Цена в договоре энергоснабжения (теплоснабжения)
По общему правилу исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Иными словами, стороны договора по своему усмотрению определяют цену поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги. Однако в предусмотренных законом случаях в договорных отношениях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (п. 1 ст. 424 ГК РФ). В этом случае они имеют обязательный характер для контрагентов по договору и не могут быть изменены по соглашению сторон.
Так, ФАС России и органы тарифного регулирования субъектов РФ устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Как правило, регулируемыми являются также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), абзац двадцать второй п. 2, п.п 3 п. 3, п. 4 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, далее - Основы ценообразования в электроэнергетике), пп.пп. "а", "б" п. 18 ст. 2, п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 7, ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", далее - Закон о теплоснабжении).
Таким образом, цена в договоре теплоснабжения по общему правилу является регулируемой. Исключение составляют отдельные случаи, когда поставка тепловой энергии (мощности), теплоносителя может осуществляться по ценам, устанавливаемым по соглашению сторон (см., например, ч. 9 ст. 10 Закона о теплоснабжении, п.п. 28, 33, 135 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808).
Так, с 01.01.2015 стороны договора теплоснабжения или договора поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя вправе устанавливать в договоре по своему усмотрению цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара, цены на теплоноситель в виде пара, а также (при соблюдении некоторых условий) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в ситуации, когда теплопотребляющие установки потребителя технологически соединены с источником тепловой энергии и не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения. До 01.01.2018 такие цены могут устанавливаться сторонами не выше регулируемых цен (тарифов), а начиная с этой даты - без каких-либо ограничений. Однако в отдельных случаях по-прежнему должны применяться регулируемые цены (тарифы), в частности, это касается реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, которые необходимы для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей (ч.ч. 2.1 - 2.3 ст. 8 Закона о теплоснабжении в редакции Федерального закона от 01.12.2014 N 404-ФЗ).
Цена договора энергоснабжения, предусматривающего поставку электроэнергии (мощности), является сложной по структуре. Отдельные составляющие этой цены (цена на электроэнергию (мощность), плата за услуги по передаче электроэнергии, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика и т.д.) могут регулироваться решениями тарифных органов или устанавливаться сторонами договора по их усмотрению, в зависимости от вида составляющей договорной цены и территории поставки электроэнергии (мощности), приобретаемой на оптовом рынке (ценовые либо неценовые зоны оптового рынка электроэнергии и мощности).
Так, тарифы на электроэнергию во всех случаях являются регулируемыми, если потребителями электроэнергии выступает население и приравненные к нему категории потребителей. Всем остальным категориям потребителей (покупателей электроэнергии по договору энергоснабжения или договору купли-продажи (поставки)) электроэнергия отпускается:
1) В ценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности - по нерегулируемым ценам.
2) В неценовых зонах и в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России (ЕЭС России) и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, - по регулируемым тарифам.
К территориям, не объединенным в ценовые зоны оптового рынка (неценовым зонам), относятся Калининградская область, Республика Коми, Архангельская область, а также территория Дальнего Востока, в которую объединены территории Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области (приложение N 2 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172, далее - Правила оптового рынка).
Остальные субъекты РФ, помимо вышеперечисленных, относятся к территориям, объединенным в ценовые зоны оптового рынка (Приложение N 1 к Правилам оптового рынка). На территориях этих регионов электроэнергия, как правило, продается по нерегулируемым ценам, за исключением отдельных территорий, которые технологически не связаны с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами (п. 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, далее - Основные положения). При этом для гарантирующих поставщиков цена на электроэнергию (мощность) ограничена предельным уровнем нерегулируемых цен, который определяется по специальным формулам дифференцированно для каждой из 6 ценовых категорий, по которым производятся расчеты с потребителями. Предельные уровни нерегулируемых цен, применяемые для расчетов с потребителями на розничных рынках электроэнергии, рассчитываются исходя из нерегулируемых цен на электроэнергию и мощность, которые приобретаются гарантирующим поставщиком на оптовых рынках.
Исключение составляют случаи продажи электроэнергии, которая произведена на квалифицированных генерирующих объектах, сетевым организациям в целях компенсации потерь электроэнергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. Такая электроэнергия продается по регулируемым ценам в том числе на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка (п.п. 5, 78.1 Основных положений, пп. 2 п. 3 Основ ценообразования в электроэнергетике).
В итоговую цену договора энергоснабжения, заключаемого между потребителем и гарантирующим поставщиком, входят также сбытовая надбавка гарантирующего поставщика и плата за оказание услуг по передаче электроэнергии. При этом сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков подлежат государственному регулированию на всей территории России (п. 3 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, п. 78 Основных положений).
В структуре итоговой цены учитывается также стоимость отдельных услуг, связанных с поставкой электроэнергии потребителям, затраты на которые несет гарантирующий поставщик (по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, по организации оптовой торговли электроэнергией, мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами; по расчету требований и обязательств участников оптового рынка). Расчет стоимости этих услуг в структуре цены производится исходя из соотношения их стоимости и объема потребления электроэнергии покупателями (потребителями) всех ценовых категорий, а также населением и приравненными к нему категориями потребителей (п. 1 ст. 40 Закона об электроэнергетике, п.п. 86 - 95, 101 Основных положений, п. 65.1 Основ ценообразования в электроэнергетике, Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1179).
Выбор потребителями ценовой категории для расчетов с гарантирующим поставщиком с использованием нерегулируемых цен осуществляется в соответствии с разделом V Основных положений. При этом потребители, у которых максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВТ, могут выбрать для расчетов любую из шести ценовых категорий. Однако применение ценовых категорий с третьей по шестую предполагает применение ставки за электроэнергию нерегулируемой цены к почасовому объему покупки электроэнергии, поэтому потребители, намеревающиеся применять одну из этих ценовых категорий, должны оборудовать свои энергопринимающие устройства приборами учета, которые позволяют измерять почасовые объемы потребления электроэнергии. Потребители, у которых максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет не менее 670 кВТ, с 01.07.2013 могут рассчитываться только по одной из последних четырех ценовых категорий, то есть, без возможности выбора первых двух. Они должны использовать приборы учета, которые позволяют измерять почасовые объемы потребления электроэнергии, отвечающие установленным требованиям. Отдельные категории потребителей (потребители (а также покупатели в отношении таких потребителей), энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, а также потребители, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к сетям территориальной сетевой организации через энергетические установки производителей электроэнергии) могут выбирать только между четвертой и шестой ценовой категорией; при этом шестую ценовую категорию они вправе выбрать при условии, что у них имеются приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электроэнергии, а в договор энергоснабжения (купли-продажи, поставки электроэнергии) включено условие о планировании объемов потребления электроэнергии по часам суток (п.п. 95, 97, 139 Основных положений).
С 01.01.2011 на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, энергосбытовые и энергоснабжающие организации (не являющиеся гарантирующими поставщиками) продают электроэнергию по свободным нерегулируемым ценам (кроме продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей) (п. 2 ст. 40 Закона об электроэнергетике, п. 5 Основных положений). Цена на электроэнергию в этом случае определяется по соглашению сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах