Ответ на претензию по договору
Смотрите в этом материале:
- в какие сроки необходимо ответить на претензию;
Сроки ответа на претензию
Срок ответа на претензию зависит от вида договора, по которому возник спор, и от содержания этого договора.
В ряде случаев срок ответа на претензию императивно установлен законом. В частности, рассмотреть претензию и ответить на нее в течение 30 дней со дня ее поступления обязан:
- перевозчик по договору воздушной перевозки (ст. 127.1 Воздушного кодекса РФ);
- перевозчик по договору перевозки железнодорожным транспортом (ст. 124 Устава железнодорожного транспорта РФ);
- перевозчик или буксировщик по договору перевозки внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 163 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);
- перевозчик по договору морской перевозки груза (п. 1 ст. 407 Кодекса торгового мореплавания РФ);
- перевозчик, фрахтовщик по договору перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, фрахтования транспортного средства (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ);
- оператор морского терминала по договору перевалки груза (ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ);
- экспедитор по договору транспортной экспедиции (п. 5 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ).
Оператор связи по договору оказания услуг связи обязан зарегистрировать претензию не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления, и ответить на нее в течение 30 дней со дня регистрации (п. 7 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ). Исключение составляют:
- претензии по договору почтовой связи по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, которые рассматриваются в течение 5 дней со дня регистрации (подп. 2 п. 8 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ);
- претензии по договору оказания услуг междугородной и международной телефонной связи, которые рассматриваются в течение 60 дней со дня регистрации (подп. 3 п. 8 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ).
Претензии к качеству туристского продукта подлежат рассмотрению туроператором в течение 10 дней со дня получения (ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ).
Если срок ответа на претензию установлен законом, стороны не могут предусмотреть другой срок в договоре (ст. 422 ГК РФ, см., например, постановления Девятого ААС от 01.10.2021 N 09АП-30810/21, Тринадцатого ААС от 15.07.2021 N 13АП-15216/21).
Срок ответа на претензии по подсудным арбитражному суду гражданско-правовым спорам о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, составляет 30 календарных дней со дня направления претензии, если иное не установлено законом или договором (п. 5 ст. 4 АПК РФ). Тридцатидневный срок, предусмотренный этой нормой, может быть, как уменьшен, так и увеличен посредством закрепления соответствующего условия в договоре (постановление Третьего ААС от 29.06.2017 N 03АП-3244/17).
Ответ на предложение об изменении или расторжении договора должен быть дан в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ). При этом срок, установленный в договоре или в самой претензии, может быть значительно меньше 30 дней (см., например, постановления АС Дальневосточного округа от 20.05.2015 N Ф03-1976/15, АС Северо-Западного округа от 29.04.2015 N Ф07-410/15). В законе не уточнено, с какого момента исчисляется 30-дневный срок в случае, если срок ответа на предложение об изменении или расторжении договора не установлен ни законом, ни договором, ни претензией. Имеются судебные решения, в которых он исчисляется с момента направления предложения (постановление Восемнадцатого ААС от 31.05.2018 N 18АП-6197/18).
По истечении установленного законом, договором или самой претензией срока досудебный порядок урегулирования спора будет считаться соблюденным, даже если ответ на претензию не поступит, и контрагент сможет обратиться с иском в суд.
Что учесть, отвечая на претензию
При составлении ответа на претензию необходимо помнить, что этот документ будет служить доказательством при рассмотрении спора сторон договора и подлежать оценке судом (ст. 71, 75 АПК РФ, ст. 67, 71 ГПК РФ).
В частности, ответ на претензию нередко исследуется судом при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности. Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43, к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, может относиться признание претензии. При этом ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга. В связи с этим суды при разрешении вопроса об истечении срока исковой давности исследуют содержание ответа на претензию (см., например, постановление Девятого ААС от 25.11.2021 N 09АП-71068/21), приходят к выводу, что то обстоятельство, что ответчик не оспорил наличие задолженности по договору, не означает признание претензии (постановление Шестнадцатого ААС от 15.09.2021 N 16АП-2901/21). Также не расценивается как признание долга направленное в ответ на претензию предложение провести зачет встречных однородных требований (постановление Седьмого ААС от 30.08.2021 N 07АП-7739/21). Напротив, в решении АС Алтайского края от 27.11.2014 N А03-6500/2014, суд пришел к выводу, что в гарантийном письме, направленном в ответ на претензию, ответчик фактически признал наличие задолженности перед истцом по договору и гарантировал её погашение в указанные в гарантийном письме сроки, в связи с чем срок исковой давности прерывается.
В ряде случаев законом установлены требования к ответу на претензию. Например, в соответствии с п. 2 ст. 163 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ при частичном удовлетворении или отклонении претензии заявителя в уведомлении перевозчика или буксировщика должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты; представленные при предъявлении претензии документы возвращаются заявителю. Аналогичные нормы содержатся в ст. 124 Устава железнодорожного транспорта РФ, ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ,
В других случаях установлены требования к форме ответа на претензию. Например, в соответствии со ст. 127.1 Воздушного кодекса РФ ответ на претензию направляется в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа. Аналогичная норма предусмотрена п. 7 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ.
Ответ на претензию, как любое юридически значимое сообщение, направляется контрагенту с учетом требований ст. 165.1 ГК РФ (постановление Девятого ААС от 18.08.2021 N 09АП-43749/21). Подходы судебной практики к порядку направления ответа на претензию схожи с подходами к порядку направления претензии (см., например, постановление Двадцать первого ААС от 22.11.2018 N 21АП-1747/18).
Последствия отсутствия ответа на претензию
Игнорирование претензии может повлечь неблагоприятные последствия.
Например, если перевозчик не ответил на претензию в установленный срок, впоследствии он не может ссылаться на то, что претензия не соответствовала требованиям, предусмотренным законодательством, в частности к ней не были приложены необходимые документы, а следовательно, истцом не соблюден обязательный претензионный порядок (п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26, см., например, постановления Девятого ААС от 03.08.2021 N 09АП-45737/21, от 24.03.2021 N 09АП-78019/20, Одиннадцатого ААС от 06.02.2020 N 11АП-22000/19).
Кроме того, если спор, подсудный арбитражному суду, возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела (ч. 1 ст. 111 АПК РФ). Подробнее об этом см. в отдельном материале).
В ряде случаев непредоставление в установленный законом срок ответа на претензию может быть основанием для привлечения к административной ответственности. Например, при нарушении сроков предоставления ответа на претензию по договору оказания услуг почтовой связи, договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств организация может быть привлечена к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (постановления АС Московского округа от 22.07.2021 N Ф05-15828/21, Семнадцатого ААС от 20.02.2018 N 17АП-19001/17), а по заключенному с потребителем договору перевозки - в соответствии с ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ (постановление Восьмого ААС от 01.02.2021 N 08АП-14533/20).
Тема
Досудебный порядок урегулирования споров в договорных отношениях
См. также
Составление претензии по договору
Порядок направления претензии по договору при досудебном урегулировании спора
Формы документов
Ответ на претензию о поставке некачественного товара
Ответ на претензию о возврате долга по договору займа
Еще...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах