Приостановление подачи энергии энергоснабжающей (теплоснабжающей) организацией
По общему правилу перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон договора энергоснабжения, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. При возникновении необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии прервать, ограничить или прекратить подачу энергии возможно без согласования с абонентом и без его предупреждения. Однако абонент должен быть немедленно уведомлен об этих мерах.
Кроме того, без согласования с абонентом (но с обязательным его предупреждением) может быть прекращена или ограничена подача электроэнергии, если абонент нарушил обязательства по ее оплате. Это правило распространяется на абонентов-юридических лиц (п. 3 ст. 546 ГК РФ).
Вместе с тем правила ГК РФ об энергоснабжении применяются к отношениям по договору снабжения электроэнергией, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (п. 4 ст. 539 ГК РФ).
Законодательство устанавливает более широкий перечень оснований для приостановления и прекращения подачи энергии по сравнению с предусмотренным ГК РФ. Так, при наличии у потребителя задолженности по оплате электроэнергии энергоснабжающая организация вправе приостановить подачу энергии (подп. "б" п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, далее - Правила ограничения режима потребления электроэнергии). По общему правилу количество расчетных периодов, за которые у потребителя образовалась задолженность по оплате электроэнергии, для ограничения (в том числе прекращения) ее подачи значения не имеет, но для отдельных категорий потребителей законодательством могут устанавливаться иные правила.
Помимо наличия задолженности по оплате энергии, могут иметь место и другие основания ограничения ее подачи со стороны энергоснабжающей организации, как связанные, так и не связанные с нарушением потребителем своих обязательств по договору. Одним из таких оснований является прекращение обязательств по поставке электроэнергии или оказанию услуг по передаче электроэнергии, предусмотренных соответствующим договором (договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электроэнергии) (подп. "а" п. 2 Правил ограничения режима потребления электроэнергии).
Ограничение подачи электроэнергии может быть введено также в связи с невыполнением потребителем условий договора, касающихся например, обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности, а также в связи с подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования или изменением режима работы подключенного оборудования, что повлекло за собой нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (подп. "б" п. 2 Правил ограничения режима потребления электроэнергии).
Ограничение подачи энергии может быть вызвано и причинами, не связанными с какими-либо виновными действиями (или бездействием) со стороны потребителя, например, оно может стать необходимым в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций в системе энергоснабжения либо в случае проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства (подп. "з" и "и" п. 2 Правил ограничения режима потребления электроэнергии, п. 76 Правил организации теплоснабжения).
Для ряда потребителей не допускается частично ограничивать подачу электроэнергии ниже уровня технологической или аварийной брони, а также полностью прекращать такую подачу до получения исполнителем (субисполнителем) от потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления электроэнергии. Это относится к потребителям, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (ряд государственных органов, медицинские учреждения, образовательные организации и некоторые другие (абзац девятый п. 1.1, абзац второй п. 6, пп. 8.2, 10.1 Правил ограничения режима потребления электроэнергии и приложение к этим Правилам)). При частичном ограничении режима потребления электроэнергии таким потребителям (до уровня аварийной брони) они обязаны в шестимесячный срок выполнить мероприятия, которые обеспечивают их готовность к введению полного ограничения режима потребления электроэнергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий (например, мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, которые будут обеспечивать снабжение электроэнергией энергопринимающих устройств потребителей после введения полного ограничения режима потребления электроэнергии). Полностью ограничить таким лицам режим потребления электроэнергии возможно лишь при условии, что возможность наступления вследствие этого экономических, экологических или социальных последствий устранена (п. 7.1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Ограничение режима потребления тепловой энергии социально значимым категориям потребителей производится в специальном порядке, который предполагает, в частности, обязанность теплоснабжающей организации предварительно уведомить о планируемых действиях самого потребителя, орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы, а также не позднее 1 дня до дня введения полного ограничения режима потребления сообщить потребителю и органу местного самоуправления о дне и часе введения такого ограничения (п. 97 Правил организации теплоснабжения).
За нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии виновные лица с 01.01.2016 несут административную ответственность по ст. 9.22 КоАП РФ.
Если к энергопринимающим устройствам (объектам электроэнергетики) потребителя технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электроэнергетики) иных лиц, ввести ограничение режима потребления электроэнергии в отношении такого потребителя возможно при условии, что это не приводит к ограничению или прекращению подачи электроэнергии иным лицам (п. 6, подп. "в" п. 21.1, п. 29 Правил ограничения режима потребления электроэнергии). В свою очередь, владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, которые присоединены к сетям сетевой организации, вправе присоединить к нему энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии, что такой владелец и иное лицо могут самостоятельно обеспечить техническую возможность введения раздельного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики каждого из этих лиц (абзац второй п. 4 ст. 26 Закона N 35-ФЗ).
Потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления электроэнергии способом, который предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электроэнергии, в том числе путем смс-информирования, отправки сообщения на адрес электронной почты и т. д. С этой целью в договоре указывается номер мобильного телефона и адрес электронной почты потребителя, предназначенные для такого уведомления (п. 8 Правил ограничения режима потребления электроэнергии, пп. 40, 41 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, п. 13.3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
Для граждан, которые приобретают электрическую и тепловую энергию в составе коммунальных услуг, действуют особые правила (см. п. 17.1 Правил ограничения режима потребления электроэнергии). Подробнее об этом см. в отдельном материале Энциклопедии решений.
Энергоснабжающая или сетевая организация, выступающая инициатором введения режима ограничения потребления энергии, вправе потребовать от потребителя компенсации затрат, связанных с ограничением подачи энергии и последующим ее восстановлением, если такое ограничение введено вследствие нарушения потребителем своих обязанностей. В отношении электроэнергии размер компенсации таких расходов не может превышать 10 000 рублей (для граждан - потребителей электроэнергии - 1000 рублей). В свою очередь, энергоснабжающая организация, сетевая организация возмещают возникшие у других лиц (не исключая и потребителя) расходы, возникшие в связи с ограничением подачи энергии (пп. 20, 24 Правил ограничения режима потребления электроэнергии, пп. 88, 100 Правил организации теплоснабжения, постановление Семнадцатого ААС от 24.08.2022 N 17АП-8082/22).
Ограничение подачи энергии само по себе не означает расторжения договора энергоснабжения (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 08.06.2020 N Ф02-1431/20), а также договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг по электроснабжению, отоплению и пр. (п. 114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), см. также определения Восьмого КСОЮ от 29.11.2022 по делу N 8Г-21415/2022, от 28.10.2021 по делу N 8Г-19889/2021).
Темы
См. также
Формы документов
Предупреждение абонента о перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи электроэнергии
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах