судебная практика исходит из того, что предъявление иска в установленном порядке может выступать формой предъявления требования, упомянутого в п. 2 ст. 314 ГК РФ. В этом случае просрочка должника наступает после подачи иска (см., например, постановления АС Северо-Западного округа от 10.04.2019 N Ф07-2242/19, Двенадцатого ААС от 25.02.2020 N 12АП-855/20).
Приведенные правила ст. 314 ГК РФ применяются не только к договорным, но и к внедоговорным обязательствам, например, к обязательствам по возмещению причиненного вреда, возврату неосновательного обогащения (п. 2 ст. 307.1 ГК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах