Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности Арендодателем по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в лице уполномоченного исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 39.1, ст. 39.2 ЗК РФ).
Особенностью договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, прежде всего, является порядок его заключения. По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ). В отдельных случаях договор аренды заключается без проведения торгов, в частности: - при предоставлении земельного участка в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ; - при заключении нового договора аренды с арендатором, если соблюдаются условия, установленные пп. 3, 4 ст. 39.6 ЗК РФ; - при предоставлении земельного участка собственнику объекта незавершенного строительства в случае, предусмотренном п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ; - в случаях, установленных Правительством РФ, которому в 2022-2023 гг. предоставлено специальное полномочие - дополнительно определять случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ). Такие случаи установлены подп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается: - с победителем аукциона на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона; - с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона; - с лицом, обратившимся за предоставлением земельного участка без торгов, которому уполномоченным органом направляется для подписания проект договора аренды земельного участка (п. 11 ст. 39.8, пп. 5, 7 ст. 39.17 ЗК РФ). Подробнее об порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на аукционе либо без проведения торгов, см. в отдельных материалах Энциклопедии решений. Необходимо помнить, что порядок заключения договоров, предусмотренный ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не распространяется на договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 2 ст. 17.1 указанного закона).
Условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, ЗК РФ и другими федеральными законами (п. 1 ст. 39.8 ЗК РФ). При этом в договоре аренды не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом (п. 14 ст. 39.8 ЗК РФ).
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на основании п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582. Подробнее об этом здесь.
Срок, на который может быть заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен пп. 8, 9, 12 ст. 39.8 ЗК РФ в зависимости от того, для каких целей предоставляется земельный участок, и других обстоятельств. Подробнее об этом см. в отдельном материале Энциклопедии решений.
Если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен на срок более 5 лет, для него п. 9 ст. 22 ЗК РФ предусмотрены специальные правила, касающиеся передачи прав по договору, его изменения и расторжения: - арендатор по такому договору имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления, если иное не установлено федеральными законами; - изменение условий такого договора без согласия его арендатора и ограничение установленных договором прав его арендатора не допускаются; - досрочное расторжение такого договора по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором, если иное не предусмотрено ЗК РФ и другим федеральным законом. По общему правилу, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ). Подробнее об этом здесь.
Статьей 39.8 ЗК РФ также установлены особенности аренды находящихся в государственной, муниципальной собственности земельных участков, предоставленных для проведения работ, связанных с пользованием недрами (п. 2), расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользовани (п. 4), на которых расположены самовольные постройки (п. 7.1), расположенных в охранной зоне (п. 13), зарезервированных для государственных, муниципальных нужд (п. 16). В ряде случаев особенности правового регулирования договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности, предусмотрены иными федеральными законами (см., например, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ, ст. 35 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ, п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах